Недостатки

Кадровая политика на предприятии

Набор персонала

Любая организация практически всегда испытывает потребность в персонале. Необходимость привлечения персонала предполагает: выработку стратегии привлечения, которая бы обеспечила согласованность соответствующих мероприятий с общеорганизационной стратегией; выбор варианта привлечения; определение перечня требований к кандидатам; установление уровня оплаты труда, способов мотивации и перспектив служебного роста; осуществление практических действий по привлечению персонала. В процессе набора и создания резерва работников для занятия вакантных должностей организация удовлетворяет свою потребность в кадрах.

Набор персонала - массовое привлечение персонала в какую-либо организацию, с целью создания необходимого резерва кандидатов на замещение вакантных мест.

Источники привлечения персонала делятся на внешние и внутренние, ниже приведены примеры внешних и внутренних источников привлечения персонала, а так же достоинства и недостатки использования этих источников.

Виды источников привлечения персонала

Внутренний источник:

1. Объявление о найме в средствах информации фирмы.

2. Просмотр картотеки личного состава кадров.

3. Опрос родственников и знакомых.

4. Запрос сотрудников.

5. Альтернативы найму – изменение трудовых отношений путем:

- сверхурочной работы;

-. совмещения должностей;

- временного наема кадров;

- переноса отпусков;

-.многосменного режима работ.

Внешний источник:

1 Объявления в средствах массовой информации.

2. Вербовка.

3.. Компьютеризированные службы подбора работников (Internet-технологии).

4. Биржа труда, рекрутерские фирмы, агентства.

5. Использование ярмарок, выставок, фестивалей для информации о вакансиях.

6. Наем студентов во время каникул.

7. Профориентация учащихся колледжей, вузов, школ.

8. Лизинг персонала.

9. Лица, сами обратившиеся в организацию в поисках работы.

Достоинства

Внутренний источник

1. Снижение затрат на привлечение персонала.

2. Более полная информация о возможностях кандидата.

3. Наглядное развитие карьеры.

4. Меньший срок поиска претендентов.

Внешний источник:

1. Большой выбор кандидатов.

2. Возможность появления новых идей и приемов работы.

3. Меньшая психологическая напряженность в коллективе.

4. Удовлетворение количественной потребности в персонале.

Недостатки

Внутренний источник:

1. Угроза возникновения психологической напряженности в коллективе.

2. Меньший выбор кандидатов.

3. Меньшая активность (недостатки организации менее заметны, привычны).

4. «Семейственность» => застой идей.

5. Может возникнуть количественная потребность в персонале на освобождающемся рабочем месте.

Внешний источник:

1 Большие затраты на привлечение персонала.

2. Большой срок поиска.

3. Длительный период адаптации кандидата.

4. Отсутствие полной информации о возможностях кадров.

5. Возможность ухудшения рабочего климата – «обида» среди давно работающих.

Источники привлечения персонала различаются по степени эффективности, как показывает практика, самым эффективным источником привлечения персонала являются рекомендации друзей и родственников, а так же рекомендации кадровых агентств.

Шаги, которые следует предпринять для привлечения потенциальных кандидатов:

1-й шаг - Проанализировать уровень заработной платы на рынке труда.

2-й шаг - Принять решение о том, какой уровень оплаты может предложить ваша организация.

3-й шаг - Принять решение о том, какие дополнительные льготы ваша организация может предложить для привлечения высококвалифицированных специалистов.

4-й шаг - Выбор наиболее подходящего канала распространения рекламного объявления в средствах массовой информации, специальные стенды и др.

5-й шаг - Составление текста рекламного объявления. В тексте рекламного объявления должно быть указано:

• наименование вакантной должности,

• требования к потенциальным кандидатам (критерии отбора),

• информация, призванная заинтересовать, привлечь потенциальных кандидатов (уровень зарплаты, льготы, условия труда, сведения об организации и др.) [16; 142].

Методы набора персонала могут быть активными и пассивными.

Активные методы – к ним обычно прибегают в случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение. Прежде всего – это вербовка персонала, т.е. иначе говоря, налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников. Ее обычно проводят непосредственно в учебных заведениях, и это является преимуществом, так как кандидаты «неиспорченные» и их не нужно «ломать». Вербуют сотрудников у конкурентов, через государственные центры занятости и через частные посреднические фирмы. Сравнительно дешевле обходится привлечение сотрудников с помощью личных связей работающего персонала. Путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий, праздниках, фестивалях и формируя свой имидж, организация может также осуществить набор (вербовку) кадров.

Презентации позволяют привлечь случайных прохожих или живущих неподалеку лиц, и кто ищет дополнительные заработки.

Ярмарка вакансий в основном предназначена для людей, желающих поменять работу.

Праздники и фестивали привлекают квалифицированных специалистов, интересующихся именно данной организацией.

Выше перечисленные методы привлечения кадров в основном применимы к работникам массовых специальностей, имеющих средний и низкий уровень квалификации. Для привлечения высококвалифицированных специалистов, с узкой специальностью следует использовать иные способы привлечения.

Пассивные методы

К пассивным методам набора персонала прибегают, когда предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос. Одной из разновидностей пассивных методов привлечения персонала является размещение объявлений о вакантных должностях, о уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда и сведений во внешних и внутренних средствах массовой информации.

Телевидение позволяет обеспечить более широкую аудиторию, однако стоимость рекламы чрезвычайно высока, адресность незначительна.

Реклама по радио обходится многократно дешевле и аудитория также широка, но слушают его, как правило, только во время работы. За счет применения данного способа размещения рекламы в основном можно привлечь лиц, желающих поменять работу. Объявления должны формировать имидж организации. Они не должны содержать дискриминационных моментов, но должны быть броскими, интересными, краткими, хорошо написанными, законными, правдиво отражающими требования, предъявляемые к претендентам, условия работы и оплаты труда.

В объявлениях следует отражать следующие сведения: особенности организации; характеристику должности; требования к соискателю; систему оплаты; льготы и стимулы; особенности процесса отбора (необходимые документы, сроки их подачи); адрес и контактные телефоны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: