Порядок ввода чрезвычайного положения

В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

При этом если сообщение о введении чрезвычайного положения Государственной Думе имеет скорее информационное значение, то такое сообщение Совету Федерации влечет за собой существенные правовые последствия, так как согласно п. "в" ст. 102 Конституции к ведению именно Совета Федерации относится утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения. Отказ Совета Федерации утвердить указ главы государства о введении чрезвычайного положения означает, что такой указ приходит в противоречие с Конституцией Российской Федерации, следовательно, реализация предусмотренных в нем мер чрезвычайного характера далее недопустима.

Институт утверждения указа Президента о введении чрезвычайного положения ставит главу государства в определенную зависимость от Совета Федерации.

Согласно ст.7 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" после обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно более короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного.

Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Отказывая в утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения, Совет Федерации берет на себя политическую ответственность за обеспечение безопасности граждан и защиту конституционного строя, гарантированию которых служит введение чрезвычайного положения. Однако Конституция не определяет ни субъектов этой ответственности, ни ее форм.

Законодатель установил, что при введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

В связи с тем, что чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации еще не вводилось, практики особенностей деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в этот период нет (см. Чрезвычайное положение: практика введения в современной России).

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

·обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения и обоснование необходимости его введения;

·перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан;

·государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление чрезвычайных мер и их компетенция;

·границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение, время вступления указа в силу, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения - о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения чрезвычайного положения, о поручениях Правительству и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа.

Указ должен быть незамедлительно обнародован по каналам радио и телевидения, а также официально опубликован.

Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении чрезвычайного положения Президент издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.

С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения.

При получении данного указа, председатель Совет Федерации незамедлительно направляет его текст Комитету Совета Федерации по безопасности и обороне и Комитету по делам Федерации и региональной политике. Ими подготавливаются заключения об утверждении указа Президента о введении режима чрезвычайного положения.

Рассмотрение вопроса об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на заседании Совета Федерации начинается с доклада Президента Российской Федерации, либо по его поручению полномочного представителя Президента в Совете Федерации, после чего оглашаются заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета по делам Федерации и региональной политике. Утверждение указа принимается/отклоняется большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (часть 3 ст. 102 конституции) и оформляется постановлением Совета Федерации. Данное постановление незамедлительно направляется Президенту Российской Федерации и в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации, причем с соблюдением требований, установленных для введения чрезвычайного положения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом о чрезвычайном положении не имеет разницы, вводится ли чрезвычайное положение на всей территории нашей страны или же ограничивается отдельными местностями: механизм его введения един независимо от того, какую территорию оно охватывает.

Исходя из ст. 38 Закона о чрезвычайном положении в случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях РФ федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел Российской Федерации), в течение суток с момента принятия Советом Федерации постановления об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для его введения.

В соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного Пакта о гражданских и политических правах, в случае объявления чрезвычайного положения Президент России в трехдневный срок принимает меры к оповещению Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанному Международному Пакту, об объеме этих отступлений и причинах такого решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: