Теория просвещенного абсолютизма в русской политической мысли XVIII в

Екатерина II проводила политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о «союзе государей и философов». Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.

Веку Просвещения свойственно особое видение мира: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина типологически было сходно с сознанием его современника — европейца.

характерные черты Просвещения:

*идея равенства всех людей,

*государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

*именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

*все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»;

*просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

*признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Вопрос 26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: