Соединение деталей (сборочных единиц) должно обеспечивать точность их положения или перемещения,надежность эксплуатации и простоту ремонта. В этой связи к конструкции соединений могут предъявляться различные требования.В одних случаях необходимо получить подвижное соединение с зазором, в других - неподвижное соединение с натягом.
ЗазоромS называют разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, т.е. S = D - d.
НатягомN называют разность размеров отверстия и вала, если размер вала больше размера отверстия.При подобном соотношении диаметров d и D натяг можно считать отрицательным зазором, т.е.
N = - S = - (D-d) = d - D, (12)
Зазоры и натяги обеспечиваются не только точностью размеров отдельно взятых деталей,но, главным образом, соотношением размеров сопрягаемых поверхностей- посадкой.
Посадкой называют характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов.
В зависимости от расположения полей допусков отверстия и вала посадки подразделяют на три группы:
|
|
- посадки с зазором(обеспечивают зазор в соединении);
- посадки с натягом(обеспечивают натяг в соединении);
- переходные посадки (дают возможность получать в соединениях как зазоры, так и натяги).
Посадки с зазором характеризуются предельными зазорами - наибольшим и наименьшим.Наибольший зазор Smax равен разности наибольшего предельного размера отверстия и наименьшего предельного размера вала.Наименьший зазор Smin равен разности наименьшего предельного размера отверстия и наибольшего предельного размера вала.К посадкам с зазором относятся также посадки,в которых нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала.
Для образования натяга диаметр вала до сборки обязательно должен быть больше диаметра отверстия. В собранном состоянии диаметры обеих деталей в зоне сопряжения уравниваются.Наибольший натяг Nmax равен разности наибольшего предельного размера вала и наименьшего предельного размера отверстия.Наименьший натяг Nmin равен разности наименьшего предельного размера вала и наибольшего предельного размера отверстия.
Nmax= dmax-Dmin; Nmin= dmin-Dmax.
Предельные натяги, как и предельные зазоры, удобно вычислять через предельные отклонения:
, (13)
Переходные посадки. Основной особенностью переходных посадок является то, что в соединениях деталей, относящихся к одним и тем же партиям,могут получаться или зазоры, или натяги. Переходные посадки характеризуются наибольшими зазорами и наибольшими натягами.
На основании расчетов сделаем следующие выводы:
- так как отрицательные зазоры равны положительным натягам и наоборот,то для определения в переходной посадке значений Smax и Nmax достаточно вычислить оба предельных зазора или оба предельных натяга;
|
|
- при правильном вычислении Smin или Nmin обязательно окажутся отрицательными,и по абсолютным значениям будут равняться соответственно Nmax или Smax.
Допуск посадки ТП равен сумме допусков отверстия и вала. Для посадок с зазором допуск посадки равен допуску зазора или разности предельных зазоров:
ТП = TS= Smax-Smin, (14)
Аналогично можно доказать,что для посадок с натягом допуск посадки равен допуску натяга или разности натягов:
ТП = TN= Nmax-Nmin, (15)