double arrow

Изучение окончаний, имеющих значение числа и рода

Окончание — это своеобразная часть слова. С его выделения начинается морфемный анализ, поскольку считается, что это сде­лать легче всего — нужно только изменить слово по вопросам (па. дежам). Но для младших школьников окончание оказывается не такой уж простой частью слова. Если корень, суффикс и пристав­ка обладают некой чувственной основой, поскольку они связаны с изменением смысла слона (прилетелприскакал, прилетел — улетел, ворона — вороненок), то окончание слова такой основы практически не имеет — изменение окончания не меняет смысла слова (возьми книжку, посмотри в книжке, лежит под книжкой) за исключением разве что форм единственного и множественно­го числа (возьми книжку — возьми книжка). Поэтому окончание является элементом норфемики, более сложным для осознания детьми.

В традиционной методике понятие «окончание» вводится до­статочно рано и почти без подготовки. Дети наблюдают измене­ние одного и того же слова в тексте, например: У меня есть сест­ра, а у Саши нет сестры. Я люблю свою сестру. Вчера я подарил сестре куклу. Мы с сестрой вместе гуляем. Я забочусь о своей сестре. После этого им сообщается, что буквы, которые изменяются на концах слов, называются окончаниями. Однако детям трудно пе­ренести этот весьма незначительный опыт наблюдения на нее ог­ромное поле грамматического согласования слов в русском языке. У них создается впечатление, что любые буквы на конце слова являются его окончанием, поэтому нередко в качестве окончания они выделяют буквы ал или л на конце глаголов прошедшего времени, буквы адь в слове лошадь, упорно считают окончаниями буквы а, о на конце наречий и т.п. Эти ошибки возникают пото­му, что дети легко усваивают только один признак окончания — положение букв на конце слова. Второй его признак — изменяе­мость этой части — не успевает дойти до их сознания, ведь далеко не все из них умеют произвольно изменить изолированное слово, вырванное из контекста, а именно такую операцию предполагает определение окончания: На краю обрыва росла березка — на краю -край, края, краем — в слове краю окончание -ю; обрыва — обрыву обрыву, обрывом — в слове обрыва окончание -а.

Дети легко меняют форму слова в словосочетании или предл0' жении, но изменение одиночного слова вызывает у них серьез­ные трудности, так как для этого надо знать и понимать паде#" ные вопросы. Однако склонение и падежные вопросы изучают^ намного позже окончания.

Для того чтобы у детей сложились правильные ассоциации с термином «окончание», следует сначала дать им возможность ряс* смотреть эту единицу со всех сторон, понять ее роль в язы#|

прелости нить им достаточное время и необходимый объем мате­риала для наблюдения и осознания информации, которая зало­жена в окончании, а также его роли в предложении. При этом надо очень осторожно пользоваться термином «окончание». Целе­сообразно на первых этапах обучения употреблять термин — смыс­ловой заменитель «буквы на конце слова», а термин «окончание» использовать только при сраннивании двух форм одного и того же слова и наблюдении изменений букв на его конце, ибо в этом случае использование термина подкрепляется зрительным воспри­ятием. Окончательно вводить формальный термин можно только хогда, когда дети научатся легко изменять единичные слова по вопросам.

Изменение звуков (букв) на конце слов при постановке слов-предметов в начальную форму

Впервые ученики опосредованно сталкиваются с окончания­ми слов в начале первого года обучения, когда в процессе зна­комства со словами, называющими предмет, устанавливают, что эти слова отвечают на вопросы кто? кого? кому?...; что? чего? чем у?..., и на практическом уровне упражняются в изме­нении слон-предметов таким образом, чтобы они отвечали на эти вопросы: кошка — кошку, кошкой, кошки.

Однако на этом этапе учитель не говорит им об окончаниях как таковых, а лишь упражняет детей в неторопливом и тщатель­ном проговаривании слов с незначительным акцентом на конеч­ных звуках. В классе, где много хорошо подготовленных учеников, можно вскользь указать им на то, как одно и то же слово изменя­ется в разных предложениях, объяснив это отличительной осо­бенностью русского языка: способностью слов согласовываться Между собой.

Наблюдение букв на конце слое, называющих один или несколько предметов

В начале I класса дети знакомятся с формальным понятием •слово», учатся распознавать в потоке речи количество слов и об­ращают внимание на то, что слово может называть один или не­сколько предметов. Уже на этом этапе можно вводить термины •единственное» и «множественное число». Практика показывает, 410 их понимание не вызывает у детей затруднений.

Где-то в средине октября на одном из уроков грамматики учи- пишет на доске пары слов:

кот коты

пол полы

дуб дубы

стол столы

На этом этапе для рассмотрения подбираются слова, началь-я Форма которых оканчивается на согласный звук (букву), и

появление дополнительного звука (буквы), обозначающего му множественного числа, становится особенно очевидным.

Тот факт, что не все ученики смогут прочитать эти слона, це становится помехой для работы. Здесь так же, как и при усвоении корня слова, работа ведется на уровне зрительного восприятия и сравнения буквенного состава слов.

Учитель читает первую пару кот — коты и просит сравнить эти слова по смыслу и по внешнему виду. Затем сравнивается вторая пара и т.д. После этого учитель помогает ученикам обобщить на­блюдение: слова верхней строчки называют один предмет (они единстве иного числа), а слова второй строчки — несколько (они множественного числа); у слов множественного числа (второй строчки) на конце появляется буква ы. Делается вывод: «На конце слов, которые называют несколько предметов, стоит буква ы, эти слова множественного числа».

С точки зрения научного стиля выражения «слово множестиен-ного числа», «слово единственного числа» неправильны. Надо го­ворить «слово, стоящее в форме множественного числа» или «сло­во, стоящее во множественном числе». Однако для первоклассни­ков такие формулировки нежелательны, поскольку при преобла­дании у них конкретного мышления трудно понять, что значит «слово в чем-то стоит» и что собой представляет множественное число, если в нем «стоит» слово. Учителю приходится выбирать между авторитарно-правильной формулировкой и формулиров­кой, понятной детям. Естественно, что выбор делается в пользу последней. Когда дети повзрослеют и наберутся учебного опыта, они овладеют и научным языком.

После формулирования вывода ученики в течение непродол­жительного времени выполняют тренировочные упражнения.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

1. Послушайте дна слова. Подумайте, сколько предметов называют пер­вое и второе слова. Повторите слово множественного числа (вариант;...единственного числа).

Топор — топоры, узоры — узор, комары — комар, баран — баро­ны.

2. Послушайте предложения. Найдите а них слова, называющие прсД" мет. Как вы думаете, они единственного или множественного числа?

Рычит голодный тигр. Звезды ярко сияют.

3. Послушайте (прочитайте) предложение. Как иы думаете, нужно ЛЯ добавлять букву ы к выделенному слову?

Это упражнение лучше проводить в малых группах. Ученик* получают карточки с одним или двумя-тремя предложениями. Ре'

Т

. умеющий читать, прочитает их всем остальным. Обсудив дТи предложения, дети впишут, куда нало, букву ы:, Цветут розовые куст.... У Вали болит зуб....

* * *

После того как полученная порция знаний будет в определен­ной мерс закреплена, учитель добавляет новые сведения, предла­гая ученикам сравнить другие пары слов:

волк парк рыбак еж

волки парки рыбаки ежи

В результате наблюдения, построенного по аналогии с преды­дущим, лети дополняют сделанный ранее вывод: «На конце слов, называющих несколько предметов, бывают буквы ы, и». За выво­дом следует серия упражнений, которые идентичны представлен­ным выше, но содержат слова с двумя окончаниями -ы, -и.

Затем приступают к наблюдению за тем, как одна буква, сто­ящая на конце слова, может заменяться другой, т. е. используются слова, начальная форма которых оканчивается гласным звуком (буквой). Ученики сравнивают слова типа:

вода лужа дыня зима

виды лужи дыни зимы

Последующие упражнения, в которых предлагается определить число незнакомых ученикам слов типа кратер — кратеры, маниш­ка — манишки, мегера — мегеры, куланкуланы, офорт — офор­ты, помогут детям осознать, что число предметов можно опреде­лить по окончанию слова, их называющего, даже не зная его зна­чения. Сделанный ранее вывод теперь формулируется несколько иначе: «Если слово-предмет оканчивается на или -и, то оно стоит во множественном числе».

На следующем уроке, выполняя упражнения на закрепление, ученики встречаются с новым явлением. На доске написаны пары слов:

лиса окна

свинья братья

Обсуждение проводится методом дискуссии. Кто-то (специаль­но подготовленный ученик или Незнайка) утверждает, что оба слова в каждой паре называют один предмет, потому что на кон-Це нет букв ы, и. Ученики, понимая, что слова окна и братья Называют несколько предметов, вынуждены будут доказать, что в Написанных парах есть слова, стоящие в форме как единственно­го, так и множественного числа. Значит, на предыдущем уроке был сделан неправильный вывод? Обсуждая вместе с детьми со-ЗПавшееся положение, учитель помогает им понять, что вывод 'Они сделали правильный (и доказали это примерами), но он был Неполным.

Первым естественным порывом учеников станет простое д0-бавление к выводу двух новых окончаний и -я. Но загвоздка» том, что на эти буквы оканчиваются также существительные Е единственном числе, что видно из предъявленных пар и другцу слов, например: коза, песня. Значит, необходим более осторо^. ный вывод: «Слова-предметы, которые оканчиваются на а, я, м0. гут быть и единственного, и множественного числа. Чтобы опре-делить их число, надо и смотреть на буквы в конце слова, и ду_ мать о его смысле. А вот если на конце ы, и, то слово обязательно множественного числа».

Результаты наблюдений заносятся в таблицу «Имя существи­тельное», которую ученики начинают заполнять с момента зна­комства со словами, называющими предметы. Ее шаблон начер­чен карандашом у каждого ученика в тетрадях для таблиц и на большом листе ватмана для демонстрации в классе (табл. 9).

Таблица 9

Слона- пред меты (Имя существительное)
кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
Единственное число Множественное число
      дубы -ы мишки -и окна -а поля -я
     

Познакомившись со словами, называющими предметы, и воп­росами кто? что?, на которые эти слова отвечают, ученики об­водят ручкой или фломастером верхнюю горизонтальную графу таблицы вписывают в нее карандашом (сами или с помощью ро­дителей) название группы слов, используя термин-заменитель, а ручкой — вопросы. Впоследствии, когда дети познакомятся с тер­мином «имя существительное», они возьмут в скобки или сотру1" написанное ранее и ручкой впишут формальный термин.

Узнав о том, что эти слова изменяются по числам, дети обво­дят третью горизонтальную графу таблицы и самостоятельно опи­сывают на уроке сокращения «ел. ч.», «мн. ч.», а дома с помощью родителей — слова «единственное число, множественное число»' Постепенно в таблицу вносятся сведения об окончаниях

шест|ппе.1ы;ы\ но множественном числе, а во II классе — назва­ния родов и рилоные окончания.

■ Самостоятельное заполнение детьми таких таблиц позволяет Ьтюльзопать их наглядно-действенное мышление, дает возмож­ность систематизировать полученные знания. Кроме того, эта ра­бота подготавливает учеников к тому, чтобы впоследствии они могли пользоваться готовыми таблицами, умели читать их.

После заполнения таблицы следует цикл упражнений на опре­деление числа слова и выделение его окончания. Для упражнений следует использовать слова, как хорошо знакомые ученикам, так и незнакомые. 1! незнакомых словах типа темники, стыки, синусы, щтапииш дети смогут определить число с опорой на окончания.ы, -и, а при встрече со словами типа вензеля, сектора скажут, что узнать число по букве на конце слова невозможно, надо по­нять смысл, т.е. знать, об одном или нескольких предметах идет речь.

Один-два урока нужно посвятить наблюдению слов, называю­щих несколько предметов, но не имеющих формы единственного числа, например: брызги, шахматы, каникулы (нельзя сказать «одна брызга» или «один брызг», «одна каникула» или «один каникул»), а также слон, называющих один предмет, но на конце которых стоит буква ы или и, указывающая на множественное число, на­пример: брюки, очки, ножницы, щипцы, носилки.

Знакомство со словами, не имеющими формы единственного числа, может происходить следующим образом.

1. На доске вокруг слова они располагаются картинки, изобра­жающие, например, телефоны, часы, консервы (банка консер­вов), брюки, сапоги, ласточек, клеши. Дети называют предметы и устанавливают, что их названия сочетаются со словом они. От этого слова проводятся линии к соответствующим картинкам. При этом выясняется, сколько предметов — один или несколько на­зывает данное слово.

В ходе работы ученики убеждаются в том, что есть слова, кото­рые можно заменить словом они (т.е. слова стоят во множествен­ном числе), но ими называется только один предмет (брюки, часы и др.). После первого же такого слова учитель помогает ученикам сделать вывод: «Слово стоит во множественном числе, но называ­ет один предмет». Этот вывод будет повторяться каждый раз при встрече с подобными словами. Затем учитель говорит:

— Повторите, пожалуйста, еще раз все слона, стоящие со множе­ственном числе, и при этом показывайте на картинки. А теперь поду­майте, обсуди к- между собой и ответьте на вопрос: всегда ли число сло-Ва совпадав! с числом предметов?

2. Учитель показывает детям картинки, изображающие нож-, клеши, кусачки, пассатижи, тиски, щипцы (или сами

эти предметы), и просит сначала назвать каждый, а потом обод щить всю группу — «это инструменты». Учитель записывает гц> названия на доске (ученикам можно раздать карточки со слова ми), а сами картинки убирает. Дети повторяют слова, рассмат­ривают их, определяют их число и обводят квадратиком оконча­ния -и, -ы. Затем учитель предлагает им попытаться изменить число.

Чтобы сделать это было легче, целесообразно включить слово в словосочетание. С активной помощью учителя дети подбирают к каждому слову подходящее определение или действие (удобные клещи, тиски сжимают, маникюрные ножницы и т. п.) и пытаются поставить слово в форму единственного числа: удобные клещи — «удобный клещ», «удобная клеща»), (Не получается! Так не гово­рят.)

Учитель обращает их внимание на то, что все предметы, назва­ния которых не имеют формы единственного числа, состоят из двух соединенных между собой частей, которые не могут функцио­нировать отдельно друг от друга.

— Я ют думаю, может быть, в этом причина того, что их названия не имеют формы единственного числа, хотя предмет один? А вы как дума­ете?

После того как дети выскажут свои соображения, появляется Незнайка и заявляет, что слова сапоги, туфли, ботинки тоже не имеют формы единственного числа, потому что всегда бывают парами. Дети, как могут, возражают. В результате обсуждения сле­дует вывод: «Мы определяем число слова; предмет может быть и один, но слово — его название — стоит во множественном числе».

После слов, не имеющих формы единственного числа, проис­ходит знакомство со словами, не имеющими формы множествен­ного числа.

1. Учитель произносит или пишет на доске слова море, пальто, кофе, кино, окно и др. и помогает ученикам определить, что они стоят в единственном числе. После этого предлагает попытаться изменить число на множественное. Для удобства действий слова включаются в словосочетания: плещет мореплещут моря (учи­тель требует от учеников четкого произнесения окончаний слов), висит пальто — «висят пальты (пальта)». Возможно, в классе най­дутся ученики, которые знают, что нельзя говорить «пальты». а нужно сказать висят пальто. Следовательно, слово пальто нельзя поставить во множественное число, а слово море можно. Таким образом дети убеждаются, что данные слова делятся на две груП" пы — те, что имеют форму множественного числа, и те, что ее не имеют.

2. По заданию учителя дети вспоминают названия ягод: ма№ на, ежевика, черника, клубника, крыжовник, голубика, брусники

НДР

Затем они составляют с ними словосочетания и пытаются

из'1|исло: сладкая малина — «сладкие малины» и т.д. В соот­ветствующей беседе учитель помогает ученикам понять, что эти слов;' также не употребляются во множественном числе.

Аналогично можно работать с названиями мяса домашних жи­вотных: баран — баранина, свинья — свинина, кролик — крольчати- ид, корова — говядина (от древнерусского слова говядо, которым называли крупный рогатый скот) и т.д. Совместными усилиями составляются словосочетания с образованными словами, и дети пытаются изменить их число: молодая баранина — «молодые бара-вины». Выясняется, что и эти слова также не употребляются во множестве ином числе.

После подобных бесед и наблюдений выполняются упражне­ния в определении соотношения числа слова и количества на­званных им предметов.

Учитель дает ученикам два предложения, например: В универ­маге продаются ножницы; В руке портнихи блестят ножницы.

Дети чертят их схемы, находят слова-действия (продаются, бле­стят), обозначают их двойной чертой и определяют число — множественное. Далее указывают слова, которые называют пред­меты, выполняющие эти действия, — в обоих предложениях это слово ножницы (в схеме обозначается одной чертой).

В беседе уточняется, что главные слова и первого, и второго предложений стоят во множественном числе, однако при сравне­нии содержания предложений выясняется, что в первом речь идет о множестве ножниц, которые продаются в магазине, а во вто­ром — об одном предмете, который находится в руках портнихи. Сравниваются еще три-четыре пары подобных предложений (Бэтой мастерской делают очки. Дополняется сделанный ранее вывод: «Число слова мы определяем независимо от того, сколько пред­метов это слово называет».

Изменение букв на конце слов-действий при изменении количества предметов, выполняющих эти действия

При знакомстве учеников со словами, называющими действия предметов (примерно январь первого года обучения), целесооб­разно привлечь внимание к изменению букв на конце этих слов, Предупреждая тем самым появление ошибок в согласовании и уп­равлении слов в словосочетаниях и предложениях, а также подго­тавливая усвоение понятия «окончание глагола».

Как и при изучении слов, называющих предмет, учитель по­казывает детям, что буквы на конце слова-действия могут нести Информацию о количестве предметов, которые это действие вы­полняют. В качестве иллюстрации рассмотрим фрагменты уро-

I

1. Для работы используются простые нераспространенные ложения: Пастух пасет; Метла метет; Бегун бегает; Варит вар; Светильник светит; Шалит шалун — часть которых быть написана на карточках, розданных детям.

Учитель называет одно предложение и последовательно задает вопросы:

— Повторите, пожалуйста, слово, которое отвечает на вопрос что делает? (Дети произносят соответствующее слово.)

— К какой группе оно относится — к словам-предметам или словам-действиям? (К словам-действиям.)

— Сравните оба слова в предложении по смыслу. (Слова похожи по смыслу: метла, потому что метет.)

Слушая ответы, учитель записывает предложение на доске, уче­ники рассматривают составляющие его слова и выделяют в них общую часть — корень.

Когда таким образом рассмотрены все предложения, появля­ется Незнайка и вступает в разговор:

— Кто говорит о шалуне? Я шалун. Хотите, буду шалить? (Лает по-собачьи.)

Учитель останавливает его и спрашивает у детей: каким словом можно назвать это действие? (Лает.) На вопрос кто лает? (не балуется в классе, а по-настоящему лает) учитель получает ответ, что это делает собака, и располагает на доске две картинки, изоб­ражающие одну и несколько собак.

— Вместо того чтобы баловаться, составил бы ты нам, Незнайка, предложения.

Незнайка, показывая на картинки, говорит:

— Собака лает. Собаки лает. (Окончания слов произносятся четко и даже несколько утрированно.)

Ученики (поправляя Незнайку): Собаки лают. Незнайка: Я понял, понял. Собаки лают. Собака лают. Ученики (опять поправляют): Собака лает.

Делается вывод: «Слова в предложении согласуются друг с ДРУ" гом и зависят друг от друга. Они "дружат"».

Обсуждая вместе с учителем «дружбу» слов в предложении, ученики устанавливают, что они согласуются в числе.

Следует новый вывод: «Слова-действия, так же как слова-преД' меты, могут быть в единственном и во множественном числе»-

2. Учитель берет группу картинок, на которых нарисованы лн^° один, либо несколько предметов, поочередно показывает их класс) и произносит подходящий по смыслу глагол в неопред ел с нНО* форме (например, летать). Ученики устно составляют предло#е* ния, обязательно четко проговаривая окончания глаголов. К fJia

ЙЛУ

^у ставится вопрос что делает? или что делают? Дети Врывают число и глагола, и существительного: «Слово-предмет «слово-действие стоят в единственном числе»., Затем учитель дает задание:

I — Послушайте слово-действие. Как нам кажется, один или несколько предметов его выполняют? Поставьте вопрос к слову-действию.

Поочередно предъявляются слова кивает, нюхают, плещут, кричит, спят, знает, молчит, отмечают. Ученики определяют их число, основываясь на языковом чутье.

[ — Вот вы сейчас отвечали, почти не задумываясь, и отвечали пра­вильно. Но ведь ни олин предмет не был назван. Как же вы узнали, один нли несколько предметов выполняли это действие?

Выслушав различные ответы, учитель пишет на доске в стол­бик две-три пары любых слов, выделяя окончания:

кричит кивает

кричат кивают

Вывод: «Число слова-действия можно узнать по его оконча­нию».

В процессе такой работы учитель постоянно требует, чтобы дети четко произносили окончания слов.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

i 1. Определите число — единственное или множественное — у данных слон-дс истин й (на материале знакомых и незнакомых слов):

Бредет, спит, живут, наблюдают, пахнет, трещит, хранят; колупают, глумят, выбредает, знобит, поддужат; умывает, умы­вается; одевает, одевается.

Учитель обращает внимание на пару умывает — умывается:

— Давайте попробуем понять, почему эти дна слова стоят в одном и том же числе, ведь они оканчиваются по-разному.

В процессе выполнения упражнения учитель делает акцент на сУффиксе -ся (без термина) и на его значении направленности Действия на самого говорящего: -ся — сокращенный вариант себя.

Аналогично рассматривается пара одевает —одевается.

2. Определите число у данных слов-действий и подберите к ним по смыслу слома-предметы:

Говорят, возит, учит, красят, звонят, веселится, кормят, дер- •вннея, веселятся, кормится.

Ученики называют число каждого слова-действия, четко про­варивая окончания.

Учитель спрашивает: направлено ли действие на говоря [Hi;™ Что указынает на это? (Частица -ся.) К глаголам дети подбирнют по смыслу слова-предметы, согласовывая их в числе и так же ч.ег. ко произнося окончание.

При выполнении задания нужно побуждать учеников исполь­зовать имена собственные. Делая это, они должны заметить, что имя собственное сочетается только с глаголом в единственно^ числе, а с глаголами во множественном числе следует соединять либо имя нарицательное, либо несколько имен собственных, при этом каждое имя собственное стоит в единственном числе: Лена и Оля красят. Составленные предложения оформляются в виде схе­мы:

3. Послушайте незнакомые слова-действия и попробуйте изменил, их число с множественного на единственное и наоборот. Обсыпают, обте­сывают, шерстят, изгубят, докучают.

В ходе выполнения задания учитель по своему усмотрению мо­жет объяснить детям лексическое значение некоторых слов.

4. Послушайте (прочитайте) два слова и повторите, пожалуйста, то слово, которое называет предмет (или действие). Что нужно сделать, чтобы определить его число?

Измените число и посмотрите, как изменится при этом второе слою.

Ветер бодрит. Дрожат листики. Гусеницы грызут.

5. Найдите в предложении слово-действие и измените его число. Как при этом изменятся остальные слова?

Жужжит над цветком шмель. (Жужжат над цветком шмели. — Жужжат чад цветками шмели.)

Плывет в небе легкое облако. (Плывут в небе легкие облака.)

6. Допишите буквы на конце слов-действий.

Лет., к нам грачи. Журч.. ручейки, цвет., подснежники. По реке плыв., белые льдины. Грем.. первая гроза. Вся земля цвет...

Изменение букв на конце слов-признаков при изменении количества определяемых предметов

Знакомя детей в 1 классе (примерно в начале марта) со слова­ми, называющими признаки предметов, учитель предлагает уп­ражнения в их выделении из данного или самостоятельно состав­ленного предложения, либо, наоборот, в их добавлении в прел" ложение и т.п. (см. § 2 главы IV). При этом внимание учеников обращается на согласование слов-признаков со словами-предМе' тами в числе и на изменения последних букв. Для такой работа подбираются слова с ударными окончаниями.

Во время сопоставления конечных букв обоих слов в словосо­четаниях типа лесные дрозды, полевые васильки, широкие лепестки, дысокие волны учитель помогает детям увидеть, что на конце слов-признаков тоже встречаются буквы ы, и, как и у слов-предметов, но соединенные с буквой е ----- ые, -ые.

Результаты наблюдений заносятся в таблицу «Имя прилагатель­ное», аналогичную таблице «Имя существительное» (табл. 10).

Таблица 10

Слова-признаки (Имя прилагательное)
какой? какая? какое? какие?
Единственное число Множественное число
      какие?
      родные -ые синие -ие старые

Наблюдение букв на конце имен существительных женского, среднего и мужского рода

В период изучения имени существительного по программе (обычно это II класс) ученики под руководством учителя опреде­ляют род слов, заменяя их местоимениями он, она, оно, наблюда­ют буквы на конце слов мужского, женского и среднего рода (слова среднего рода сначала надо подбирать обязательно с ударным окон­чанием -о).

Последовательные наблюдения приводят к выводу, что имена существительные женского рода имеют окончания -о, -я, средне­го рода----- о, -е, а слова мужского рода оканчиваются разными

согласными, у них окончания в начальной форме «прячутся» (ря­дом с этими словами ученики рисуют пустой квадратик) и появ­ляются при изменении слова по вопросам; некоторые слова муж­ского рода имеют окончания -д, -я.

Отдельным звеном работы является определение рола у слов, оканчивающихся на мягкий согласный, потому что потом, когда Наступит время изучения склонения и падежных окончаний, ста-Иет необходимым умение определять род у слов типа корабль, то-подь, площадь, осень. Специфика этой операции состоит в том, что ■^я ее выполнения у младших школьников не существует никаких 'Фитериев, кроме речевого опыта. Если дети привыкли согласовы-^ слово кровать со словами она, моя, большая, стояла, то они

определят его как слово женского рода. Но стоит им столкнуться с«словами, которые они, возможно, и понимают, но не употреблч. ют в активной речи, типа пристань, насыпь, ветвь, деталь, про. рубь, как и определении их рода возникают трудности. По сути ребенок подставляет слова она, моя не для того, чтобы узнать род а наоборот — он знает, что данное слово женского рода, и поэтому выбирает слова она, моя, а не он, мой. И единственным коррекци-онным методом здесь является накопление речевого опыта.

В ходе наблюдений ученики окончательно заполняют таблицу «Имя существительное» (табл. 11).

Таблица ц

    Имя существительное    
кто? что? кого? чего? кому? о чек чему? кем? ? чем? о ком?
    Единственное число     М ноже с 1вен-
МужскоИ род   Женский род Средний рол ное число
катер -п   рука окно дубы -ы
голубь -о»   петля море мишки -и
мишка   кровать -а»     окна -а
дядя           моря -я

Когда ученики достаточно хорошо усвоят, что родовые оконча­ния имен существительных совпадают с окончаниями местоиме­ний он, она, оно, можно переходить к правописанию родового окон­чания в безударной позиции. Например, учитель предлагает детям произнести слова оЪлак\ъ\ и копйлк[ъ), сравнить последние гласные звуки и затем дает задание попытаться узнать, какими буквами нужно их обозначить. В ходе выполнения задания ученики заменят эти слова местоимениями оно, она и таким образом определят бук­ву на конце. После серии упражнений в выборе букв для обозначе­ния последних звуков формулируется вывод: родовое окончание, как и корень, пишется одинаково независимо от его произноше­ния в ударной или безударной позиции: если имя существительное среднего рода (оно), то его окончание или -е, а если женского рода, то или -я; проверить это можно, заменив слово-предмет маленьким словом (местоимением) оно или она.

Работая с именами сущестнительными, ученики находят ИХ в словосочетаниях и предложениях, где они стоят в разных падеЖ" ных формах. А поскольку род определяется по начальной форме'

что?

L> вполне леи ично именно в этот период целенаправленно учить «ртей станич ь слова к начальную форму, т. е. изменять их так, что- лЬ1 они отвечали на вопрос кто? или что? Для этого можно „спользов.'пъ лшния такого типа:

I — Послушайте (прочитайте) предложение: Под мостом текла река.

Р— Вылетите имена существительные. Найдите в предложении СЛОВО,

^которым кажлос имя существительное связано по смыслу. Поставьте

вопросы к именам существительным: текла под (чем?) мостом; текла

(что?) реки

| — Измените, где нужно, имена существительные так, чтобы они отвечали на вопрос что? — река (текла), под чем? — под мостом мост.

Вдальнеишем при изучении склонения имен существительных и прилагательных эти упражнения помогут ученикам легко усво­ить понятие «начальная форма словав. Если учитель посчитает воз­можным, уже на этом этапе будет введен в работу данный тер­мин.

Наблюдение родовых окончаний имен существительных целе­сообразно проводить совместно с наблюдением родовых оконча­ний глаголов is прошедшем времени. На примере простого нерас­пространенного предложения ученики могут видеть согласование существительных и глаголон в числе и роде, определять, при по-моши какой части слова происходит это согласование, и, чтобы выделить, заключать эту часть и квадратик: росп куста, рослщ\ма-йинШ, рослщ дере(Щ При этом важно требовать от детей четкого произношения всех окончаний, что в дальнейшем облегчит рабо­ту над их правописанием в безударных позициях.

В процессе этой работы учитель помогает ученикам сделать вы­вод о том, что и предложении родовые окончания имен суще­ствительных и глаголов совпадают. Наиболее наглядно это высту­пает в предложениях, где оба слова имеют ударные окончания: Пришла весна. Зерно росло. Бычки росли.

Затем следует серия упражнений на определение безударных родовых окончаний существительных и глаголов.

Сначала учитель предъявляет ученикам предложение, в кото-Ром окончание одного слова ударное, а окончание другого отсут­ствует: Весло лежал.... Ставится задача определить, какую букву — 1 или о надо дописать в слове лежал\ъ\. Рассуждать по поводу спо­собов решения этой задачи можно по-разному.

Первый вариант: «Если слова в предложении "дружат" между собой, то они должны быть одного рола. Слово весло среднего Р°Да, значит, слово лежал\ь) тоже должно быть среднего рода. Слова среднею рода оканчиваются на еили о. «Весло лежале» ска-^ нельзя, эго неправильно. Значит, весло лежало».

Второй вариант: «Мы знаем, что в предложении слова "дру-" между собой, они должны стоят в одном роде и одном числе.

X

Если мы напишем лежала, то получится слово женского рода она лежала. А ведь весло — оно, среднего рода. У него на конГ" буква о, значит, надо написать лежало, а то "дружбы" не буДет

Проработав упражнения на определение безударного оконча ния одного слова с опорой на ударное окончание связанного с ним другого слова, учитель дает ученикам предложение, в кото ром окончания обоих слов стоят в безударной позиции: Нёвкз светлёл\ъ\. {Небо светлело.) В этой ситуации организуется обсуж­дение разных способов определения окончаний, которые прсдла. гают ученики. Беседу следует построить таким образом, чтобы уче­ники сами предложили заменить существительное местоимением оно, в котором окончание ударное. Вставив в предложение слово оно, можно определить окончание имени существительного, а затем и окончание глагола.

В процессе работы ученики широко пользуются заполненной таблицей «Имя существительное».

В заключение делается вывод: «Слова она, оно являются прове­рочными для безударных гласных на конце имен существитель­ных женского и среднего рода».

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

1. Определите род данных слов. Напишите их в два столбика.

Лошадь, плесень, корень, ливень, радость, словарь, дверь, ки­сель, богатырь.

2. Прочитайте предложения парами. Выделите окончания обоих слов в каждом предложении.

Потекло молоко. — Потеют река. Пришла весна.Пришло письмо.

Что вы можете сказать об окончаниях глаголов и имен существитель­ных? Как вы думаете, почему они одинаковые?

3. Попробуйте определить, какое окончание закрыто квадратиком.

Рука замерзлО. Окно запотели ЗапачкалОсь полотно. БаестеЮ стекло.

ЗеркалО нашлось. Взошло солнцО. Подросло деревиО. ЛодочкО плы­ла.

Расскажите, что помогало вам вписывать окончания.

4. Посмотрите, здесь квадратиками закрыты окончания обоих слов. Как и этом случае узнать, где прячется окончание -о, а где — оконча­ние -а?

ЛежалО поленП. Прибежали собакО-

5. Вспомните тему, которую пы изучаете. Попробуйте понять, задание может быть дано для этого упражнения.

Выла утро. Я видел, как ленивым колечком с лесных полянок под­дались туман. Дерево качалась и скрипела свою лесную песню, росинки блестел на солнце.

Наблюдение букв на конце имен прилагательных женского, среднего и мужского рода

родовые окончания имен прилагательных — это одна из мор­фологических единиц, в которых ученики делают особенно много ошибок. Главным подспорьем в правильном написании оконча­ний прилагательных служат грамматические вопросы. Поэтому работу по данной теме следует начинать с упражнений на выделе­ние из предложения сочетания прилагательного с существитель­ным, а затем переключиться на установление четкой ассоциатив­ной связи между родом имени существительного, вопросом и окон­чанием имени прилагательного. Делать это можно примерно в та­кой технологической последовательности.

1. Учитель показывает ученикам три картинки, на которых на­рисованы красная майка, зеленый шар и желтое ведро. Ученики называют предметы и каждое существительное связывают с мес­тоимениями она, он, оно, определяя их род. Затем учитель предла­гает подобрать к ним одинаковый признак, активно помогая де­тям, поскольку задание трудное: материал, из которого предметы сделаны, очень разный, цветом они тоже различаются, а вот ве­личина может быть сходной — большой или маленькой. Выбираем слово большой. Словосочетания записываются на доске в столбик:

женский род майка большая

мужской род шар большой

средний род ведро большое

Ученики сравнивают буквы на конце прилагательного и гово­рят, что слово одно, а буквы на конце разные. При необходимо­сти для закрепления наблюдения можно таким же образом про­анализировать еще три словосочетания, например: прямая стре-Щ прямой путь, прямое весло.

В результате выясняется, что окончания у одного и того же Имени прилагательного разные, потому что разный род у суще­ствительных, с которыми оно связано по смыслу. Следует вывод: *Имя прилагательное изменяется по родам в зависимости от того, с Каким существительным сочетается по смыслу».

Здесь целесообразно предложить ученикам попробовать изме­нить род существительных; например, сделать слово груша словом **Ужского рода — груш. Или сделать слово мост словом женского "Ли среднего рода — моста, мостя, мосто, мосте. Очень быстро Уясняется, что это невозможно. Следует вывод, что имена суше-^ительные по родам не изменяются, а имена прилагательные ^Меняются.

L*1 "гаки к.

Далее учитель обращает внимание учеников на то, что в

ниях имен прилагательных соединяются вместе два варианта

Ок°НЧв.

РОДО-

окончаний имен существительных: в женском роде: а + я = ^ -яя, в среднем: о + е = -ое, -ее. Эти же окончания присутствую '

вопросах какая? ка кое? При рассмотрении имен прилагатеть ных мужского рода учитель указывает детям на окончания -ца -ый, -ий. В холе наблюдений следует постоянно сравнивать меж£ собой окончания имен прилагательных женского и мужского р0Да женского и среднего, среднего и мужского рола (в мягком и твер^ дом вариантах) и при этом связывать их с вопросами.

Понимание родовых окончаний закрепляется в упражнениях с малознакомыми или вовсе незнакомыми словами. Они исключа­ют возможность опоры на прежний речевой опыт и ставят детей перед необходимостью находить прилагательные, определять их род и число только по формальным признакам.

Учитель предлагает ученикам выделить в предложении прила­гательное и определить его род и число. Примеры предложений: Наступила сумбурная эпоха. Кучер внес весомый пакет. В этой работе постоянно используются грамматические вопросы и местоиме­ния он, она, оно, они.

Сведения о родовых окончаниях по ходу наблюдений заносят­ся в таблицу «Имя прилагательное» (табл. 12).

Таблица 12

Имя прилагательное
какой? какая? какое? какие?
Единственное число Множествен­ное число
Мужской род к а к о й? Женский род какая? Средний род какое? к а к и е?
родной -ой родная -ая родное -ое родные -ые
синий -ий синяя -яя синее -ее синие -"е
старый -ый старый старое старые

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ 1. Подумайте и вместо отточий допишите, где надо, окончания.

Проплыл., больш.. корабль. В кастрюле был., отварн.. вермишель. Тус&и блестел., ледян.. озеро. Озорн.. пудель громко залаял...

Перед выполнением задания ученикам дается план действий

а) прочитать предложение целиком, понять его смысл;

б) найти главные члены предложения;

я) определить, с каким словом связано по смыслу слово, в

-тор"*1 отточие:

г) поставить «опрос к этому слову и определить, надо ли до­бывать буквы;

д) дописать буквы там, где надо.

2. Прочитайте предложения парами. Как вы думаете, какие из них наПисаны без ошибок?

На стуле чистая майка. На стуле чистыя майка.

У Маши синее пальто. У Маши синия пальто.

3. Прочитайте вслух, внимательно слушая себя. Постарайтесь понять, окончании — женского или среднего рода — надо дописать вместо в словах.

Вкусн.. эским..; звонк.. серебр..; саадк.. пастил..; высок., волн..; ши­рок., шосс; холоди., глубин...

А. Расскажите, глядя на данный план, что надо сделать, чтобы пра­вильно дописать окончания имен прилагательных.

Джейранчик крошечн.., с зайца. Он недавно родился. Лобик у него крут... А ножки тонк.. и длинн... Шкурка у него желт... Совсем как степн.. зелия. Зорк.. орлин.. око его не увидит.

План, который предъявляется ученикам

1. СЖ>

2. Прил. + сущ.

3. Число, род суш. и

4. Род прил. и

5-

по табл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: