Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Дальнейшее развитие идей социализма




Новое политико-правовое мышление наметило тен­денцию перехода от сословного к гражданскому общест­ву в общеевропейском масштабе. В XVI в. обозначились правовые и политические основы гражданского общест­ва.

Во-первых, утверждалась идея природного, морально­го, правового, религиозного равенства людей, идея, ле­жащая в основе и новых политико-правовых концепций, и массовых религиозно-политических движений.

Во-вто­рых, после почти полуторатысячелетнего перерыва госу­дарство рассматривалось как общественное явление, не только самостоятельное по отношению к религии и цер­кви, но и даже имеющее превосходство над ними.

Новая политико-правовая идеология основывалась на рационалистической методологии и изучении государст­венно-правовой практики. За главную предпосылку, обу­словливающую необходимость и деятельность государст­ва, бралась «природа человека», его склонности и инте­ресы. Государство и право логически выводились из этой посылки, рассматривались в связи с интересами людей, их отношениями, историей и природной средой. Эти ме­тодологические положения были подчинены задаче обо­снования антифеодальной программы, ряда общечелове­ческих ценностей. Такова идея личности, освобожден­ной от феодальных оков и наделенной рядом прав и сво­бод. Концепция прав человека сложилась на последую­щих этапах развития политико-правовой идеологии, но ее теоретические основы заложены в трудах мыслителей XVI в.[14]

В XVI в. речь шла еще преимущественно о преодоле­нии религиозного и церковного отчуждения: опираю­щиеся на многовековую традицию церковь и религия, когда-то созданные людьми, превратились в чуждую им силу противостоящего народу духовенства, иррациональ­ных обрядов, догм. Стремление преодолеть это отчужде­ние и породило Реформацию. Большинством реформато­ров проблема политического отчуждения рассматрива­лась как производная от религиозной и церковной про­блем. В то же время раскованность мысли в период Воз­рождения положила начало созданию множества рацио­налистических политико-правовых концепций.

Среди теоретиков той эпохи наиболее значителен Макиавелли, однако он много сделал для теоретического обоснования политического отчуждения. Коль скоро сфера полити­ки — это область деятельности политиков, то народ от политики неизбежно отчужден. Именно поэтому Макиа­велли — республиканец, а не демократ: он высоко ценит нравственные качества народа, но народу в государстве не отводится активная роль (только утверждение зако­нов, выбор должностных лиц, оценка их деятельности, охрана государственного строя). Можно истолковать концепцию смешанной республики как идею защиты гражданского общества от произвольной власти тирана: но сама власть в любом ее виде и проявлении рассмат­ривается как нечто принципиально отделенное от обще­ства хотя бы теми особыми правилами, которыми она должна руководствоваться, проводя политику. Поэтому для исследования политики как таковой труды Макиа­велли имеют непреходящее значение. Но проблема по­литического отчуждения в его концепции вечна и нераз­решима.




Многие программные идеи XVI в. получили развитие в буржуазной политике-правовой идеологии последую­щих веков; таковы идеи незыблемости частной собствен­ности и договорных отношений, свободы промыслов и торговли, осуществление которых при формальном ра­венстве лиц образует капиталистический вариант граж­данского общества. Для XVI в. эти идеи и тенденции их реализации были прогрессивны, поскольку вели к сокру­шению феодально-сословного строя.

Но в том же веке стали складываться теории, отрицавшие не только фео­дально-сословное общество, но и любой строй, основан­ный на частной собственности и имущественном нера­венстве. Взгляд на платоновскую общность имуществ как на основу рационально организованного общества с самого начала был коррективом к буржуазному образу гражданского общества, содержал идею его социализа­ции. Ранние социалисты теоретически доказывали недостаточность лишь формального равенства людей. Идея производства и распределения на основе общественном собственности более всею была порождена стремлением достичь социального равенства и свободы люден, их материальной обеспеченности.

В условиях низкого уровня развития производства это равенство в их трудах доводилось до уравнительности (даже одинаковой пищи и одежды), ограничения потребностей членов общества. Необходимость государственного или общественного ру­ководства экономикой, не знающей товарно-денежных отношений, порождала мысль о детальной законодатель­ной регламентации отношений производства и потребле­ния, быта и образования. Неумение найти стимулы к труду в обществе без конкуренции и частной собствен­ности вело к преувеличению возможностей прямого го­сударственного принуждения и надзора над процессом труда. Получилось так, что стремление преодолеть анта­гонизмы общества, порожденные частной собственнос­тью, привело к умозрительному конструированию обще­ства, совпадающего с государством. Это государство при всей необычности для того времени его демократических форм все же противостояло народу, поддерживая раз на­всегда разработанный философский идеал. Именно поэ­тому Кампанелла, идеи которого по всем положениям отличались от взглядов Макиавелли, сходится с ним в определении форм и степени участия народа в управле­нии государством: народ в Городе Солнца все же не оп­ределяет политику, а, скорее, лишь оценивает ее.



Теорию «общественного договора», основы которого были заложены еще Т. Мором и Т. Кампанелла, развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588 — 1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан Жак Руссо (17121778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга. Т. Гоббс в произведениях «О гражданке» и «Левиафан» Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане — сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир[15].

Причину возникновения политической власти и государства он связывал, как основатели идей социализма, с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.

Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения — контракта, как продукт человеческих действий. Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключали общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед договаривавшимися индивидами. В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе.

Идеи естественного права, созвучные произведениям мыслителей Мора и Кампанеллы можно проследить в трудах голландского юриста XVII века Гуго Гроция. Согласно Гроцию, это и есть «право в собственном смысле слова», и «оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности». Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению, «но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными»[16]. Характеризуя естественное право как право в собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле (т. е. формы волеустановленного права) является правом в конечном счете постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Таким образом, идеи социалистического типа государственных и общественных отношений, основоположниками которых стали Т. Мор и Т.Кампанелла, нашли свое дальнейшее развитие в трудах более поздних мыслителей. Более того, их идеи, несмотря на свою утопичность, нашли практическое применение в построение государственного строя некоторых государств, включая, например, создание теории коммунизма Ф. Энгельсом и возникновение Советского Союза.





Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 930; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9094 - | 7292 - или читать все...

Читайте также:

  1. I.II. Первый комплекс ГТО и дальнейшее его развитие
  2. IV. Развитие структуры Церкви
  3. IV. Развитие теории папского верховенства и дальнейшее расхождение Церквей. Апогей могущества Византии. Крещение Руси. События 1054 г
  4. XI. Характеристика XIV в. в церковной истории. Церкви балканских народов. Дальнейшее правление династии Палеологов. Интеллектуальная жизнь в Византии
  5. XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства
  6. А. Испытание на растяжение. Целью лабораторных работ является развитие у студентов навыков самостоятельной работы на приборах и электрических печах
  7. А.В. Мирошевская, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный». Цель: диагностическая, эмоциональное раскрепощение, развитие творческих способностей
  8. Агрессия. Говоря об агрессивном аспекте диады дитя/мать, Винникотт называет состояние, с которого начинается развитие ребенка
  9. Альным развитием этих чувств
  10. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Завершением немецкой классической философии явился антропологический материализм (символично, что диалектическое развитие немецкой классики привело к
  11. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме
  12. Б) ступенчатое развитие (условная схема)


 

54.161.31.247 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.