Неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевой патологии. Структура и степень речевой недостаточности зависят от локализации и тяжести мозгового поражения. Эти факторы связаны со временем патогенного влияния на мозг. Наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наиболее интенсивной дифференцировки нервных клеток.
Наиболее частыми причинами, вызывающими недоразвитие мозга и приводящими к тяжелым нарушениям речи, являются инфекции и интоксикации матери во время беременности, родовая травма, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
При алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и психическом развитии. Общее недоразвитие речи (ОНР) у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью.
|
|
Если неблагоприятное воздействие на речевые зоны мозга ребенка произойдет в период, когда речь его уже сформировалась, может случиться ее распад – афазия.
Общее недоразвитие речи обычно является следствием законченного патологического процесса.
Его следует отличать от нарушений речевого развития при текущих нервно-психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и многих других). По сравнению с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, у детей с выраженной речевой патологией в основном наблюдаются остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы – минимальная мозговая дисфункция (ММД).
В этиологии нарушений речи особое место занимает перинатальная энцефалопатия – поражение мозга, возникшее в период родов.
В зависимости от степени выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы при нарушениях речи могут наблюдаться:
1) локальный речевой дефект (недостаточность речевых зон коры головного мозга), при котором нарушения познавательной сферы вторичны;
2) сочетанный психоречевой дефект (недостаточность не только речевых зон, но и височно-теменно-затылочных областей коры головного мозга), в структуру которого входят нарушения познавательной сферы и речи.
Причины нарушений опорно-двигательного аппарата |
1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более 400 факторов могут оказать воздействие на ЦНС развивающегося плода, особенно в период до 4 мес. внутриутробного развития): - инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (особенно таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.); - последствия острых и хронических соматических заболеваний матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения); - тяжелые токсикозы беременности; - несовместимость по резус-фактору или группам крови; - травмы, ушибы плода; - интоксикации; - экологические вредности. 2. Родовая травма, асфиксия 3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни: - нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.); - травмы, ушибы головы ребенка; - осложнение после прививок. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП. |
33. Виды и варианты нарушений анализаторов.
|
|
Анализатор – совокупность центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней сред организма.
При непосредственном воздействии различных факторов окружающей среды с участием анализаторов в организме возникают ощущения (отражение свойств предметов объективного мира).
Особенность ощущений – модальность (совокупность ощущений, обеспечиваемых каким-либо одним анализатором (пр: зрение, слух, и т.д.)).
Внутри каждой модальности в соответствии с видом (качеством) сенсорного впечатления можно выделить разные качества, или валентности (пр: зрение различение цвета; вкус ощущение горького, сладкого, соленого, и т.д.).
ВИДЫ АНАЛИЗАТОРОВ:
В основу классификации могут быть положены различные признаки: природа действующего раздражителя, характер возникающих ощущений, уровень чувствительности рецепторов, скорость адаптации, роль и др.
По назначению (по роли). 1. Внешние анализаторы – воспринимают и анализируют изменения внешней среды. Их возбуждение воспринимается субъективно в виде ощущений.
–зрительный; –слуховой; –обонятельный; –вкусовой; –тактильный; –температурный.
2. Внутренние (висцеральные) анализаторы – воспринимают и анализируют изменения внутренней среды организма, показателей гомеостазиса.
Колебания в пределах нормы у здорового человека обычно не воспринимаются субъективно в виде ощущений. Однако информация, идущая из внутренней среды, играет важную роль в регуляции функций внутренних органов, обеспечивая приспособление организма к различным сторонам его жизнедеятельности.
3. Анализаторы положения тела – воспринимают и анализируют изменения положения тела в пространстве и частей тела друг относительно друга.
–вестибулярный; – двигательный (кинестетический). Импульс доходит до нашего сознания.
Представив наглядную структуру анализатора, нетрудно понять, что повреждение его, врождённое или прижизненное, может реализовываться в трёх вариантах:
1. повреждение рецептора, - примером которого может служить попадание осколка снаряда в глаза или разрушение барабанной перепонки вследствие мощного взрыва недалеко от человека;
2. повреждение нервного волокна, соединяющего рецептор с центром, примером которого может служить неврит слухового нерва, приводящий в наиболее тяжёлых случаях к абсолютной потере слуха;
3. повреждение корковой части анализатора вследствие травмы, инфекционного процесса, сосудистых или онкологических факторов. В данном случае речь идёт о корковой слепоте или глухоте.