Социология – это наука, исследующая человека как социальный тип, как тип личности, наделенный типичными чертами, обретенными в процессе функционирования социальных общностей. Вместе с тем в ее поле зрения включены и реально существующие личности, чье формирование обусловлено спецификой «текущих» общественно-культурных условий. Но изучаются не их индивидуальные особенности, а социально-типичное в человеке, его функции и роли, а также социально значимая деятельность. Социальное в человеке является исходным, главным в социологическом анализе личности.
Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии.
Личность непрерывно связано с обществом. Общество в свою очередь представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей, все общественные процессы - экономические, политические, духовные и другие - складываются из деятельности людей, представляющих собой те или иные личности.
|
|
В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность. "Человеком рождаются, а личностью становятся". Какими личностями становятся те или иные люди - это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.
1. Понятие личности
Сам термин «личность» происходит от слова личина – маска. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.
Понятие «личность» следует отличать от понятий «человек», «индивид» и «индивидуальность».
В понятии «человек» отражаются черты, свойственные человеческому роду. Он обладает членораздельной речью и сознанием, способностью создавать орудия и использовать их в процессе общественного труда, направленного на удовлетворение потребностей. «Индивид» — понятие, обозначающее конкретного человека как единицу общества, конкретного носителя всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д. Однако не каждый индивид является личностью, носителем социально обусловленных психологических свойств и качеств. Родившийся ребенок – индивид, но еще не личность. Взрослого человека с патологией в своем развитии также можно назвать индивидом, но не личностью.
|
|
В понятии «индивидуальность» фиксируется особенное, самобытное, отличающее одного индивида от другого. Это могут быть физиологические, психологические, культурные и другие особенности.
Личность – явление социальное, продукт развития общества, объект и субъект исторического процесса, общественных отношений.
Личность выступает как качество человека, а человек есть носитель этого качества: качество быть личностью присуще человеку как социальному существу, то есть личность — это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека.
Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения — ее чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется
Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, — ценностные ориентации. Совокупность сложившихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.
Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.
2. Социализация личности как взаимосвязь личности и общества