double arrow

Политические идеи Реформации и контрреформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Орден иезуитов)

Реформация – массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Причины Реформации (кратко):

. поборы

. вымогательства

. непристойное поведение первосвященников

. сопротивление буржуазии

Мартин Лютер – христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Основополагающие принципы учения Лютера: спасение только верой, благодатью и Библией.

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания». В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного.




Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», — писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.



95 тезисов – документ на латинском языке, в котором основное внимание уделяется критике практики индульгенций и эксклюзивных прав Папы Римского прощать грехи, а также, утверждение Священного Писания как единственного авторитета.

Мартин Лютер считал, что Реформацию можно провести мирным путём, но идея «духовного мятежа» не получила поддержки масс. Восстание немецких рыцарей и погромы католических храмов показали, что Реформацию мирным путём не осуществить. Дальше началась Крестьянская Война во главе с Томасом Мюнцером.

То́мас (Фома) Мю́нцер– немецкий проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (Крестьянская война).

Основная мысль проповедей Мюнцера была направлена против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках». Он отрицал Писание, считая, что лишь тот кто истерзан духом, кто в бурях познал Бога – только тот является Божьим Избранником. Главная его идея – кровавое истребление врагов Христа.

В городах, обьятых восстанием проводится «общность имуществ»: Мюнцер отбирает монастырские владения, захватываются дворянские замки и монастыри. Начавшуюся Реформацию Мюнцер трактовал наиболее радикально, призывая к полному социальному перевороту и установлению народной власти.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык — средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и «тысячелетнего царства», не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

Крестьянская война закончилась полным разгромом. Мюнцер бежал, но был пойман. Его пытали и обезглавили.

Жан Кальвин – французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

Контрреформация – Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом — известна в истории как Контрреформация». Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Иезуитство - или Орден Иезуитов – мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Официальное название — Общество Иисуса, также Орден св. Игнатия (по имени основателя).

Члены ордена подчиняются уставу, построенному на принципах строгого единоначалия и безусловной дисциплины. В дополнение к трем обычным монашеским обетам (целомудрие, бедность, послушание) дают особый обет – абсолютного повиновения папе. Им разрешается носить светскую одежду, налагать церковные наказания или освобождать от них. Иезуиты могут самим себе давать освобождение от религиозных предписаний и запрещений, они не подчиняются местным епископам.

Во главе ордена стоит генерал, которого избирает пожизненно генеральная конгрегация ордена. Генерал подчинен папе, а фактически действует совершенно самостоятельно. Железная дисциплина в сочетании с обязательным взаимным шпионажем связывает все звенья ордена воедино, создавая прочную и гибкую организацию. С момента возникновения ордена, Иезуиты преследовали наиболее реакционные цели: боролись против Реформации, против развития передовой науки, демократии в прогресса.

Для оправдания своих действий Иезуиты. создали особую систему моральных предписаний, согласно которой для достижения своих целей они могут использовать любые средства. «Всё на благо католической церкви».

14.Идеи социализма в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы






Сейчас читают про: