Идея папоцезаризма и ее критика в Русской политической мысли XV-XVII В. В. (нил сорский, И. Волоцкий, филофей, Никон)

Основные течения Руси XV – XVI вв:

- Папоцезаризм (стяжатели и патриарх Никон)

- Цезарепапизм (Нестяжатели, Иван IV)

- Симфония власти (Москва – третий Рим)

- Десокрализация власти (Андрей Курбский, Иван Пересветов, Иван Тимофеев)

- Религиозная социальная утопия Феодосия Косого

НЕСТЯЖАТЕЛИ XV век (Нил Сорский)

Богатые монастыри должны отказаться от земель и прикрепленных крестьян. Нестяжатели настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда (жить в скиту). То есть церковь должна вернуться к раннему христианству и должна заниматься только духовной деятельностью. Отделение церкви от экономической и политической жизни.

СТЯЖАТЕЛИ (Иосиф Волоцкий)

Церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Церковь должна оставаться мощной, богатой, экономически и политически влиятельной силой. Каждый отдельный монах должен быть лично нестяжателем (богата церковь, но не монах). Духовная власть должна быть выше светской. Законы государства должны быть Божьими законами. Еретики должны преследоваться государством как уголовники.

ТЕОРИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». (Филофей)

Главный вывод Филофея: Два Рима падоши, Третий стоит, а четвертому не бывати.

Московское царство становится хранителем православной веры. Так как, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима во «второй Рим» - Константинополь, а оттуда в Москву. Филофей считал, что это накладывает особую моральную ответственность на московских государей. Они должны быть защитниками всех народов и обязаны сохранять чистоту веры. Царь не может быть любым человеком, а должен быть потомком Константина (Византийского). Царь на Руси должен быть боговенчанным. Русский царь должен заботиться о своих подданных и судить по правде (христианские законы). Должен заботиться о церквах. Церковь обязана говорить правду царю.

НИКОН

Господь сотворил два светила: солнце и луну. И две власти. Царская власть вторична. Священство выше царства, ибо от священства царство помазуется. Обе власти необходимы. Мирская власть только для внешней обороны. От симфонии властей Никон переходит к папоцезаризму.

Критика «самовластия» и идеи политического реформирования в произведениях М. Грека, И. Пересветова, И. Тимофеева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: