Политические взгляды Платона и Аристотеля

Платон

История политической науки начинается с Платона (428-348гг до н.э), работы которого «Государство», «Политик», «Законы» были первыми классическими трудами политической науки. Будучи учеником Сократа, Платон в течение 8 лет ходил за ним по пятам и записывал всё, что слышал от учителя. Его собственные сочинения построены в форме диалогов, в большинстве которых Сократ является основным действующим лицом. После смерти Сократа для Платона начался период странствий. Платон побывал в в Южной Италии, Египте,где был посвящен жрецами в тайное знание. Через 12 лет Платон вернулся в Афины и открыл собственную школу рационалистического знания – Академию, где обучали публично и открыто выражать свои мысли

Платон - родоначальник системы объективного идеализма, то есть первичным и вечным является божественный «мир идей», а весь окружающий нас природный и социальный мир, или «мир вещей», - вторичным, производным. Мир нельзя постичь с помощью органов чувств, опыта, наблюдения. Он постигается с помощью мышления, ума, логических рассуждений, и потому носит название «умопостигаемого мира».

Платон построил умозрительную модель идеального государства. В идеальном государстве не должно происходить никаких изменений, поскольку все должно быть устроено наилучшим образом. Государство должно быть единым и гармоничным. Цель государства – объединить людей и сделать их счастливее. Идеальное государство должно соответствовать природе человека и состоять из трех частей (сословий), каждая из которых – добродетель:

  1. Разумная часть – мудрость (правители, философы) – не должны обладать какой-либо собственностью, зависят от общества.
  2. Яростная часть – мужество (воины) - не должны обладать какой-либо собственностью, зависят от общества.
  3. Вожделеющая – умеренность (крестьяне и ремесленники). – имеют только ту собственность, которая может помочь им в производственной деятельности.

-Пока в государствах не будут царствовать философы, или цари не научатся философствовать, государствам не избавиться от зол.Все сословия должны существовать в дружбе и быть уверенными в том, что все они - братья.

-Государство как совместное поселение создается благодаря многообразию человеческих потребностей и разделению труда.

-Платон предлагает для правящего класса особый образ жизни, то есть отмену института семьи как начала частной собственности и об общественном воспитании детей.

1)Дети, рожденные вне брака, отдаются на воспитание обществу.

2)Лучшие женщины – лучшим мужчинам, худшие – худшим. Потомство лучших следует воспитывать, а потомство худших – нет.

3)Все рождающееся потомство забирают от родителей и воспитывают так, чтобы каждый почитал каждого родным себе.

4)Союзы юношей и девушек – «сисситии». Им запрещается иметь золото и серебро, это исключает споры из-за денег и имущества.

5)Нельзя рассказывать детям мифы, в которых воины воюют с богами, т..к ребенок не может понять, правда это или нет, а впечатления остаются на всю жизнь.

Идеальная форма государственного устройства – аристократическая республика, на основе которой правят лучшие из граждан. Аристократия сменятся Тимократией – властью силы и честолюбия, смысл – обогащение. Тимократия перерастает во власть немногих – олигархию, где есть разделение на богатых и бедных. Победа бедных означает переход к демократическому гос. устройству. При демократии – не власть народа, а власть тех, под чьим влиянием он находится. Демократия вводила неограниченную свободу и приводила к хаосу и люди переставали считаться с законами, а это приводило в тирании – порядок, но потеря свободы человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: