Дипломная работа может носить характер исследования, проектной или методической (дидактической) разработки. Проектная разработка может представлять из себя программный продукт, интернет-ресурс, мультимедиа презентацию, технологию, проект продвижения продукта или компании и пр. Возможно совмещение исследовательской работы в качестве первой части диплома и проектной реализации во второй.
В работе вне зависимости от выбранной темы студент должен отразить все основные этапы своей самостоятельной работы, представленные в следующей обобщенной схеме:
- формулировка проблемы;
- общий анализ состояния вопроса, включая литературный, историко-теоретический или практико-эмпирический обзоры;
- анализ ситуации, поиск противоречий и «белых пятен», определение цели работы.
Для исследовательских работ выполняется:
- выделение объекта, предмета, методов и средств исследования;
- постановка задач на исследование;
- выбор исходных данных для исследования;
- формулировка гипотезы исследования;
|
|
- планирование эксперимента в процессе исследования;
- поэлементная проверка гипотезы исследования;
- выбор и использование средств многоаспектного исследования;
- анализ результатов исследования;
- разработка вопросов влияния полученных результатов на социум.
Для проектных работ выполняется:
- анализ аналогов и постановка задач на проектирование (разработку);
- выбор исходных параметров (данных) объекта проектирования;
- разработка концептуальной модели проектируемого объекта;
- структурно-функциональная модель проектируемого объекта;
- выбор и обоснование методов и средств разработки;
- разработка и анализ вариантов эскизного проекта и обоснованный выбор одного из них;
- окончательная реализация объекта;
- пример эффективного применения объекта разработки.
Отдельные этапы в зависимости от специфики объекта могут раскрываться с различной степенью подробности либо быть пропущенными, но общая логика нисходящего проектирования – от общей постановки проблемы до разработки окончательного детального варианта ее решения должна быть сохранена.
Для методических (дидактических) работ выполняется:
- анализ проектной дидактической ситуации в конкретной профессионально-ориентированной коммуникативной среде;
- разработка и анализ вариантов проектируемой дидактической модели и соотнесение ее с реальными условиями функционирования на рынке образовательных услуг;
- интеграция выбранной педагогической технологии в образовательную подсистему (или включение разработанного дидактического элемента в структуру педагогической системы с рассмотрением его взаимосвязей и взаимодействия с другими ее элементами);
|
|
- разработка мультимедийного проекта для включения в конкретное дидактическое или методическое сопровождение (например, дидактический комплекс для обучения профессии, методическое пособие, обучающая программа и др.) в рамках воспроизводства профессии.
Далее для всех видов дипломных работ отмечаются:
- эргономические аспекты и вопросы безопасности жизнедеятельности и экологии;
- дидактические и методические аспекты проектирования или исследования;
- возможности модификации объекта с целью расширения области его применения;
- обоснование экономической (социально-экономической) эффективности проекта;
- практическая и теоретическая значимость исследования.