Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ




Формирование философской позиции К. Маркса

В 40-е годы XIX века на общественную арену выходит учение Карла Маркса (1818–1883), развиваемое им совместно с Фридрихом Энгельсом (1820–1895). Оно становится значительным идейно-политическим течением в Европе в 70–90 годах XIX века и теоретической базой соответствующих политических партий конца XIX – начала XX веков. К наиболее видным последователям марксизма можно отнести А. Бебеля и К. Каутского в Германии, П. Лафарга во Франции, А. Грамши в Италии, Г. Плеханова и В. Ленина в России. Марксизм как теория представляет собой систему взаимосвязанных идей философского мировоззрения, экономического и социально-политического знания.

В эволюции философского мировоззрения Маркса можно выделить два этапа. Ранний (1841–1845) – период формирования методологии исследования классических философских вопросов, относящихся к проблематике природы, сущности человека, общественных отношений. И поздний этап (с 1845 г.), для которого характерна разработка конкретных концепций, связанных с выбором программ практических действий и общественного преобразования (о законах истории, значении материального производства в жизнедеятельности общества, коммунистическом идеале, классовой борьбе, социальной революции). Делалось это уже на базе ранее созданного философского мировоззрения и политико-экономического анализа капиталистического способа производства.

Возникновение марксизма имеет свои истоки, на первое место из которых следует поставить объективные социально-исторические причины и условия, сделавшие возможным и необходимым создание философии, уже в самом начале своего становления открыто заявившей о своей цели и задаче: не только объяснить, но изменить мир (К. Маркс. Тезисы о Фейербахе, 1845). Середина и вторая половина XIX века – это эпоха индустриального развития капитализма, экономических кризисов, революций, национальных войн. Социальные противоречия выливались в массовые выступления рабочих против тяжелых условий труда и жизни. К ним относятся: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, революция 1848 г. Эти процессы нашли отражение у Маркса в виде его теории классовой борьбы, роли пролетариата в преобразовании общества революционным путем. Маркс изучает новое для Германии общественное движение – социализм и коммунизм, знакомится с социалистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов. Принимая идею необходимости преобразования общества, он критикует утопичность проектов этого преобразования, в частности, понимание социальной справедливости через идею уравнительности.




Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли, прежде всего, западноевропейской. Но наибольшее влияние на нее оказали: немецкая классическая философия, представленная И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем и Л. Фейербахом; анлийская политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо; французский утопический социализм Ш. Фурье и А.К. Сен-Симона. Исходный пункт эволюции философского мировоззрения Маркса – идеи философии Гегеля, прежде всего, его диалектическая теория развития. Но уже в своей докторской диссертации «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841) Маркс, оставаясь еще идеалистом, делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Дальнейшие теоретические исследования и практическая деятельность приводят Маркса к мысли о несоответствии теоретических положений философии Гегеля реальным общественным отношениям. Особо привлекает Маркса материалистическая философия Фейербаха с его критикой идеалистического понимания Гегелем сущности человека. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса заключалось еще и в том, что Фейербах соединил в своей философии традицию гуманизма (осмысление человека как высшей ценности истории) с атеистической критикой религии и мыслями о гуманизации отношений людей к природе и друг другу.

Окончательный переход Маркса на материалистические позиции философии (1844) связан с изучением политической экономии. Побудительной причиной интереса к этой области знания стало влияние Энгельса, самостоятельно пришедшего к материализму, увлеченного в это время философией Фейербаха и хорошо знавшего политическую экономию Смита и Рикардо. Критическая работа Энгельса «Наброски критики политической экономии» (1844) и навела Маркса на мысль о необходимости исследований в этой области.

Научные исследования этого периода обобщены Марксом в «Экономическо-философских рукописях» (1844), в которых исследуются проблемы сущности и отчуждения человека в обществе (то есть такого положения, когда деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, чуждую самому человеку). Сама идея отчуждения человека рассматривалась и в философии Просвещения, и в немецкой классической философии. Маркс же не только анализирует, но стремится решить эту проблему. Сущность человека, полагает Маркс, есть труд. Однако фактически труд оказывается для него чем-то внешним, не принадлежащим его сущности. И человек в своем труде не утверждает себя, а как бы отрицает.

Поэтому в центре внимания Маркса понятие отчужденного труда, которое фиксирует, во-первых, отношение работника к продукту его труда, во-вторых, характер самой производительной деятельности, в-третьих, исторически определенные производственные отношения.





Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 609; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9849 - | 7417 - или читать все...

Читайте также:

 

35.173.47.43 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.