Система изучения имен существительных в начальных классах

Лекция № 1

Тема. Методика изучения языковой теории (работа над частями речи, предложением)

План

1.Лингвистические основы изучения частей речи.

2. Особенности изучения имени существительного, прилагательного, глагола.

Литература

1. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского. - М., 1979; Львов М.Р. и др. Методика преподавания рус. яз. в нач. кл.- М., 2002; Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик.– М.,1998.– С.191–205.

2. Коваль А.П. Наглядность на уроках русского языка в начальных классах. – К., 1986. Р.“Наглядность при изучении темы “Части речи”.

3.Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. – К., 1989.

4.Николаева О.Е. О некоторых развивающихся возможностях темы "Части речи" // Нач. шк. – 2000. – № 2.

5.Петленко Л.В. Как избежать формализма в знаниях учащихся при изучении раздела «Части речи» // Нач.шк.– 2006. – № 12.

6.Давыдова Л.И. Повторение изученного о прилагательном // Нач.шк.– 2006. – № 9.

7.Сильнова Э.С., Каневская В.Г., Олейник В.Ф. Русский язык: Уч. для 2 кл. школ с рус. яз. обучения. Ч. І, ІІ. – К., 2002.

8.Сильнова Э.С., Каневская В.Г., Олейник В.Ф. Русский язык: Уч. для 3 кл. школ с рус. яз. обучения. Ч. І, ІІ. – К., 2003

9.Блохина Г.В., Галанова Е.А. Модульно-блочная технология изучения глагола в 3 классе // Нач.шк.– 2007.– № 11.

10.Семенова Л.Д. Глагол и его лексическое значение //Нач.шк.– 2007.– № 3

11.Гогун Е.А. Графическая наглядность на уроках русского языка. Тема «Глагол». 4 класс // Нач.шк.– 2002– № 7.

 

1. Лингвистической основой методики изучения частей речи является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общи­ми грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики». Следовательно, внимание учителя должно быть направле­но на осознание учащимися общности в языке определенных групп слов, их роли о общении людей.

Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (час­тям речи) осуществляется на основании трех признаков: а) семан­тического (обобщенное значение предмета, действия или состоя­ния, качества и т. д.), б) морфологического (категории слова) и в) синтаксического (синтаксические функции слова).

В качестве ведущего лингвометодического положения, опреде­ляющего последовательность изучении частей речи, выступает по­ложение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных, языковых, явлений. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен при­лагательных и глаголов, согласно которому от общего ознаком­ления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой под­ход создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения и тем самым способствует бо­лее четкому выделению основных сторон формируемых граммати­ческих понятий.

Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон: 1) что обозначает слово (предмет, признак предмета или дейст­вие предмета), 2) на какие вопросы отвечает, 3) как изменяется или какие имеет постоянные категории, 4) каким членом пред­ложения является, 5) какие имеет окончания; как образуется. По указанным пяти параметрам учащиеся проводят и сопоставление изучаемых частей речи.

 

По мере изучения постепенно углубляются знания о грамма­тических признаках каждой части речи. 2 класс, согласно школьной программе, включает проведение классификации слов с уче­том морфологического вопроса, на который они отвечают.

 

3 класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов)- функция в предложении. В 4 классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи; изменение имен существительных и имен прилагательных по па­дежам, глаголов по лицам. Большое место занимает формирова­ние навыков правописания окончаний.

Умение распознавать части речи формируется с опорой на владение совокупностью признаков. Например, чтобы узнать, какими частями речи являются слова дружбе дружил, ученик III класса рассуждает так: что? — дружба обозначает предмет женского рода, это существительное; дружный отвечает на вопрос к а к о й?, обозначает признак предмета, изменяется по родам: дружный, дружная, дружное, в предложении употребляется с существительным (дружный класс, дружная семья, дружное звено), это прилагательное; что делал? дружил, слово обозначает действие предмета, изменяется по временам (дружит — настоящее время, будет дружить — будущее), глагол.

Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение являются членами предложения, а такие слова, как предлоги членами предложения не бывают.

Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, именами прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.

Для более успешного решения этой задачи программа рекомендует в процессе изучения частей речи проводить работу над синонимами, антонимами (без терминов), познакомить учащихся с много­значностью слов, употреблением слова в прямом и переносном смысле. При этом необходимым условием является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг.

Формируя у учащихся умение наблюдать, подмечать существен­ное, повышая уровень знаний школьников об окружающем мире, учитель одновременно осуществляет задачи развития их речи.

Система изучения имен существительных в начальных классах

Система работы над темой «Имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправлен­ный процесс, предполагающий строго определенную последователь­ность изучения грамматических признаков и обобщенного лекси­ческого значения данной части речи, научно обоснованную взаимо­связь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упраж­нений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правиль­ное их написание.

Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников.

Задачи изучения имен существительных во II — IV классах: 1) формирование лексико-грамматического понятия «имя существи­тельное»; 2) овладение умением различать по вопросу одушевлен­ные и неодушевленные имена существительные (без термина); 3) формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия; 4) ознакомление с родом имен существительных, упот­реблением ь у существительных с шипящими на конце; 5) раз­витие умения изменять имена существительные по числам; 6) вы­работка навыка правописания падежных окончаний имен сущест­вительных (кроме существительных на -мя, -ия, -ий, -ие, а также существительных в творительном падеже с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом); 7) обогащение словаря учащихся новыми именами существительными (в частности, существительны­ми—синонимами и антонимами); 8) овладение операциями ана­лиза, сравнения слов и обобщения.

Каждая из задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется больше внимания одной из задач. Так, например, в центре 2 и 3 клас­сов — усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в 4 классе основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний. Но это не означает разрыва в работе над признаками существительных как части речи и правопи­санием окончаний. Напротив, работа во 2 и 3 классах над грамматическими признаками существительных создает основу тео­ретических знаний для сознательного формирования навыка право­писания. А при формировании навыка правописания падежных окончаний в 4 классе постоянно углубляются знания о роде, числе и падеже существительных.

Седьмая и восьмая задачи (развитие речи и мышления учащих­ся) решаются в течение всех лет обучения. Весь процесс изу­чения грамматического материала и выработки орфографических навыков направлен на обогащение словаря учащихся, на разви­тие навыков связной речи и мыслительных способностей.

Имя существительное как часть речи характеризуется обобщен­ным лексическим значением и грамматическими признаками. Об­щим для лексического значения всех имен существительных является предметность. Со стороны семантики существительные очень раз­нообразны. Они могут обозначать конкретные предметы (книга, шкаф, стакан), живые существа (брат, жук, летчик), явления природы (гроза, ливень, буря, град, метель), события (война, ре­волюция), качества (доброта, смелость, белизна), действия (бег, ходьба, переход), состояние (сон, радость) и т. д.

Грамматические признаки имен существительных: существитель­ные бывают мужского, женского или среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевленными или неодушевлен­ными; в предложении чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже — в роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется при­лагательное, в числе — глагол (глагол прошедшего времени — в роде и числе).

Семантические и грамматические признаки имен существитель­ных довольно сложны, а потому постепенно в процессе выпол­нения практических заданий у учащихся накапливается конкретный материал для обобщений в дальнейшем знаний об имени суще­ствительном как части речи.

Подготовительный этап работы (I класс) совпадает с периодом обучения грамоте. Подготовка учащихся к осознанию понятия «имя существительное» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этого
предмета, развивается внимание к смысловому значению слова
(каждое слово что-то обозначает), начинает формироваться уме­ние классифицировать слова на группы с учетом их смысла (слова,
обозначающие птиц, овощи, фрукты, обувь, одежду и т. д,). Клас­сификация слов по смысловому значению развивает умение срав­нивать слова, устанавливая что-то сходное, умение абстрагировать.

Второе полугодие 2 класса характеризуется специальной ра­ботой над лексическим значением имен существительных и их грамматическим признаком (отвечают па вопрос кто? или что?, обозначают предметы). Учащиеся учатся отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что? У детей начинает

формироваться умение писать с большой буквы неко­торые собственные имена существительные.

В Ш классе углубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении имен существительных, о собственных и нарицательных, об одушевленных и неодушевленных существитель­ных; третьеклассники знакомятся с категорией рода и числа имен существительных.

Для формирования понятия «имя существительное» важно выде­лить основные группы слов, которые объединяются в данную часть речи, указать признаки, характерные для всех существительных, раскрыть их роль в нашей речи. С этой целью уже на первом уроке па теме проводится систематизация слов, обозначающих предметы, выделяются группы слов, обозначающих людей, растения, живот­ных, вещи, явления природы, события. Устанавливаются общие для всех этих слов признаки: отвечают на вопрос кто? или что?, обозначают предметы.

Своеобразием отличаются существительные, обозначающие действия и качества. По смыслу они сходны с глаголами и при­лагательными (правда, существительные обозначают действия и качества без связи с предметом, т. е. действия и качества мыс­лятся как нечто самостоятельное). Чтобы учащиеся различали эти части речи, нужно обратить внимание детей на признаки, по ко­торым подобные существительные отличаются от прилагательных и глаголов, в частности на вопросы и окончания. Наиболее це­лесообразно для этого задание, связанное с образованием однокоренных слов разных частей речи. Например, учитель пишет па доске слова: бегает, прыгает, кричат, стучит. Учащиеся объяс­няют, что эти слова отвечают на вопрос что делает? и обо­значают действия предметов. Затем следует задание: назвать однокоренные слова, отвечающие на вопрос что?, и написать их вместе с вопросом (дети пишут: ч т о? — бег, прыжок, крик, стук). Аналогично проводится работа со словами добрый, жадный,

.скромный, хитрый, белый, от которых учащиеся образуют однокоренные слова, отвечающие на вопрос что?: доброта, жадность, скромность и т. д.

Учащиеся сравнивают написанные глаголы и существительные, прилагательные и существительные, выясняют, что их можно раз­личать по вопросам, по окончаниям: озеро — озёра, озер, гнездо — гнезда, гнезд, житель — жители, жи­телей, директор — директора, директоров, столяр — столяры, столя­ров, сторож — сторожа, сторожей, председатель — председатели, председателей.

Работа на уроках носит практическую направленность и вклю­чает лишь элементарные обобщения. Учащиеся наблюдают над окончаниями существительных в родительном падеже и замечают, что большинство существительных мужского рода имеют оконча­ние -ов (помидоров, городов, домов), но это не является обязатель­ным для всех существительных мужского рода (много чего? боти­нок, чулок и т. п.). Большинство существительных женского и среднего рода в родительном падеже имеют нулевое окончание (например: три килограмма яблок, груш, слив).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: