Пожарное оборудование



ВВЕДЕНИЕ

Настоящий раздел содержит информацию по составу, размещению и работе пожарного оборудования вертолета, а также указания по техническому обслуживанию пожарного оборудования при его эксплу­атации.

При эксплуатации и техническом обслуживании пожарного оборудования следует дополнительно руководствоваться Регламентом технического обслуживания вертолета.



ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Изм. Номер раздела, подраздела, пункта Номер страницы Номер документа Входящий номер сопроводитель- ного документа и дата Под- пись Дата
изменен-ной новой аннули-рованной
                 

Изм. Номер раздела, подраздела, пункта Номер страницы Номер документа Входящий номер сопроводитель- ного документа и дата Под- пись Дата
изменен-ной новой аннули-рованной
                 

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ СТРАНИЦ

Раздел, под­раздел, пункт Стр. Дата Раздел, под­раздел, пункт Стр. Дата
Шмуцтитул разд. 026 Введение Лист регистра­ции изменений Перечень действующих страниц Содержание 026.00.00 026.10.00 026.20.00 – 1/2 1 2 1/2 1 2 3/4 1 2 201/202 203/204 1 2 3/4 5 6 7 8 9 10 11/12 101/102 201/202 203/204 205/206 207/208 209 210 211/212 1 2 3 4 5 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Нояб 06/04 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 026.20.00 6 7 8 101 102 201/202 203 204 205/206 207 208 209/210 211 212 213/214 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел,
подраздел,

Наименование пунктСтр.

ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 026.00.00 1

ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 026.00.00

Технология обслуживания 201/202

СРЕДСТВА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 026.10.00

Описание и работа 1

1. Общие сведения 1

2. Описание 2

2.1. Система обнаружения пожара 2

2.1.1. Датчик ДПС 2

2.1.2. Исполнительный блок ССП-ФК-БИ 2

2.2. Система оповещения о пожаре 5

2.2.1. Световая сигнализация 5

2.2.2. Дополнительные сигналы оповещения 5

2.3. Индикация о работе средств пожаротушения 5

2.4. Контроль исправности системы сигнализации 6

2.4.1. Проверка исправности ламп и цепей их питания 6

2.4.2. Контроль исправности датчиков ДПС 6
и цепей их питания

3. Работа 7

3.1. Подготовка схем к работе 7

3.2. Работа схемы обнаружения, сигнализации 8
и пожаротушения

3.3. Работа схемы контроля 10


Раздел,
подразел,
Наименование пунктСтр.

Отыскание и устранение неисправностей 101/102

Технология обслуживания 201/202

СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ 026.00.00

Описание и работа 1

1. Общие сведения 1

2. Описание 1

2.1. Стационарная система пожаро-
тушения 1

2.1.1. Огнетушители УБШ-4 - 4 (огне-
тушители типа 1-4-4) 1

2.1.2. Система подачи огнегасящего состава 3

2.1.3. Распылители 3

2.1.4. Система управления пожаро-
тушением 4

2.1.5. Система индикации 5

2.1.6. Контроль исправности системы
пожаротушения 5

2.2. Переносные огнетушители 6

3. Работа 6

3.1. Работа схемы управления пожаро-
тушением 6

3.1.1. Порядок действий при несрабатывании 6
автоматической разрядки баллона
I очереди

3.1.2. Порядок действий при срабатывании 6
автоматической разрядки баллона
I очереди, но пожар в отсеке
не ликвидирован


Раздел,
подраздел,

НаименованиепунктСтр.

3.1.3. Порядок действий при израсходовании 026.20.00 6
баллона I очереди

3.2. Работа пироголовки огнетушителя 7

3.3. Работа схемы контроля 7

Отыскание и устранение неисправностей 101

Технология обслуживания 201/202

ОГНЕТУШИТЕЛЬ УБШ-4-4 026.21.00*

ОГНЕТУШИТЕЛЬ ОР-1 026.20.00*

 
 

*Покупные изделия – подробное описание приводится в РЭ покупного изделия.



ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Пожарное оборудование предназначено для обнаружения, сигнализации и ликвидации пожара в защищаемых отсеках.

Пожарное оборудование вертолета состоит из системы сигнализации о пожаре и системы пожароту­шения.

Обнаружение пожара и оповещение экипажа обеспечивается электрической системой сигнализации о пожаре ССП-ФК.

На вертолете установлены три комплекта аппаратуры ССП-ФК, которые обеспечивают защиту всех опасных в пожарном отношении отсеков фюзеляжа: отсека левого двигателя ТВ3-117ВМ; отсека правого двигателя ТВ3-117ВМ; отсека главного редуктора и расходного топливного бака; отсека двигателя АИ-9В; отсека керосинового обогревателя КО-50.

Система ССП-ФК обеспечивает также автоматическое включение средств пожаротушения того отсека, из которого получен сигнал о пожаре.

Система пожаротушения обеспечивает хранение огнегасящего состава и распределение его по защи­щаемым отсекам вертолета.

Стационарная система пожаротушения состоит из двух баллонов типа УБШ с огнегасящим составом с обеспечением их разрядки в две очереди, трубопроводов, распылителей и аппаратуры автоматического и ручного управления подачей огнегасящего состава в каждую зону пожаротушения.

В грузовой кабине вертолета, на стенке перегородки по шпангоуту № 5Н, у проема сдвижной двери и на левом борту в пилотской кабине шпангоут № 4 установлены два ручных переносных огнетушителя ОР-1-2-20-30.*

Крепление огнетушителей ОР-1-2-20-30 – быстросъемное на специальных кронштейнах со стяжными лентами (см. рис. 1).


1. Кронштейн крепления огнетушителя

2. Сопло

3. Пусковой рычаг

4. Огнетушитель

Огнетушитель ОР-1

Рис. 1


ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ – ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Технология обслуживания пожарного оборудования включает:

ТК № 201. Осмотр бортовых переносных огнетушителей ОР-1...................………………………. 203/204



К РО № ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 201 На страницах 203/204
Пункт РО 026.00.00а Наименование работы: Осмотр бортовых переносных огнетушителей ОР-1 Трудоемкость _____ чел.-ч
Содержание операции и технические требования (ТТ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт- роль
Проверьте состояние и крепление бортовых переносных огнетушителей ОР-1, установленных в грузовой кабине. Убедитесь в том, что чека вставлена в огнетушитель, а стопорная булавка – в чеку. Проверьте наличие колпачка на сопле распылителя. При отсутствии колпачка снимите огнетушитель для проверки герметичности    
Контрольно-проверочная аппаратура (КПА) Инструмент и приспособления Расходуемые материалы
     
           


СРЕДСТВА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ОПИСАНИЕ И РАБОТА

1. Общие сведения

Система сигнализации о пожаре ССП-ФК обеспечивает:

обнаружение пожара в защищаемых отсеках вертолета;

оповещение экипажа при помощи световой сигнализации;

выдачу дополнительных сигналов оповещения на аппаратуру речевой информации АЛМАЗ-УП и аппаратуру автоматической регистрации параметров полета БУР-1-2:

автоматическое включение разрядки баллона (см. рис. 1) I очереди в зону того отсека, из которого получен сигнал о пожаре;

индикацию срабатывания средств пожаротушения;

проверку исправности системы и готовности ее к действию.

Система ССП-ФК состоит из исполнительного блока ССП-ФК-БИ и соединенных с ним шести групп датчиков ДПС – по три последовательно соединенных датчика в группе. Система сигнализации шестиканальная по числу групп датчиков.

Принцип работы системы основан на использовании явления возникновения термоэлектродвижущей силы (термо-эдс) в термобатарее датчика при быстром повышении температуры в контролируемом отсеке.

При скорости нарастания температуры в отсеке не ниже установленного значения термо-эдс датчиков достигает величины, достаточной для срабатывания исполнительного блока, который выдает в систему пожарной защиты сигнал напряжением бортсети.

На вертолете установлено три комплекта аппаратуры ССП-ФК, использованы четырнадцать групп датчиков:

в отсеке главного редуктора и расходного топливного бака – четыре группы;

в отсеках левого и правого двигателей ТВ3-117ВМ – по три группы;

в отсеках двигателя АИ-9В и обогревателя КО-50 – по две группы.

Кроме того, система сигнализации оборудована аппаратурой защиты, управления, коммутации, сигнализации и контроля.

Автоматы защиты сети установлены на правой панели АЗС электропульта летчиков под общим трафаретом ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА, аппаратуры управления, сигнализации и контроля – на средней панели электропульта на щитках с трафаретами ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА и КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ.


2. Описание

2.1. Система обнаружения пожара

Система обнаружения пожара по принципу действия представляет собой многоконтурное электрическое устройство, имеющее в каждом контролируемом отсеке вертолета несколько самостоятельных групп датчиков, выдающих сигналы на исполнительные устройства.

В исполнительном блоке каждая группа датчиков подсоединена к своему блоку преобразования сигналов (комбинированному блоку), образуя полностью независимый чувствительный контур. Этим обеспечивается высокая надежность системы, так как при выходе из строя любой группы датчиков работоспособность остальных групп сохраняется. Система способна обнаружить пожар с помощью одного контура чувствительных элементов.

2.1.1. Датчик ДПС

Чувствительным элементом системы обнаружения пожара является датчик ДПС (см. рис. 1).

Датчик 23 представляет собой термобатарею, собранную из трех последовательно соединенных хромель-алюмелевых термопар 26. Рабочие (малоинерционные) спаи электродов имеют значительно меньшие размеры, чем нерабочие (инерционные) спаи. За счет вырезов в колпачке датчика рабочие спаи располагаются открыто, без изоляции от внешней среды контролируемого отсека.

Датчик стыкуется с розеткой ССП-2И-РМ (22) и крепится накидной гайкой 28. Розетка служит для крепления датчика к кронштейну 20 в месте установки и подключения его к схеме.

Работа датчика состоит в том, что при быстром нагреве среды, окружающей датчик, малоинерционные спаи последнего, имеющие меньшую массу, нагреваются значительно быстрее инерционных. За счет разности температур нагрева рабочих и нерабочих спаев на выводных штырях датчика появляется термо-эдс.

На вертолете установлены 42 датчика ДПС, объединенных в 14 групп.

Схема размещения датчиков в отсеках приведена на рис. 1.

2.1.2. Исполнительный блок ССП-ФК-БИ

Исполнительный блок конструктивно состоит из шести исполнительных блоков, каждый из которых соединен со своей группой датчиков.

В исполнительном блоке сигнал датчика усиливается и подается на пороговое устройство. При превышении величины сигнала уровня срабатывания порогового устройства последнее срабатывает и через релейный усилитель мощности выдает напряжение бортсети на выход схемы.

Питание исполнительного блока осуществляется от аккумуляторной шины через автомат защиты сети ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА. СИГНАЛИЗАЦИЯ.

Исполнительные блоки установлены в кабине экипажа на правой этажерке.


1. Баллон огнетушителя УБШ-4-4

2. Прижимное кольцо

3. Пироголовка ПГКц

4. Коллекторный узел

5. Сифонная трубка

6. Манометр

7. Стяжной замок

8. Основание

9. Распылитель в отсеке двигателя АИ-9В

10. Распылительные трубки в отсеке расходного бака

11. Распылители в отсеке главного редуктора

12. Распылительные кольца в отсеке левого двигателя

13. Передний переносной огнетушитель ОР-1

14. Распылители в отсеке обогревателя КО-50

15. Огнетушители УБШ-4-4

16. Трубка отвода огнегасящей жидкости за борт

17. Задний переносной огнетушитель ОР-1

18. Экран

19. Футорка

20. Кронштейн крепления

21. Винт

22. Розетка ССП-2И-РМ

23. Датчик ДПС

24. Основание

25. Колпачок

26. Термопара

27. Контактный штырь

28. Накидная гайка

29. Штуцер

30. Фланец

31. Втулка

32. Предохранительный колпачок

33. Контргайка

34. Пирозапал

35. Пиропатрон ПП-3

36. Цанговый замок

37. Корпус

38. Трубка

39. Бандаж

40. Клапан

41. Входной штуцер

42. Выходной штуцер

43. Пружина штока

Схема пожарной системы

Рис. 1



2.2. Система оповещения о пожаре

2.2.1. Световая сигнализация

Система световой сигнализации о пожаре представляет собой пять сигнальных табло с красными светофильтрами:

два табло ПОЖАР ЛЕВ. ДВ. и ПОЖАР ПРАВ. ДВ. сигнализируют о пожаре, возникшем соответственно в отсеках левого и правого двигателей вертолета;

табло ПОЖАР КО-50 сигнализирует о пожаре в отсеке обогревателя КО-50;

табло ПОЖАР РЕДУК. ВСУ сигнализирует о пожаре в отсеках главного редуктора, расходного топливного бака и двигателя АИ-9В.

Табло установлены на средней панели электропульта летчиков.

Чтобы быстрее привлечь внимание экипажа, табло подключены к системе САС, которая обеспечивает работу сигнальных табло в режиме "Проблеск" с выходом на красный ЦСО, установленный на левой приборной доске летчиков.

2.2.2. Дополнительные сигналы оповещения

Одновременно с подачей питания на табло система пожарной сигнализации обеспечивает выдачу по параллельным цепям дополнительных сигналов оповещения:

на вход блока АЛМАЗ-УП-48 из комплекта аппаратуры речевой информации АЛМАЗ-УП. В зависимости от места пожара сигнал поступает на один из четырех каналов АЛМАЗ-УП, который при этом запускается и обеспечивает выдачу соответствующего речевого сообщения в телефоны левого летчика.

Тексты сообщений заранее вводятся в аппаратуры АЛМАЗ-УП и соответствуют надписям сигнальных табло: ПОЖАР В ОТСЕКЕ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ, ПОЖАР В ОТСЕКЕ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ, ПОЖАР В ОТСЕКЕ ГЛАВНОГО РЕДУКТОРА, ПОЖАР В ОТСЕКЕ ОБОГРЕВАТЕЛЯ.

Речевое сообщение поступает в телефоны левого летчика в циркулярном режиме и повторяется с периодичностью два сообщения за 12 с. Одновременно это же сообщение через командную УКВ-радиостанцию вертолета автоматически передается на наземный пункт управления полетом;

на вход блока БСПИ-4-2 из комплекта системы автоматической регистрации параметров полета БУР-1-2.

Чувствительные элементы накопителя информации аппаратуры БУР-1-2 автоматически регистрируют информацию о пожаре в функции времени.

2.3. Индикация о работе средств пожаротушения

Одновременно с выдачей сигналов оповещения о пожаре схема системы сигнализации обеспечивает автоматическое включение разрядки баллона I очереди в зону пожара и световую индикацию о срабатывании огнетушителей.


Система световой индикации представляет собой восемь сигнальных табло с желтыми светофильтрами – по четыре табло I ОЧЕРЕДЬ и II ОЧЕРЕДЬ, размещенных на щитке сигнализации на средней панели электропульта попарно под сигнальными табло пожара каждого защищаемого отсека.

Такое группирование сигнальных табло на щитке позволяет экипажу быстро получить необходимую информацию как о месте возникновения пожара, так и разрядке баллонов автоматической и ручной очереди в ту или иную зону, а также контролировать работу автоматической системы пожаротушения и свои действия по ликвидации пожара.

2.4. Контроль исправности системы сигнализации

Схема сигнализации о пожаре предусматривает возможность контроля исправности системы и готовности ее к действию.

Контроль исправности системы сигнализации сводится к проверке исправности ламп сигнальных табло и контролю исправности датчиков.

2.4.1. Проверка исправности ламп и цепей их питания

Проверка осуществляется системой САС. При включенном автомате защиты САС на правой панели АЗС и при включении выключателя ПРОВЕРКА ЛАМП на центральном пульте должны загореться четыре табло сигнализации о пожаре и восемь табло I ОЧЕРЕДЬ, II ОЧЕРЕДЬ на средней панели электропульта летчиков.

Лампа табло КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ проверяется установкой выключателя ОГНЕТУШЕНИЕ – КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ на средней панели электропульта в положение КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ.

2.4.2. Контроль исправности датчиков ДПС и цепей их питания

Контроль осуществляется со щитка КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ на средней панели электропульта после установки выключателя ОГНЕТУШЕНИЕ – КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ в положение КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ, при этом на щитке контроля загорается табло КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ с красным светофильтром, свидетельствующее о готовности цепей контроля.

Система контроля работает от аккумуляторной шины 2К через автомат защиты сети ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА. СИГНАЛИЗАЦИЯ и галетный переключатель КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ – КАНАЛЫ. Все 14 групп датчиков ДПС сгруппированы в шесть каналов контроля, каждый из которых подключен к своему контакту переключателя. Для контроля необходимо переключатель поочередно устанавливать в положение проверяемых каналов. При исправности датчиков в группах и их цепей питания на средней панели электропульта будут загораться соответствующие лампы табло, сигнализирующие о пожаре.

Разбивка групп датчиков различных отсеков по каналам контроля приведена в табл. 1.


Таблица 1

Контролируемые отсеки Каналы контроля Горят
  "1" "2" "3" "4" "5" "6" лампы табло
  Левый двигатель Правый двигатель Главный редуктор и расходный бак Двигатель АИ-9 Обогреватель КО-50 Все отсеки   + + + +   + + + +   + + +   +   +   +   38/9 46/9 74/9 102/9 17/14   ПОЖАР ЛЕВ. ДВ. ПОЖАР ПРАВ. ДВ. ПОЖАР РЕДУК. ВСУ ПОЖАР КО-50 Центральный сигнальный огонь ТСК-2
  На всех каналах    

Из табл. 1 видно, в каких положениях переключателя должны загораться лампы пожарной сигнализации тех или иных отсеков. Лампа табло ПОЖАР РЕДУК. ВСУ – общая для отсека главного редуктора и отсека двигателя АИ-9В, должна гореть при установке переключателя в положение всех шести каналов контроля.

Для удобства в эксплуатации и выявления неисправности датчика кронштейны крепления датчиков одноименных каналов во всех отсеках окрашены в одинаковый цвет:

кронштейны крепления датчиков "1" канала – эмалью красного цвета;

кронштейны датчиков "2" канала – эмалью серого цвета;

кронштейны датчиков "3" канала – эмалью зеленого цвета;

кронштейны датчиков "4" канала – эмалью синего цвета;

кронштейны датчиков "5" канала – эмалью желтого цвета;

кронштейны датчиков "6" канала – эмалью коричневого цвета.

3. Работа

3.1. Подготовка схем к работе

Для подготовки пожарной системы к работе должны быть включены автоматы защиты сети СИГНАЛИЗАЦ. (28/9), I ОЧЕРЕДЬ (31/9; 32/9), II ОЧЕРЕДЬ (29/9; 30/9).

Выключатель ОГНЕТУШЕНИЕ – КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ (19/9) на средней панели электропульта должен быть установлен в положение ОГНЕТУШЕНИЕ.

Должна быть включена также система САС автоматом защиты сети (6/14) на правой панели АЗС.

При включении автомата защиты сети СИГНАЛИЗАЦ. (28/9) подается питание на систему обна-


ружения пожара и подготавливаются цепи оповещения о пожаре и сигнализации о срабатывании средств пожаротушения:

питание от аккумуляторной шины 2К через клеммы 1 разъемов Ш4 поступает на вход исполнительных блоков ССП-ФК-БИ (49/9; 78/9; 106/9);

подводится напряжение к нормально замкнутым контактам исполнительных реле (35/9, 43/9, 73/9, 101/9), а через контакты 14-13 реле (26/9) к контакту 5 реле (20/1). Тем самым цепи оповещения о пожаре – лампы (38/9, 46/9, 74/9, 102/9) сигнальных табло, а также цепи выдачи сигналов на блок речевого информатора аппаратуры АЛМАЗ-УП и блок сбора полетной информации аппаратуры БУР-1-2 оказываются подготовленными к работе;

"плюс" от аккумуляторной шины 2К через контакты 5-4 реле (1/9) поступает на обмотки реле (3/9, 8/9, 15/9, 22/9) включения ламп (2/9, 7/9, 14/9, 21/9) табло II ОЧЕРЕДЬ и на обмотки реле (40/9, 47/9, 76/9, 103/9) включения ламп (39/9, 45/9, 75/9, 99/9) табло I ОЧЕРЕДЬ. "Минус" питания обмоток указанных реле подключен к цепям питания пиропатронов баллонов II и I очереди через соответствующие контакты реле (23/9, 34/9) контроля пиропатронов.

При неисправных пиропатронах все реле включения ламп срабатывают и размыкают цепи питания ламп табло II ОЧЕРЕДЬ и I ОЧЕРЕДЬ.

Схема сигнализации о срабатывании средств пожаротушения подготавливается к работе.

При включении автоматов защиты сети I ОЧЕРЕДЬ (31/9, 32/9) подготавливаются цепи срабатывания пиропатронов баллона I очереди:

через контакты 5-4 и 2-1 реле (26/9) подводится напряжение к соответствующим контактам дополнительных реле (35/9, 43/9, 73/9, 101/9). Цепи автоматического срабатывания баллона подготовлены, но до подачи на обмотки исполнительных реле сигнала от системы обнаружения пожара остаются разомкнутыми$

через те же контакты реле (26/9) напряжение подводится к контактам 3 и 4 кнопок (33/9, 68/9, 97/9, 105/9), тем самым подготавливаются к работе цепи ручного включения разрядки баллона I очереди.

При включении автоматов защиты сети II ОЧЕРЕДЬ (29/9,30/9) подготавливаются цепи ручного включения разрядки баллона II ОЧЕРЕДЬ; через контакты 11-10 и 8-7 реле (26/9) напряжение подводится к контактам 3 и 4 кнопок (4/9, 9/9, 16/9, 24/9) ручного включения.

В таком состоянии схема пожарной системы готова к работе.

3.2. Работа схемы обнаружения, сигнализации и пожаротушения

При возникновении пожара в каком-либо из защищаемых отсеков (например, в отсеке левого двигателя) во всех трех группах датчиков ДПС (50/9–58/9) этого отсека вследствие резкого повышения температуры возникает ЭДС. От каждой группы датчиков (например, датчиков 2 канала (поз. 53/9, 54/9, 55/9) через клеммы разъема Ш1 исполнительного блока ССП-ФК-БИ (49/9) поступает сигнал на вход комбинированного блока данной группы. С комбинированного блока подается напряжение бортсети через обмотку реле (35/9) пожарной системы.


Реле (35/9) срабатывает и образует цепи:

аккумуляторная шина 2К, автомат защиты сети СИГНАЛИЗАЦ. (28/9), контакты 11-12 реле (35/9), контакты 49-54 блока БАП-1 (4/14) системы САС, лампа (38/9) табло ПОЖАР ЛЕВ. ДВ.

При появлении сигнала в системе САС на левой панели приборной доски в режиме "Проблеск" загорается красный центральный огонь ТСК-2 (7/14), а на средней панели электропульта табло ТС-5М-1 (38/9) ПОЖАР ЛЕВ. ДВ. При нажатии на центральный огонь табло ПОЖАР ЛЕВ. ДВ. переходит в режим "Постоянное горение", а центральный огонь отключается.

Напряжение с контакта 12 реле (35/9) поступает на блок АЛМАЗ-УП-48 (1/26) из комплекта аппаратуры речевой информации АЛМАЗ-УП. Запускается аппаратура АЛМАЗ-УП. В телефоны левого летчика в циркулярном режиме поступает заранее записанный текст речевого оповещения ПОЖАР В ОТСЕКЕ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ. Одновременно этот текст через радиостанцию "Баклан-20" автоматически передается на наземный пункт управления полетом.

Также напряжение с контакта 12 реле (35/9) поступает на блок сбора полетной информации БСПИ-4-2 (3/72) из комплекта системы автоматической регистрации параметров полета БУР-1-2. Аппаратура БУР-1-2 автоматически регистрирует информацию о пожаре;

две параллельные цепи: аккумуляторная шина, автоматы защиты сети I ОЧЕРЕДЬ (31/9, 32/9), контакты 5-4 и 2-1 реле (26/9), контакты 8-9 и 5-6 реле (35/9), электрозапала пиропатронов (41/9-1, 41/9-2) баллона I очереди, "масса". Пиропатроны срабатывают и огнегасящий состав из баллона I очереди сбрасывается в зону пожара – в отсек левого двигателя.

При срабатывании пиропатрона (41/9-1) снимается "минус" питания с обмотки реле (40/9). Реле (40/9) обесточивается и замыкает цепь:

аккумуляторная шина, автомат защиты СИГНАЛИЗАЦ. (28/9), контакты 5-4 и 1-2 реле (1/9), контакты 2-1 реле (40/9), лампа 39/9, "масса". Загорается табло I ОЧЕРЕДЬ, сигнализируя о разрядке баллона I очереди в зону левого двигателя.

После ликвидации пожара в отсеке сигнал о пожаре снимается: при резком снижении температуры среды, окружающей датчик, термо-эдс в цепи датчиков уменьшается, исполнительный блок ССП-ФК-БИ (49/9), а последнее, в свою очередь – цепь питания лампы (38/9) и остальные цепи оповещения и пожаротушения. Табло ПОЖАР ЛЕВ. ДВ. гаснет, а табло I ОЧЕРЕДЬ продолжает гореть, свидетельствуя об израсходовании баллона I очереди.

Работа схемы при пожаре в любом из защищаемых отсеков вертолета аналогична описанному выше.

Для отсеков главного редуктора, расходного топливного бака и двигателя АИ-9В предусмотрено общее сигнальное табло ПОЖАР РЕДУК. ВСУ, которое загорается при пожаре в любом из этих отсеков.

Огнегасящая жидкость при этом поступает во все три отсека одновременно.

При возникновении пожара в отсеке обогревателя КО-50 сигнал от исполнительного блока ССП-ФК-БИ (106/9) поступает на обмотку реле (101/9). Реле, сработав, образует, кроме цепей сигнализации и пожаротушения, аналогичных рассмотренным выше, дополнительную цепь, обеспечивающую выключение обогревателя КО-50:


аккумуляторная шина, автомат защиты сети СИГНАЛИЗАЦ. (28/9), контакты 11-12 реле (101/9), контакты 4-5 реле (29/3), 4-5 реле (30/3), 7-8 реле (93/9), управляющая обмотка реле (7/16) в схеме электропитания КО-50, "масса". Реле (7/16) срабатывает и размыкает цепи электропитания обогревателя КО-50.

При пожаре в отсеке редуктора и двигателя АИ-9В реле (73/9), сработав, также образует дополнительную цепь:

аккумуляторная шина, автомат защиты сети СИГНАЛИЗАЦ. (28/9), контакты 11 и 12 реле (73/9), управляющая обмотка реле (20/1) системы двигателя АИ-9В, "масса". Реле (20/1) срабатывает и через свои замкнувшиеся контакты 6-5 и контакты 13-14 реле (26/9) становится на самоблокировку. Контакты 1-2 (20/1) размыкают цепь запуска двигателя АИ-9В. Двигатель выключается.

Для снятия самоблокировки реле (20/1) после ликвидации пожара в отсеке редуктора и двигателя АИ-9В необходимо выключить и снова включить автомат защиты сети СИГНАЛИЗАЦ. (28/9).

3.3. Работа схемы контроля

Контроль исправности датчиков системы сигнализации и цепей их питания осуществляется путем установки выключателя КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ – ОГНЕТУШЕНИЕ (19/9) в положение КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ, при этом образуется цепь: аккумуляторная шина, предохранитель КОНТР.ССП (1 15/9), замкнутые контакты 1-2 выключателя (19/9), управляющая обмотка реле (26/9), "масса".

Реле (26/9) срабатывает и своими контактами 2, 5, 8, 11 разрывает цепи питания электрозапалов пиропатронов. Через замкнувшиеся контакты реле (26/9) подается питание на клемму 12 галетного переключателя КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ – КАНАЛЫ (18/9), а через контакты 14-15 на лампу (27/9) КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ. Загорается данное табло, сигнализирующее о готовности цепей контроля. При установке галетного переключателя КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ – КАНАЛЫ (18/9) на какой-либо канал контроля в цепях сигнализации происходит процесс, аналогичный работе схемы при возникновении пожара в соответствующем контролируемом отсеке.

Например, при установке переключателя в положение 2 канал (клемма 4) питание, имитирующее термо-эдс в цепи датчиков данного канала, через клемму 2 разъема Ш2 исполнительного блока ССП-ФК-БИ (49/9) поступает на контрольный вход комбинированного блока, который срабатывает только в случае исправности цепи, подключенной к нему группы из трех последовательно соединенных датчиков ДПС (53/9, 54/9, 55/9).

Сигнал с выхода комбинированного блока через штырь 4 разъема Ш4 исполнительного блока ССП-ФК-БИ (49/9) включает реле (35/9), которое, сработав, через свои замкнувшиеся контакты 11-12 и клеммы 49-54 блока БАП-1 (4/14), подает питание на лампу (38/9) табло ПОЖАР ЛЕВ. ДВ. и ТКС-2 (7/14). Горение этих табло свидетельствует об исправности указанной выше группы датчиков левого двигателя. Одновременно срабатывают исполнительные реле других отсеков, имеющих группы датчиков, подключенные ко 2 каналу контроля.

Реле (35/9), сработав, по цепи:

аккумуляторная шина, предохранитель (115/9), контакты 14-15 реле (26/9), контакты 2-3 реле (35/9), управляющая обмотка реле (26/9) и "масса", реле (26/9) становится на самоблокировку.


Блокировка реле (26/9) снимается при установке галетного переключателя КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ – КАНАЛЫ (18/9) в положение ВЫКЛ.

Работа схемы контроля в других положениях переключателя КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ – КАНАЛЫ (18/9) в основном аналогична:

в положениях переключателя (18/9) 1 КАНАЛ и 2 КАНАЛ срабатывают исполнительные реле (35/9, 43/9, 101/9) и загораются все лампы табло (38/9, 46/9, 74/9, 102/9);

в положениях 3 КАНАЛ срабатывают исполнительные реле (35/9, 43/9) и загорается лампа табло (74/9);

в положениях 4 КАНАЛ, 5 КАНАЛ, 6 КАНАЛ срабатывает исполнительное реле (73/9) и загорается лампа табло (74/9).

ПРИМЕЧАНИЕ. Следует иметь в виду, что по цепям сигнализации всех исполнительных реле при срабатывании последних подаются соответствующие сигналы на изделия АЛМАЗ-УПМ и БУР-1-2, а от исполнительных реле (73/9 и 101/9), кроме того, соответственно, на выключение двигателя АИ-9В и обогревателя КО-50.

После проверки исправности датчиков выключатель ОГНЕТУШЕНИЕ – КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ (19/9) должен быть установлен в положение ОГНЕТУШЕНИЕ. При этом обесточивается управляющая обмотка реле контроля (26/9), контакты 14 и 17 которого разрывают цепи питания лампы (27/9) табло КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ и галетного переключателя (18/9) КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ – КАНАЛЫ, а замкнувшиеся контакты 1-2, 3-5, 7-8, 10-11 подготавливают цепи питания пиропатронов.

3.4. Изменения электросхемы противопожарной системы.

В процессе эксплуатации имели место случаи ложного срабатывания системы сигнализации пожара ССП-ФК по причине выдачи комбинированным блоком кратковременных (ложных) сигналов, возникающих в результате протекания переходных процессов в системе электроснабжения, радиопомех и т.п.

Для исключения ложного срабатывания введена временная задержка (0,6 + 0,15 с) на включение системы пожаротушения, которая обеспечивается панелью задержки ССП-ФК

Панель задержки состоит из четырех реле времени 6П4.561.001-3 с временем задержки 0,6 + 0,15 с и штепсельным разъемом. Панель размещена в грузовой кабине на шпангоуте 1Н.(поз.121/9,122/9,
124/9,125/9).

ПРИМЕЧАНИЕ. В случае установки на вертолете 2-х комбинированных блоков ССП-ФК в состав панели задержки входят три реле времени.

Работа электросхемы сигнализации пожара с введенными реле задержки времени происходит следующим образом (рассмотрим работу одного из каналов).

При срабатывании комбинированного блока ССП-ФК подается напряжение бортсети через штырь 4 разъема ШР4 блока (49/9) на контакты 2 и 4 реле времени (121/9).

Если по истечении времени 0,6 + 0,15 с сигнал со штыря 4 разъема ШР4 не пропал, реле времени срабатывает и подает напряжение бортсети через контакт 5 реле времени (121/9) на управляющую обмотку реле (35/9) системы пожаротушения.

Если же произошло ложное срабатывание комбинированного блока, то по истечении времени менее, чем 0,6 + 0,15 с пропадает сигнал на штыре 4 разъема ШР4 и реле времени не срабатывает.

Работа остальных каналов осуществляется аналогично.



СРЕДСТВА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ – ОТЫСКАНИЕ
И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Таблица 101

Неисправность Возможная причина Устранение неисправности
1. При контроле не горит сигнальная лампа соответствующего отсека при включенном переключателе контроля Неисправен датчик ДПС Обрыв проводов, соединяющих датчик с исполнительным блоком или исполнительный блок с реле пожаротушения Неисправно реле пожаротушения Перегорела лампа сигнального табло Замените датчик Устраните обрыв проводов Замените реле Замените лампу


СРЕДСТВА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ – ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Технология обслуживания средств пожарной сигнализации включает следующие технологические карты:

ТК № 201. Осмотр и проверка состояния и крепления датчиков ДПС и розеток
ССП-2И-РМ средств пожарной сигнализации..............………………………..…........ 203/204

ТК № 202. Осмотр электропроводки датчиков ДПС средств пожарной
сигнализации..................................……………………………..……………................. 205/206

ТК № 203. Осмотр и проверка состояния и крепления блоков ССП-ФК-БИ
средств пожарной сигнализации......................………………… …………….............. 207/208

ТК № 204. Проверка работоспособности средств пожарной сигнализации....……………………….... 209



К РО № ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 201 На страницах 203/204
Пункт РО 026.10.00а Наименование работы: Осмотр и проверка состояния и крепления датчиков ДПС и розеток ССП-2И-РМ средств по­жарной сигнализации Трудоемкость ______чел.-ч
Содержание операции и технические требования (ТТ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт­роль
1. Откройте створки капота силовой установки и крышки отсека обогревателя КО-50 2. Проверьте внешнее состояние датчиков ДПС сигнализации о пожаре ССП-ФК и их розеток ССП-2И-РМ, установленных в двигательных отсеках, отсеке главного редуктора и расходного топливного бака, отсеках двигателя АИ-9В и обогревателя КО-50. Предохранительные колпачки датчиков не должны иметь механических повреждений, а корпусы розеток – трещин и сколов изоляторов. На колпачках датчиков не должно быть пыли, масла и других загрязнений. Загрязненные датчики протереть чистой салфеткой, слегка смоченной бензином 3. Поверьте надежность крепления каждого датчика к розетке, а розеток – к кронштейнам. Накидные гайки крепления датчиков и винты крепления розеток должны быть затянуты и законтрены. Ослабленные накидные гайки винта крепления розеток и их кронштейнов подтяните, нарушенную контровку замените 4. Закройте створки капота силовой установки и крышки отсека керосинового обогревателя.    
Контрольно-проверочная аппаратура (КПА) Инструмент и приспособления Расходуемые материалы
  Плоскогубцы комбинированные Отвертка L =150 мм, В = 6 мм Ключ гаечный S = 5´7 Отвертка для замков капота 8АТ-9100-30 Салфетка хлопчатобумажная Проволока контровочная КС 0,5 Кд Нефрас-С 50/170
           


К РО № ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 202 На страницах 205/206  
Пункт РО 026.10.00б Наименование работы: Осмотр электропроводки датчиков ДПС средств пожарной сигнализации Трудоемкость ______ чел.-ч  
Содержание операции и технические требования (ТТ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт­роль  
1. Откройте створки капота силовой установки и крышки отсека обогревателя КО-50 2. Осмотрите внешнее состояние и проверьте надежность крепления электропроводов, идущих к датчикам ДПС средств пожарной сигнализации ССП-ФК. Электропроводка должна быть надежно отбортована, крепежные хомуты не должны иметь трещин и повреждений резиновых прокладок. Ослабление крепления хомутов не допускается. Повреждения изоляции на проводах не допускаются. При потертостях изоляции поврежденные участки обмотайте хлорвиниловой лентой и наложите нитяной бандаж. Провода, имеющие следы перегрева (потемнение изоляции), замените. 3. Убедитесь в надежности подключения проводов к розеткам датчиков 4. Закройте створки капота силовой установки и крышки керосинового обогревателя      
Контрольно-проверочная аппаратура (КПА) Инструмент и приспособления Расходуемые материалы  
  Плоскогубцы комбинированные Отвертка L = 150 мм; В = 6 мм Отвертка для замков капота 8АТ-9100-30 Лента хлорвиниловая Нитки хлопчатобумажные  
             


К РО № ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 203 На страницах 207/208
Пункт РО 026.10.00в Наименование работы: Осмотр и проверка состояния и крепления блоков ССП-ФК-БИ системы ССП-ФК Трудоемкость _______чел.-ч
Содержание операции и технические требования (ТГ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт­роль
1. Проверьте внешнее состояние и надежность крепления исполнительных блоков ССП-ФК-БИ, установленных в кабине экипажа. Кожухи блоков не должны иметь вмятин и других механических повреждений. Ослабление винтов крепления не допускается 2. Проверьте надежность подсоединения штепсельных разъемов к блокам, исправность контровки. Ослабление затяжки накидных гаек штепсельных разъемов и нарушение контровки не допускаются. 3. Проверьте состояние перемычек металлизации блоков. Убедитесь в надежности их подсоединения к корпусу вертолета. Повреждение перемычек металлизации и ослабление винтов крепления не допускаются    
Контрольно-проверочная аппаратура (КПА) Инструмент и приспособления Расходуемые материалы
  Плоскогубцы комбинированные Отвертка L =150 мм, В = 6 мм Салфетка хлопчатобумажная Проволока контровочная КС 0,5 Кд
           


К РО № ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 204 На страницах 209...211/212
Пункт РО 026.10.00г Наименование работы: Проверка работоспособности системы сигнализации о пожаре Трудоемкость ________чел.-ч
Содержание операции и технические требования (ТГ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТГ Конт­роль
1. Убедитесь, что все выключатели, переключатели и автоматы защиты сети пожарной системы выключены 2. Подключите наземный источник переменного тока 200 В 400 Гц и включите ВУ 3. Проверьте исправность ламп табло, для чего: включите автомат защиты сети САС на правой панели АЗС; включите выключатель ПРОВЕРКА ЛАМП на центральном пульте. На средней панели электропульта должны загораться в режиме "Проблеск" четыре табло сигнализации о пожаре: ПОЖАР ЛЕВ. ДВ., ПОЖАР ПРАВ. ДВ., ПОЖАР КО-50 и ПОЖАР РЕДУК. ВСУ, а на левой приборной доске летчиков – красное центральное табло ТСК-2. На средней панели электропульта должны загореться восемь табло индикации о срабатывании средств пожаротушения: четыре табло I ОЧЕРЕДЬ и четыре табло II ОЧЕРЕДЬ 4. Проверьте исправность датчиков ДПС системы сигнализации о ССП-ФК и цепей их питания, для чего: включите автомат защиты сети ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦ. на правой панели АЗС электропульта; установите выключатель ОГНЕТУШЕНИЕ – КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ на средней панели электропульта в положение КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ. На средней панели электропульта должно загореться табло КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ, свидетельствующее о готовности цепей контроля    

Содержание операции и технические требования (ТТ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт­роль
установите переключатель КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ – КАНАЛЫ на средней панели электропульта последовательно в положения "1", "2", "3", "4", "5", "6" каналов. При исправных датчиках и цепях их питания на средней панели электропульта и на левой приборной доске будет загораться табло, свидетельствующее о пожаре в соответствующем отсеке согласно табл. 1. Таблица 1 Подключение групп датчиков ДПС системы ССП-ФК в защищаемых отсеках вертолета к каналам контроля    
Защищаемый отсек Каналы контроля Должно гореть табло    
"1" "2" "3" "4" "5" "6"
Левый двигатель Правый двигатель Главный редуктор и расходный бак Двигатели АИ-9В Обогреватель КО-50 Все отсеки + + + + + + + + + + + + + + На всех каналах ПОЖАР ЛЕВ. ДВ. ПОЖАР ПРАВ. ДВ. ПОЖАР РЕДУК. ВСУ ПОЖАР РЕДУК. ВСУ ПОЖАР КО-50 Центральный сигнальный огонь ТКС-2    

Содержание операции и технические требования (ТТ) Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ Конт­роль
Если при проверке какая-либо лампа-табло не загорится, пользуясь данными, приведенны­ми в табл. 1 и 2, определите неисправную группу датчиков, подключенную к проверяемому каналу, выявите неисправный датчик в данной группе или неисправный участок цепи, устраните причину неисправности и повторите проверку Таблица 2 Опознавательная окраска кронштейнов крепления датчиков ДПС, подключенных к одноименным каналам контроля    
1 канал Красный
2 канал Серый
3 канал Зеленый
4 канал Синий
5 канал Желтый
6 канал Коричневый
  5. Выключите все выключатели, переключатели и автоматы защиты сети. Отключите аэрод­ромный источник питания
Контрольно-проверочная аппаратура (КПА) Инструмент и приспособления Расходуемые материалы
     
           


СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ – ОПИСАНИЕ И РАБОТА

1. Общие сведения

Средства пожаротушения состоят из стационарной системы пожаротушения и переносных огнетушителей.

Стационарная система применяется для тушения пожара в отсеках двигателей ТВ3-117ВМ, двигателя АИ-9В, главного редуктора, расходного топливного бака и керосинового обогревателя КО-50.

Переносные огнетушители ручного применения могут быть использованы для тушения пожара в кабине экипажа, грузовой кабине и других зонах вертолета, не защищенных стационарной системой пожаротушения.

Стационарная система пожаротушения состоит из двух баллонов типа УБШ (типа 1) с огнегасящим составом (огнетушителей типа 1) с обеспечением их разрядки в зону пожара в две очереди; системы подачи огнегасящего состава от баллонов к распылителям; распылителей огнегасящего состава, размещенных в защищаемых отсеках; системы автоматического и ручного управления подачей огнегасящего состава в каждую зону пожаротушения; системы индикации срабатывания средств пожаротушения; средств контроля исправности системы пожаротушения.

Переносные средства пожаротушения представляют собой два ручных огнетушителя типа ОР-1, размещенных в грузовой кабине.

2. Описание

2.1. Стационарная система пожаротушения

2.1.1. Огнетушители УБШ-4-4 (огнетушители типа 1-4-4)

Специальный авиационный огнетушитель типа УБШ предназначен для хранения огнегасящего состава и представляет собой стальной шаровой баллон, рассчитанный на рабочее давление до 0,150 Па (150 кгс/см2), с переходником, пироголовками, манометром и зарядной гайкой.

На вертолете применены два огнетушителя УБШ-4-4, каждый вместимостью по 4 л и с четырьмя пироголовками. Каждая пироголовка обеспечивает открытие баллона в соответствующий защищаемый отсек.

Включение огнетушителя в действие (разрядка) осуществляется дистанционно от электрического импульса системы управления пожаротушением.

Баллон I (см. 026.10.00, рис. 1) представляет собой стальную сферическую оболочку, покрытую противоосколочной стеклопластиковой оплеткой. В верхнюю полусферу баллона вварена горловина, в которой установлен переходник с сифонной трубкой 5, обеспечивающей лучшие условия выброса огнегасящего состава из полости баллона.

Переходник служит для монтажа на нем пироголовок 3, манометра 6 и зарядной гайки. Гнезда для трех пироголовок предусмотрены сверху и с двух боковых сторон переходника. При установке в верхнее гнездо дополнительного переходника число пироголовок может быть доведено до семи. У огнетушителя УБШ-4-4 дополнительный переходник (как и основной) имеет две пироголовки.


С лицевой стороны основного переходника установлен манометр, а с тыльной – зарядная гайка и ввертный переходник.

При помощи ввертного переходника огнетушитель через трубопровод соединяется с забортным пространством, что позволяет стравить содержимое баллона за борт в случае внезапного прорыва предохранительной мембраны.

Зарядная гайка предназначена для герметизации зарядного отверстия после зарядки огнетушителя. В корпус гайки завальцована предохранительная мембрана, которая разрывается, если давление в баллоне из-за перегрева превысит величину (20±2) МПа [(200±20) кгс/см2].

Баллон заправляется огнегасящим составом фреон 114В массой 5,640 кг и для обеспечения подачи этого состава заряжается воздухом или азотом (ГОСТ 9293-59, сорт А) массой 0,180 кг до давления 10,5...11,5 МПа (105...115 кгс/см2) при температуре 15...20 °С.

Клапанная пироголовка ПГКц является основным запорным узлом огнетушителя, при открытии которого производится выброс огнегасящего состава из баллона в магистраль системы пожаротушения. Установленные на баллоне четыре пироголовки обеспечивают выход огнегасящего состава при подаче его в любую одну зону, защищаемую от пожара, за время не более 1,3 с.

Открытие пироголовки производится с помощью двух пиропатронов типа ПП-3 при подаче на них электрического импульса автоматически – от системы сигнализации о пожаре или вручную – от соответствующей кнопки на средней панели электропульта.

Пироголовка состоит из корпуса 37, цангового замка 36, клапана 40, предохранительной чеки и двух запалов 34.

В верхней части корпуса имеется внутренняя резьба для установки цангового замка, а внутри корпуса – седло, на которое опирается клапан. Сбоку корпуса с одной стороны имеется рабочий штуцер 42 для подсоединения коллектора системы пожаротушения, с другой стороны – два гнезда для установки пиропатронов 35. Гнезда имеют наружную резьбу для крепления пирозапалов 34, к которым подводятся провода от электрической системы управления пожаротушением. Во избежание неправильного подсоединения пирозапалов накидные гайки последних и соответствующие им коллектор системы имеют одинаковые цветные опознавательные кольца (синего, серого, зеленого или черного цвета).

Предохранительная чека служит для предотвращения случайного открытия пироголовки и должна постоянно находиться на пироголовке заряженного огнетушителя. Чека снимается с пироголовки в последнюю очередь после установки и подключения огнетушителя к магистрали системы пожаротушения, установки пиропатронов и проверки исправности их электрических цепей.

Огнетушители установлены в отсеке главного редуктора справа между шпангоутами № 7 и 9 и закреплены к потолочной панели грузовой кабины на круглом основании 8 с приклеенной войлочной прокладкой толщиной 4 мм.

Крепление огнетушителя к чаше основания – легкоразъемное, с помощью прижимного кольца 2 с серьгой и стяжным замком 7. Чаша основания в месте прилегания к обшивке потолочной панели имеет дренажные отверстия.


Передний по полету огнетушитель – первой очереди, задний – второй очереди. Баллоны и относящиеся к ним узлы окрашены красной эмалью.

2.1.2. Система подачи огнегасящего состава

Система подачи огнегасящего состава обеспечивает доставку огнегасящего состава из баллонов огнетушителей в зону пожаротушения.

Каждая зона пожаротушения (защищаемый отсек) обслуживается индивидуальной системой подачи огнегасящего состава, состоящей из коллектора, магистрального трубопровода и распылителей.

Коллектор соединяет выходные рабочие штуцера двух одноименных пироголовок огнетушителей I и II очереди с трубопроводом, ведущим к распылителям соответствующего отсека, обеспечивая подачу в данную магистраль огнегасящего состава из любого баллона.

Коллекторный узел 4 системы состоит из четырех коллекторов, изготовленных из стальных труб диаметром 18 мм и снабженных ниппелями и накидными гайками. Трубопроводы магистралей подвода огнегасящей жидкости в отсеки изготовлены из труб диаметром 12 и14 мм.

На случай непреднамеренного вскрытия баллонов (прорыв предохранительной мембраны из-за перегрева) в системе предусмотрен специальный трубопровод 16, соединяющий огнетушители с забортным пространством. Трубопровод изготовлен из трубы диаметром 6 мм. Вывод осуществлен на правом борту между шпангоутами № 10 и 11.

Все трубы системы изготовлены из стали, пассивированы и окрашены красной эмалью.

Для удобства в обслуживании на коллекторах нанесены цветные опознавательные кольца: коллектор отсека левого двигателя – кольца синего цвета, коллектор отсека главного редуктора – серого цвета, коллектор отсека КО-50 – черного цвета. Коллектор отсека правого двигателя зеленого цвета.

Все накидные гайки и узловые соединения системы законтрены проволокой КС 0,8 Кд и запломбированы.

2.1.3. Распылители

Распылители предназначены для создания в зоне пожаротушения интенсивной завесы огнегасящего состава необходимой концентрации.

Распылители представляют собой разной конфигурации трубы диаметром 12 мм из нержавеющей стали с большим количеством направленных распылительных отверстий диаметром 0,8 мм, через которые выбрасывается огнегасящий состав, поступающий из огнетушителя по магистральным трубопроводам. Конфигурация распылителей, шаг и направление сверления отверстий рассчитаны из требований обеспечения наибольшей эффективности пожаротушения: создания необходимого расхода огнегасящего состава и направленности распыления непосредственно в зону очага пожара.

В отсеках левого и правого двигателей вертикально установлены по три поперечных распылительных кольца 12, охватывающих двигатели в трех местах, с распылительными отверстиями, направленными на поверхности двигателей.


В отсеке главного редуктора имеются горизонтальное распылительное кольцо 11 и четыре вертикальные трубы-распылители, изогнутые по контуру редуктора и охватывающие его с четырех сторон.

Над контейнером расходного топливного бака установлены прямая и дугообразная трубы-распылители 10.

В отсеке двигателя АИ-9В распылитель выполнен в виде четырехугольной изогнутой рамки 9, охватывающей двигатель.

В отсеке обогревателя КО-50 установлены два вертикальных поперечных распылительных кольца, соединенных горизонтальной трубой-распылителем 14.

Все трубы-распылители – химически пассивированы и окрашены красной эмалью. После покраски перед сборкой распылительные отверстия прочищаются и продуваются сжатым воздухом.

2.1.4. Система управления пожаротушением

Система предусматривает как автоматическое, так и ручное управление пожаротушением.

Автоматическое управление осуществляется от сигналов системы ССП-ФК, обеспечивающей автоматическое включение разрядки в зону пожара баллона I очереди.

Ручное управление обеспечивает экипажу возможность выбора и введения в действие разрядки любого баллона в любую из четырех зон противопожарной защиты. Управление осуществляется кнопками с пульта ручного управления ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА. РУЧНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ, расположенного в кабине экипажа на средней панели электропульта летчиков и совмещенного со щитком световой сигнализации о пожаре и индикации о срабатывании средств пожаротушения (см. Фидер 9-1. Альбом электрических схем).

На пульте установлены два ряда кнопок ручного включения разрядки: I ОЧЕРЕДЬ и II ОЧЕРЕДЬ – по четыре кнопки в каждом ряду, расположенных по одной вертикали с соответствующими световыми табло защищаемых отсеков на щитке световой сигнализации.

При обнаружении системой ССП-ФК пожарной ситуации в каком-либо из защищаемых отсеков (загорелось в "мигающем" режиме соответствующее красное табло на щитке пожарной сигнализации) выдается сигнал на автоматическую разрядку в зону пожара баллона I очереди. О разрядке баллона свидетельствует загорание табло I ОЧЕРЕДЬ.

Если пожар не ликвидирован (табло пожара продолжает гореть), следует нажать на кнопку II ОЧЕРЕДЬ, расположенную на пульте управления в одной вертикали с горящим табло пожарной сигнализации. При этом происходит разрядка баллона II очереди, о чем свидетельствует загорание табло II ОЧЕРЕДЬ на щитке сигнализации.

Аналогично осуществляется ручное управление разрядкой баллона I очереди в случае, когда не сработало автоматическое управление (табло I ОЧЕРЕДЬ не загорелось одновременно с красным табло пожара).


2.1.5. Система индикации

Описание системы световой индикации о срабатывании средств пожаротушения см. 026.10.00.

2.1.6. Контроль исправности системы пожаротушения

Контроль исправности системы пожаротушения заключается в проверке:

исправности ламп табло индикации;

исправности пиропатронов и цепей их питания;

заряженности огнетушителей огнегасящим составом и величины давления в баллонах.

Порядок проверки исправности ламп табло индикации см. 026.10.00.

Контроль исправности пиропатронов в пироголовках огнетушителей осуществляется со щитка КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ, расположенного на средней панели электропульта летчиков, с помощью выключателя КОНТРОЛЬ ПИРОПАТРОНОВ.

Для повышения надежности срабатывания каждая пироголовка огнетушителя снабжена двумя пиропатронами ПП-3, электрические пирозапалы которых имеют раздельные цепи питания.

По цепям контроля пиропатроны обоих огнетушителей также разделены на две группы: один из пиропатронов каждой пироголовки отнесен к группе I, другой – к группе II. Соответственно выключатель КОНТРОЛЬ ПИРОПАТРОНОВ на щитке контроля имеет два положения: "I" и "II".

В обоих положениях выключателя четыре табло I ОЧЕРЕДЬ и четыре табло II ОЧЕРЕДЬ на щитке индикации работы средств пожаротушения гореть не должны. Загорание любого из указанных табло свидетельствует о неисправности соответствующего пиропатрона или цепи его питания.

Цепи контроля исправности пиропатронов подключены к аккумуляторной шине через автомат защиты сети ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦ.

Контроль заряженности огнетушителей и проверка величины давления в баллонах осуществляется по манометру огнетушителя. Давление должно соответствовать указанному в таблице паспорта огнетушителя для данной температуры окружающего воздуха. Уменьшение давления в баллоне допускается не более чем на 1 МПа (10 кгс/см2) от нормального (см. АПС-6600-230 РЭ).

2.2. Переносные огнетушители

На вертолете установлены два ручных переносных огнетушителя ОР-2-20-30 Хладон.

Огнетушители размещены в грузовой кабине – на стенке перегородки по шпангоуту № 15Н у проема сдвижной двери и на левом борту в пилотской кабине шп. № 4. Крепление огнетушителей – быстросъемное на чашках, с помощью лент со стяжными замками.


3. Работа

Тушение пожара в защищаемых отсеках вертолета производится путем подачи огнегасящей жидкости из огнетушителей УБШ-4-4 в зону пожара.

Система пожаротушения предусматривает разрядку огнетушителей в две очереди. Баллон I очереди (передний по полету) имеет как автоматическое управление разрядкой (от системы ССП-ФК), так и ручное (от кнопок на пульте ручного управления пожаротушением). Баллон II очереди вводится в действие только вручную.

3.1. Работа схемы управления пожаротушением

Подготовка электрической схемы управления пожаротушением к работе и принцип работы схемы см. 026.10.00.

Ниже рассматривается работа схемы управления при некоторых характерных случаях, которые могут возникнуть при работе системы пожаротушения.

3.1.1. Порядок действий при несрабатывании автоматической разрядки баллона I очереди

При возникновении пожара в каком-либо из отсеков (например, в отсеке левого двигателя) не сработала автоматическая разрядка баллона I очереди [сигнальное табло ПОЖАР ЛЕВ. ДВ. (38/9) горит, табло индикации I ОЧЕРЕДЬ (39/9) не загорелось] см. 026.10.00, рис. 2. В этом случае необходимо нажать кнопку РУЧНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ. I ОЧЕРЕДЬ (33/9); при этом питание от аккумуляторной шины через автоматы защиты сети I ОЧЕРЕДЬ (31/9, 32/9), замкнутые контакты 5-4 и 2-1 реле (26/9) и замкнувшиеся контакты 4-1 и 3-2 кнопки (33/9) поступит на пиропатроны (41/9-1 и 41/9-2) баллона I очереди.

Пиропатроны сработают, клапан пироголовки откроется, и огнегасящий состав из баллона I очереди будет выброшен в отсек левого двигателя. Одновременно загорится табло I ОЧЕРЕДЬ (39/9), свидетельствующее о разрядке баллона I очереди.

3.1.2. Порядок действий при срабатывании автоматической разрядки I очереди, но пожар в отсеке не ликвидирован

Баллон автоматической разрядки 1 очереди сработал, но пожар в отсеке не ликвидирован [табло I ОЧЕРЕДЬ (39/9) горит, табло ПОЖАР ЛЕВ. ДВ. (38/9) не погасло]. В этом случае необходимо нажать кнопку РУЧНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ. II ОЧЕРЕДЬ (4/9); при этом питание от аккумуляторной шины через автоматы защиты сети II ОЧЕРЕДЬ (29/9, 30/9), замкнутые контакты 11-10 и 8-7 реле (26/9) и замкнувшиеся контакты 3-2 и 4-1 кнопки (4/9) поступит на пиропатроны (5/9-2 и 5/9-1) баллона II очереди.

Пиропатроны сработают и в зону пожара (в данном случае в отсек левого двигателя) будет подан огнегасящий состав из баллона II очереди, о чем будет свидетельствовать загорание табло II ОЧЕРЕДЬ (2/9).

3.1.3. Порядок действий при израсходовании баллона I очере

Баллон I очереди израсходован на ликвидацию очага пожара в одном из отсеков (например, в отсеке левого двигателя), а в дальнейшем возникла необходимость тушения пожара в другом отсеке: горит табло I ОЧЕРЕДЬ (39/9) отсека левого двигателя, табло ПОЖАР ЛЕВ. ДВ. (38/9)


погасло, но загорелось одно из табло ПОЖАР ПРАВ. ДВ. (45/9), ПОЖАР КО-50 (102/9) или ПОЖАР РЕДУК. АИ-9 (74/9). В этом случае необходимо нажать кнопку РУЧНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ. II ОЧЕРЕДЬ соответствующего отсека (9/9, 24/9 или 16/9).

Принцип дальнейшей работы схемы аналогичен рассмотренному в п. 3.1.2. О разрядке баллона II очереди в зону вторичного пожара будет свидетельствовать загорание табло II ОЧЕРЕДЬ данной зоны (7/9, 21/9 или 14/9).

3.2. Работа пироголовки огнетушителя

Клапанная пироголовка ПГКц срабатывает на открытие от взрыва своих пиропатронов
(см. 026.10.00, рис. 1).

Два пиропатрона 35 пироголовки, взрываясь от электрического импульса, создают силу, открывающую клапан: пороховые газы через отверстия в корпусе 37 поступают в газовую камеру, откуда по сверлениям в корпусе цангового замка 36 подаются под его муфту. Давлением газов муфта перемещается и освобождает цанговый держатель штока.

Под давлением огнегасящего состава в баллоне шток замка, раскрывая цангу, перемещается, клапан 40 штока, закрывающий входной штуцер пироголовки, отходит от седла корпуса и открывает баллон.

Огнегасящий состав под действием сжатого воздуха выбрасывается в распределительный коллектор и далее через магистральный трубопровод и распылительные трубки распыляется в зону пожара.

После израсходования состава и падения давления в баллоне до нуля пружина 43 штока возвращает клапан обратно, который, перекрывая выпускное отверстие баллона, работает как обратный клапан, препятствуя наполнению баллона огнегасящим составом при срабатывании следующей очереди.

Верхняя часть штока – "солдатик" остается выступающей из корпуса на 15 мм, указывая, что пироголовка сработала и нормально открылась.

3.3. Работа схемы контроля

Контроль исправности пиропатронов в пироголовках огнетушителей и цепей их питания осуществляется путем установки выключателя КОНТРОЛЬ ПИРОПАТРОНОВ (6/9. см.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: