Этап модернизма

Вопрос. Этапы развития ОПМ

Этап

1) Восток

Название этапа – Древний Мир

Хрон.рамки – IV – III тыс. до Н.Э. – V в. Н.Э.

Регионы – Египет, Иран, Индия, Древний Китай, Вавилон, Ассирия, частично Древняя Греция.

Особенности ОПМ на данном этапе: Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, а выражалась в мифологической форме; господствовало понимание божественного происхождения власти

Т.о. ОПМ – элемент мифологии. Искл. Древний Китай: ОПМ – элемент учений.

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.

У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой власти, давая ему для её осуществления особые внутренние силы и способности.

Основные проблемы данного этапа: сущность власти и образ правителя; Власть – сверхъестественна.

Основные направления – обоснование власти и существующих порядков

2) Запад

Название – Древний Мир

Хрон.рамки – IV – III тыс. до Н.Э – V в. Н.Э.

Регионы – отчасти Древняя Греция (V в. до Н.Э)

Особенности: ОПМ – элемент мифологии. Но в Древней Греции примерно в V в. до Н.Э. началось освобождение политических взглядов от мифологической формы, становление их как относительно самостоятельной части философии; поиск и определение идеальной формы правителя.

Проблемы: Сущность власти и образ правителя; правитель может быть избран по жребию

Осн. направления/течения – критика существующих порядков с позиций угнетённых (раннее христианство); обоснование власти и существующих порядков

3) Русь

Название – Древний Мир

Хрон.рамки – IV-III тыс. до Н.Э. – V в. Н.Э.

Регионы – Аркаим (IV-III тыс. до Н.Э.)

Особенности: ОПМ – элемент?

Проблемы -?

Течения -?

Этап

1) Восток

Название – Средний Восток

Хрон.рамки – V в. Н.Э. – XV в. Н.Э.

Регионы – Арабский восток с VI в., Япония с VII в.

Особенности – ОПМ носит теологический характер. Религии: Индуизм, Буддизм, Ислам, Синто, Даосизм, Неоконфуцианство.

Основная тема: Взаимоотношение государства и церкви по поводу власти. Унифония («единое звучание») – слитность в одном правителе светской и церковной власти.

Основные течения: официальные (религиозные) концепции власти.

2) Запад

Название этапа – Средневековье

Хрон.рамки – V в. Н.Э. – XV в. Н.Э.

Регионы – Империя Карла Великого IX в., Франция, Германия, Италия

Особенность ОПМ – носит теологический характер. Религия: западное христианство - католичество

Основная тема – Взаимоотношение государства и церкви по поводу власти; Полифония («многозвучие») – разделение власти между церковью и государством и борьба между ними за власть.

Течения/направления – Религиозные концепции власти. Еретизм – религиозные люди, не согласные с официальной церковью.

3) Русь

Название – Древняя Русь (X в.)

Хрон.рамки – V в. Н.Э. – XV в. Н.Э.

Регион – Киевская Русь

Особенности: ОПМ носит теологический характер. Религия: Восточное христианство – православие

Основная тема - Взаимоотношение государства и церкви по поводу власти; Симфония (согласованные звуки) – гармония власти церкви и государства

Течения/направления – официальные концепции власти

Этап

1) Восток

Хрон.рамки: XV – XVII вв.

Остальное остаётся неизменным.

2) Запад

Название – Возрождение и реформация

Хрон.рамки –XV – XVII вв.

Особенность – переход от теологических концепций власти к светским (Бога нет, всё решает человек); зарождение новой западной цивилизации.

Основная тема/проблема – сущность власти, правитель и народ.

Течения: 1. обоснование абсолютной власти правителя; какой будет власть – определяет правитель. 2. Реформация церкви (Мартин Лютер, Кальвин); 3.Иезуитство (орден иезуитов) – цель: восстановить власть. 4. Социальные утопии – мечты народа о хорошей жизни (Томас Мор)

3) Русь

Название этапа – Средневековье

Хронологические рамки - XV – XVII вв.

Основные течения – Абсолютизм власти (Иван Грозный); Церковный раскол

Этап

1) Восток – без изменений

2) Запад

Название – Просвещение

Хрон.рамки – XVII – XVIII вв.

Особенности ОПМ – полное вытеснение религии наукой => рационализм ОПМ; вытеснение Бога человеком.

Основная тема/проблема – разумное устройство государства и гражданина в нём

Течения/направления – Либерализм, консерватизм, революционный демократизм

3) Русь

Хрон.рамки – XVII – XVIII вв.

Течения/направления – Вольтериантсво, консерватизм, революционный демократизм

Этап

1) Восток – без изменений

2) Запад

Название – Эпоха модернизма (капитализма)

С XIX – сер. XX

Особенность – ОПМ превращается в науку; упрочение буржуазных прав и свобод, принятие соответствующих кодексов и конституций

Проблема/тема – Отношение государства и гражданского общества

Основные течения – Либеральный модернизм технического прогресса, консерватизм, фашизм, нацизм, марксизм – доведение революции до абсолюта

3) Русь

Этап модернизма

XIX – сер. XX

Течения – западники, славянофилы, ленинизм, сталинизм

Этап

1) Восток

Название – Глобализация

II пол. XX в. – нач. XIX

Особенность ОПМ – переход от теории национальной политики, национальных государств к теории мировой политики

Основная тема/проблема – устройство политического мира в целом

Течения/направленияпантюркизм (культурное и политическое течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности.), панисламизм (религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира), концепция негритюда (всемирная борьба народов с темным цветом кожи за свободу и единство.)

2) Запад

Название – Глобализация

II пол. XX в. – нач. XIX

Особенность ОПМ – переход от теории национальной политики, национальных государств к теории мировой политики;

Основная тема/проблема – устройство политического мира в целом

Осн. направления – новый мировой порядок

3) Русь

Название – Глобализация

II пол. XX в. – нач. XIX

(Мы вынуждены быть едиными; глобализация строится на западных ценностях)

Особенность ОПМ – переход от теории национальной политики, национальных государств к теории мировой политики;

Основная тема/проблема – устройство политического мира в целом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: