Причины, конфликтов. Любой конфликт имеет в своей основе противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в ситуацию, тем острее конфликт.
Избежать конфликтов невозможно, но есть способ избавиться от разрушительного влияния на взаимоотношения людей — научиться выбирать эффективные стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
Прежде чем принимать те или иные решения, касающиеся конкретной конфликтной ситуации, необходимо знать следующее:
• В чем суть конфликта?
• Кто является участником конфликтной ситуации?
• Каковы позиции и интересы участников конфликта?
• Каковы отношения участников конфликта и их эмоциональные установки по отношению друг к другу?
Причины конфликтов достаточно разнообразны. В связи с тем, что конфликты происходят при взаимодействии индивидов, групп между собой, а неадекватное восприятие индивида (группы) окружающими часто приводит к резкому усилению агрессивности этого индивида (группы), рассмотрим более подробно механизм формирования ответной реакций, воспользовавшись понятием «Я-концепция».
|
|
У каждого человека формируется свой образ, свое видение собственной персоны, своего «Я», т. е. то, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем и на основе чего он строит взаимоотношения с другими людьми, как сам к себе относится.
Стабильность «Я-образа» служит предпосылкой последо вательности и устойчивости поведения человека. Если индивид оценивает объективно свои способности и в процессе работы допускает неточность или ошибку, то при обнаружении этой ошибки коллегой правильно реагирует (при прочих равных условиях) и воспринимает замечание. При завышенной самооценке замечание будет воспринято либо как оскорбление, либо не будет услышано. При заниженной самооценке появятся долгие переживания, вплоть до отказа работать дальше над полученным заданием.
В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального «Я». Они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического «комфорта» личности. Вместе с тем эти же механизмы могут затруднить восприятие критических замечаний, так как нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе.
Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и конфликтность поведения.
|
|
Данная концепция включает компоненты двух «Я»:«Я» как деятеля и «Я» как объекта отношений со стороны членов значимой для него группы. В первом случае мы рассматриваем индивида посредством его отношения к другим, во втором отношение индивида к самому себе опосредовано отношением к нему окружающих.
На основании рассмотренного подхода формируется чувство собственного достоинства личности, ее самоуважение. Неучет этого фактора на практике часто ведет к непониманию окружающими поведения индивида и как следствие этого,— к вольному и невольному созданию конфликтных ситуаций.
Признание возможностей и способностей специалиста сказывается на его самооценке, осознании собственного «Я», организации поведения в коллективе, группе.
При изучении мотивации и предупреждения конфликтов было выявлено, что у людей необходимо создавать ощущение их собственной значимости, важности для выполнения поставленной задачи, отмечать и поощрять хорошее выполнение ими задания. В случае неудачи необходимо очень тщательно разобраться в ее причине и подобрать такую форму наказания, чтобы не уронить достоинства специалиста.
Условием формирования адекватного представления личности о себе являются восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения и изучения информации обратной связи.
Процесс получения обратной связи во взаимодействии с индивидом проиллюстрируем при помощи модели, предложенной американскими психологами и получившей название «окно Джохари».
Представленный квадрат обозначает информацию о свойствах личности. Вертикальная линия делит эту информацию на две части: ту, которую индивид знает о себе (левая часть), и ту, которую он о себе не знает (правая часть). Горизонтальная линия делит всю информацию на известную другим об этом человеке (верхняя часть) и на неизвестную — нижняя часть.
ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ О СЕБЕ
«Открытая зона* (1) представляет собой сведения об индивиде, известные и ему самому о себе, и окружающим (фамилия, имя, должность, цвет волос и т. д.). Эти данные проявляются в ходе свободного открытого обмена личностной информацией между индивидом и другими людьми. Большая «открытая зона» предполагает доверительные отношения индивида с партнерами, выдачу им дополнительной информации, например, о своих привычках, вкусах, настроении и т. д.
«Слепая зона» (2) содержит информацию об индивиде, которая есть у других людей, но неизвестна ему самому, т. е. это мнение окружающих о личности, которое складывается в процессе общения с ней. При желании эту информацию индивид может получить при общении, при помощи взглядов, реплик, видеотренинга.
Индивид, получая информацию обратной связи о себе, узнает мнение окружающих о своем поведении, поступках, о том, как он выглядит в их глазах.
Если это мнение совпадает с точкой зрения индивида, то дальнейшее общение происходит нормально. Если же полученная информация хуже мнения индивида о себе, то срабатывают защитные механизмы, и может возникнуть конфликт, либо могут прерваться отношения индивида с теми, кто эту информацию передал.
Если передаваемая информация намеренно завышена, то это воспринимается как лесть.
Вообще передача информации из «слепой зоны» в «открытую» может использоваться как средство манипуляции сознанием других людей.
Значительное количество межличностных конфликтов происходит из-за неправильно полученной или понятой информации индивидом о самом себе или из-за неумения эту информацию получить.
«Скрытая зона» представляет собой информацию об индивиде, которая ему о себе известна, но скрыта от окружающих: дополнительные знания, умения, черты характера, манера поведения. По тем или иным причинам эти сведения либо скрываются от окружающих, либо не было случая их продемонстрировать.
|
|
Большая «скрытая зона» у индивида свидетельствует о его замкнутости, нежелании «раскрываться» перед окружающими, что, в свою очередь, может вызвать к нему чувство недоверия, раздражения и т. п.
«Неизвестная зона» включает сведения об индивиде, которые ни ему самому, ни окружающим не известны. Это данные о его личностных особенностях и возможностях. Они могут проявиться лишь в особых экстремальных ситуациях, но могут и не проявиться в течение всей жизни. К таким данным вносятся экстрасенсорные возможности, сверхбыстрая реакция, математические способности и т. д.
Следовательно, когда механизм обратной связи работает л поведение индивида соответствует ожиданиям окружающих, конфликт можно предупредить.
СЕТКА ТОМАСА-КИЛМЕННА
Попадая в различные конфликтные ситуации, вы должны быть вооружены соответствующей стратегией разрешения конфликта.
Определение стилей разрешения конфликта. Существует 5 основных стилей разрешения конфликта. В основу их положена система, называемая методом Томаса-Килменна. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух или более сторон.
Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны. Если представить это,в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликта.
Эта сетка поможет вам определить собственный стиль или стиль любого другого человека. Начните со стороны, на которой отмечены активные и пассивные действия. Если ваша реакция пассивна, то вы будете стараться выйти из конфликта; если активна — вы предпримете попытки разрешить его. Такие оценки вы можете сделать для себя и для других участвующих в конфликте сторон.