double arrow

Роль философии в жизни общества

Еще один источник возникновения философии – социально-исторический. Но его анализ приводит нас к ответу на другие вопросы: где исторически, когда и почему возникает философия. Поняв социальные причины возникновения философии, мы одновременно получим представление о месте и времени ее появления.

1. Радикальное изменение отношений человека с природой вследствие роста производительных сил. (Переход от бронзы к железу.) И то и другое потребовало адекватных форм миропонимания.

2. Появление товарно-денежных отношений. Они раскрепостили дух предприимчивости и свободы, подняли роль человека; привели к расширению горизонта видения других миров и культур и на этой основе возможности взаимообогащения культур.

3. Возникновение новых общественных сил, для которых старое мироощущение, мифологизированное мировоззрение уже мало что объясняло и упорядочивало в этом мире. Сложная социальная структура общества и потребность в осознании характера отношений между ними породили потребность в новом уровне мировоззрения – философии.

4. Рост научных знаний, что изменило дух эпохи.

Когда и где начали действовать эти причины? Ответ на этот вопрос не следует упрощать, т.к. возникновение философии – это процесс. Попытка осмыслить этот процесс приводит к неолитической революции, к такому событию в истории человечества, которое впервые обнаруживало возможности, приведшие в конечном счете к возникновению философии. Ее сущность составляет революция в средствах труда; переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Неолитическая революция завершилась возникновением первых цивилизаций в истории человечества в конце III тысячелетия до н.э., в начале и середине II тысячелетия до н.э.: в Китае, Индии, Египте, Греции. Но здесь пока нет философии, есть предфилософия переходной формы от мифологии к философии. Что значит развитая мифология? Это та ее часть, где активно ставились мировоззренческие проблемы. В рамках предфилософии на протяжении многих веков решалось противоречие между мифологией, основанной на чувственно-образном, нерациональном воображении и начатками научного мышления, между фантазирующим мифотворчеством и научным методом. Это противоречие окончательно было разрешено к середине I тысячелетия до н.э. В Индии, Китае, Греции возникла философия. Это время, примерно, между 700-200 г. до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал его "осевой эпохой", "осевым временем". "Осевая эпоха" – время рождения и мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Идея К. Ясперса об "осевом времени" очень популярна сегодня среди философов, размышляющих о единстве и многообразии мировой истории.

Ясперс подчеркивает факт, что почти одновременно, независимо друг от друга, образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Основное, что их сближало и являлось основной характеристикой "осевой эпохи", – это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу "доосевых культур". Человек здесь как бы пробудился впервые к ясному, отчетливому мышлению; возникла рефлексия, недоверие к жизненному опыту и знанию – то есть та почва, на которой вырастает философское мышление. Общим для этой эпохи, считает К. Ясперс, является то, что в человеческих пограничных ситуациях встают самые острые вопросы, именно в это время человек осознает хрупкость своего бытия и в то же время создает идеи и образы, с помощью которых может жить дольше. "Завершилась эпоха мифологическая с ее самоуспокоенностью, с само-собой-понятностью. Началась борьба против мифа со стороны рациональности и рационально проясненного опыта; борьба за трансцендентного единого Бога против демонов. Это общее изменение человеческого бытия можно назвать одухотворением... Человек больше не замкнут в себе. Он неведом для самого себя, а потому открыт для новых безграничных возможностей", – писал К. Ясперс в книге "Смысл и назначение истории".

Пробуждение духа и есть, по Ясперсу, начало общей истории человечества, которое до того было разделено на несвязанные между собой культуры. Нам важна эта идея потому, что знаменует собой "общую судьбу", "общую ситуацию", общеисторическое бытие, так ощутимые и требующие философского анализа сегодняшние проблемы.

Заключение. Философия становилась как новая духовная ориентация человека в мире, в которой происходит как осмысление мира в целом, человека в мире, так и "отбрасывание" человека к самому себе. Ибо только тот, кто есть он сам, и способен подтвердить это в одиночестве. Философия изначально решает вечную задачу: обрести разум в самом существовании; вносит беспокойство в ложную успокоенность жизни.

Сегодня специфику философского знания определяют три признака:

Это знание всеобщего. Необходимость таких знаний обусловливается тем, что чистому разуму, науке не подменить жизнь, а придать разуму жизненность может только философия.

Философское знание рефлективно. Философская рефлексия – это самоосмысление, борьба мнений, взаимовлияние, взаимоотражение идей, поиск путей к истине. Это вопрошание. Сегодня необходимо занимать философскую позицию при рассмотрении любой проблемы. Действительность парадоксальна, помочь осмыслить ее – задача философии.

Философия плюралистична, она ничейная земля, по выражению английского философа-логика Б. Рассела. Со времени ее возникновения она существует как множество школ, течений, направлений, как диалоговое мышление. Сегодняшняя действительность может быть "схвачена" только диалоговым мышлением.

Философия изначально выводила сознание человека из обыденности, из повседневного опыта, помогала освобождаться от поверхностного и стереотипного видения действительности.

Сегодня как никогда существует необходимость в жизненном факте философствования. Необходимость – это не полезность. С точки зрения полезности для чего-то философия не необходима. Истинная необходимость – это необходимость для каждого человека быть самим собой и ответить на вопрос, каким должен быть человек, чтобы слыть человеком.

Чтобы понять, что такое настоящее (а нам только кажется, что мы можем ответить на этот вопрос), необходимо самостоятельное мышление, разумное мышление. Путь разумного мышления ведет в глубины, к предельным вопросам бытия, заставляет размышлять, искать смысл и жизненные ориентиры.


Сейчас читают про: