Раздел 032

ШАССИ



ШАССИ - ВВЕДЕНИЕ

Настоящий раздел предназначен для изучения шасси вертолета и содержит указания по отысканию и устранению неисправностей и техническому обслуживанию шасси.

При техническом обслуживании шасси следует дополнительно руководствоваться Регламентом технического обслуживания вертолета.



ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
  Изм.   Номер раздела, подраздела, пункта Номер страницы   Номер доку­мента   Входящий номер сопроводитель­ного документа и дата   Под-пись   Дата
изме-ненной новой аннули-рован­ной
                 

  Изм.   Номер раздела, подраздела, пункта Номер страницы   Номер доку-мента   Входящий номер сопроводитель-ного документа и дата   Под-пись   Дата
изме-ненной новой аннули-рован-ной
                 

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ СТРАНИЦ
Раздел, под­раздел, пункт Стр. Дата Раздел, под­раздел, пункт Стр. Дата
Шмуцтитул разд. 032 Введение Лист регистра­ции изменений Перечень дей­ствующих страниц Содержание 032.00.00 032.10.00 – 1/2 1 2 1 2 1 2 1/2 3/4 1 2 3 4 5/6 7/8 101 102 103/104 201/202 203 204 205/206 207/208 209 210 211/212 213 214 215 216 217/218 219/220 901/902 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 26/01 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 26/01 Июнь 06/02 Июнь 06/02 032.20.00 032.40.00 1 2 3/4 101 102 103/104 201/202 203 204 205/206 207 208 209/210 211 212 1 2 3/4 101 102 103 104 201/202 203/204 205/206 207 208 209 210 211/212 213 214 215 216 217/218 219 220 221/222 223 224 901/902 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02

Раздел, под­раздел, пункт Стр. Дата Раздел, под­раздел, пункт Стр. Дата
032.70.00 1 2 3 4 5/6 101 102 103/104 201/202 203 204 205/206 207 208 209/210 211 212 901/902 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02 Июнь 06/02      

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел,
подраздел,

НаименованиепунктСтр.

ШАССИ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 032.00.00 1/2

ОСНОВНЫЕ ОПОРЫ ШАССИ 032.10.00

Описание и работа 1

1. Общая часть 1

2. Описание 1

3. Работа 3

Отыскание и устранение неисправностей 101

Технология обслуживания 201/202

Правила хранения 901/902

ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА ШАССИ 032.20.00

Описание и работа 1

1. Общая часть 1

2. Описание 1

3. Работа 2

Отыскание и устранение неисправностей 101

Технология обслуживания 201/202

КОЛЕСА И ТОРМОЗА 032.40.00

Описание и работа 1

1. Общая часть 1

2. Описание 1

3. Работа 1

Отыскание и устранение неисправностей 101

Технология обслуживания 201/202

Правила хранения 901/902


Раздел,
подраздел,

Наименование пункт Стр.

ХВОСТОВАЯ ОПОРА 032.70.00

Описание и работа 1

1. Общая часть 1

2. Описание 1

3. Работа 2

Отыскание и устранение неисправностей 101

Технология обслуживания 201/202

Правила хранения 901/902


ШАССИ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Шасси вертолета (см. рис. 1) предназначено для смягчения силы ударов, возникающих при посадке, пробеге или разбеге, а также для передвижения вертолета по земле.

В комплект шасси входят: передняя опора шасси I, основные опоры шасси II и хвостовая опора III, имеющие жидкостно-газовые амортизаторы. Шасси — не убирающиеся в полете. В амортизаторах в качестве жидкости применяется масло АМГ-10, в качестве газа — азот.

На основных опорах шасси установлено по одному колесу с пневматическим колодочным тормозом. На передней опоре установлены два нетормозных колеса.

Хвостовая опора установлена на конце хвостовой балки (в нижней ее части) и предназначена для предохранения рулевого винта от удара балки о землю и для уменьшения перегрузок хвостовой балки при посадке с большим углом кабрирования.

Основные геометрические данные шасси:

Колея................................................................…………………………………….. 4510 мм

База.................................................................……………………………………… 4281 мм

Стояночный угол (строительная горизонталь направлена вперед вверх)........... 4°35'

Клиренс (по шпангоуту № 14)...........................................………………………. 185 мм



I. Передняя опора шасси

1. Амортизационная стойка

2. Вильчатый подкос

3. Колесо

II. Основная опора шасси

1. Амортизационная стойка

2. Колесо

3. Полуось

4. Подкос

III. Хвостовая опора

Шп. № 1..Шп. № 17. Шпангоуты

Размещение шасси на вертолете

Рис.1



ОСНОВНЫЕ ОПОРЫ ШАССИ - ОПИСАНИЕ И РАБОТА

1. Общая часть

Основные опоры шасси — пирамидального типа, расположены с обеих сторон фюзеляжа. Каждая опора состоит из двухкамерной амортизационной стойки, подкоса, полуоси, колеса. Амортизационная стойка через ушковый наконечник крепится к узлу на шпангоуте № 10 соответственно по левому (правому) борту центральной части фюзеляжа, а через вильчатый наконечник — к кардану полуоси. Полуось одним своим концом через проушину и кардан крепится к узлу на шпангоуте № 11 внизу центральной части фюзеляжа. Подкос одним своим концом крепится через кардан к узлу на шпангоуте № 13 внизу центральной части фюзеляжа, а другим — к проушине на полуоси.

На каждой амортизационной стойке установлен механизм включения гидроупора, магнитофона П-503Б и регистрирующей аппаратуры БУР-1-2.

2. Описание

2.1. Амортизационная стойка

Амортизационная стойка (см. рис. 1) предназначена для смягчения ударов при резких изменениях нагрузки и для гашения поперечных колебаний типа ЗЕМНОЙ РЕЗОНАНС. Наличие камер низкого (I) и высокого (II) давлений обеспечивает устранение поперечных колебаний, которые могут возникнуть при пробеге или разбеге вертолета, кроме того наличие камеры низкого давления делает шасси более "мягким" при рулении вертолета.

Цилиндр 30 камеры высокого давления выполнен из стали. В нижней части цилиндра имеются проушина 29 для крепления стойки через кардан к узлу полуоси и профилированная игла 26, ввернутая в гнездо и законтренная винтом 27, В верхней части цилиндра смонтированы уплотнительные манжеты 6 и букса 7, которые затягиваются гайкой 8, имеющей сальник.

Шток камеры высокого давления 31 и шток-цилиндр камеры низкого давления 32 — сварной конструкции, изготовлены из стали и являются единой деталью. Штоки разделены между собой переходниками 23 и 24. На нижнюю часть штока 31 навернута букса 1 с продольными отверстиями и установлены плавающий кольцевой клапан 3 и диффузор 2, через центральное отверстие которого проходит профилированная игла 26. В верхней части полости штока установлен заряд­ный клапан 25 и приварен переходник 24, перекрывающий полость высокого давления.

В верхней части штока-цилиндра 32 смонтирована букса 12 с уплотнительными резиновыми кольцами 13 и упорная втулка 16 с буферным резиновым кольцом 17. Переходник 23 в штоке-цилиндре 32 перекрывает полость низкого давления.

Шток 22 камеры низкого давления — сварной конструкции, выполнен из стали. На нижней части штока смонтирована букса 10 с продольными отверстиями и плавающим кольцевым клапаном 9. Букса имеет дно с центральным калиброванным отверстием для прохода жидкости. В верхней части штока установлен зарядный клапан 21 и приварено дно 20. На верхнем конце штока имеется ухо 1 9 для крепления амортизационной стойки (через кардан) к узлу на шпангоуте № 10 фюзеляжа.

Для предотвращения проворачивания штока-цилиндра 32 относительно штока 22 они соединены между собой шлиц-шарниром 33.


Камеры амортизационных стоек заряжаются маслом АМГ-10 и азотом. Объем заливаемой жидкости ограничивается зарядными трубками 34 и 35.

Начальное давление азота в камере низкого давления.................….. 2,6+0,1 МПа

(26+1 кгс/см2)

Начальное давление азота в камере высокого давления.................... 6 МПа

(60 кгс/см2)

Объем заливаемой жидкости в камеру низкого давления................. 1110 см3

Объем заливаемой жидкости в камеру высокого давления................ 2400 см3

Ход штока камеры низкого давления................................…………... (120±2) мм

Ход штока камеры высокого давления...............................…………. (235±2) мм

2.2. Механизм включения гидроупора, магнитофона П-503Б и регистрирующей аппаратуры БУР-1-2

В верхней части каждой амортизационной стойки на переходнике штока камеры низкого давле­ния установлена разъемная каретка 8 (см. рис. 2), в которой размещается микровыключатель ВМ-800К (поз. 4), предназначенный для автоматического включения гидроупора в системе продо­льного управления при посадке и рулении, а также магнитофона П-503Б и регистрирующей аппаратуры БУР-1-2 в полете.

Крепление каретки на амортизационной стойке осуществляется с помощью скобы 9 и четырех болтов. Место установки каретки и скобы на амортизационной стойке обклеивается одним слоем листовой резины на клее 88НП.

Кроме микровыключателя внутри каретки размещена пружина 2 и одно плечо коромысла 5. Другое плечо коромысла, на конце которого установлен толкатель 6, выведено из каретки через прорезь в нижней ее части. Симметричные половины корпуса каретки скрепляются болтами и валиками. Нижний валик является осью коромысла. На верхнем валике закрепляется пружина, другой конец которой присоединен к верхней части плеча коромысла, размещенного в корпусе каретки.

Жгут 3, идущий от микровыключателя, крепится к корпусу каретки с помощью скобы и двух болтов.

2.3. Полуось

Полуось — сварной трубчатой конструкции, изготовлена из стали. На одном конце полуоси приварена проушина для крепления к узлу фюзеляжа через кардан, а на другом конце — фланец крепления тормоза колеса, проушина для крепления подкоса, ухо для крепления амортизационной стойки и проуши­на для крепления буксировочного приспособления.

В полуось впрессована ось колеса, которая закреплена двумя конусными втулками, стянутыми болтами. На конце оси имеется резьба для гайки крепления колеса.


Снизу на каждой полуоси вблизи колеса приварена сферическая опора под головку домкрата.

2.4. Подкос

Подкос — сварной трубчатой конструкции, изготовлен из стали, имеет на концах узлы для подсоединения к узлу фюзеляжа и к проушине на полуоси, а также узел (вблизи колеса) для подсоединения троса при буксировке вертолета хвостом вперед.

Внутренняя полость подкоса используется в качестве воздушного баллона для сжатого воздуха с давлением 5 МПа (50 кгс/см2). Для подзарядки воздухом камер колес шасси (во внеаэродромных условиях) и слива конденсата воды на подкосе имеются специальные штуцеры.

3. Работа

3.1. Работа амортизационной стойки

При посадке первым обжимается амортизатор низкого давления, при этом шток 22 (см. рис. 1), двигаясь вниз, вытесняет жидкость из полости 1 штока-цилиндра через центральное калиброванное отверстие буксы 10. Одновременно жидкость через кольцевой зазор между буксой и внутренней поверхностью клапана 9, прижатого к верхнему торцу выточки буксы, а также через продольные отверстия в буксе 10 (Е-Е) перетекает в кольцевое пространство между цилиндром и штоком; при этом количество перетекаемой жидкости дозируется проходным сечением продольных отверстий в буксе.

При обратном ходе штока 22 клапан 9 отжимается к нижнему торцу выточки буксы, и жидкость через продольные отверстия в буртике буксы 10 перетекает в цилиндр. Так как суммарное проходное сечение отверстий на прямом ходе больше, чем на обратном, то при обратном ходе происходит торможение хода амортизатора низкого давления. Из полости штока 22 жидкость перетекает в полость штока-цилиндра 32 через центральное калиброванное отверстие буксы 10 и также производит торможение на обратном ходе.

Работа камеры высокого давления аналогична работе камеры низкого давления. Различие состоит в том, что через центральное калиброванное отверстие в диффузоре 2 проходит профилированная игла 26, которая создает по ходу штока 31 переменное проходное сечение центрального калиброванного отверстия в диффузоре, тем самым обеспечивается максимальная работоемкость камеры высокого давления.

3.2. Работа механизма включения гидроупора, магнитофона П-503Б и регистрирующей аппаратуры БУР-1-2

При посадке и рулении происходит полное обжатие амортизационных стоек. При полном обжатии амортизационной стойки верхнее звено шлиц-шарнира, нажимая на толкатель 6 (см. рис. 2), поворачивает коромысло 5 и освобождает шток микровыключателя.

Шток микровыключателя, занимая исходное положение, приводит к срабатыванию микровыключателя. При срабатывании микровыключателя через соответствующие контакты подается сигнал на включение системы гидроупора в продольном управлении вертолета.

Поворот коромысла на угол, обеспечивающий зазор 1+0,5 мм между верхним его плечом и штоком микровыключателя в его исходном положении, регулируется толкателем 6.


В полете, когда амортизационная стойка не обжата и когда верхнее звено шлиц-шарнира удалено от толкателя, верхнее плечо коромысла под действием пружины нажимает на шток микровыклю­чателя. Микровыключатель срабатывает и через соответствующие контакты отключает систему гидроупора и включает магнитофон П-503Б и регистрирующую аппаратуру БУР-1-2.


1. Букса

2. Диффузор

3. Плавающий клапан

4. Упорная гайка

5. Гайка

6. Уплотнительная емкость

7. Букса

8. Гайка

9. Плавающий клапан

10. Букса

11. Гайка

12. Букса

13. Уплотнительное кольцо

14. Гайка

15. Сальник

16. Втулка-буфер

17. Буферное резиновое кольцо

18. Разжимное резиновое кольцо

19. Ухо крепления амортизационной

стойки

20. Дно

21. Зарядный клапан

22. Шток камеры низкого давления

23. Переходник

24. Переходник

25. Зарядный клапан

26. Профилированная игла

27. Контровочный винт

28. Штуцер слива жидкости

29. Проушина для крепления

амортизационной стойки и полуоси

30. Цилиндр камеры высокого давления

31. Шток камеры высокого давления

32. Шток-цилиндр камеры низкого

давления

33. Шлиц-шарнир

34. Ограничивающая зарядная трубка

35. Ограничивающая зарядная трубка

36. Уплотнительное кольцо

37. Штифт

38. Гайка

39. Штуцер

40. Уплотнительная шайба

I. Камера низкого давления

II. Камера высокого давления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: