Окончание — это своеобразная часть слова. С его выделения начинается морфемный анализ, поскольку считается, что это сделать легче всего — нужно только изменить слово по вопросам (па. дежам). Но для младших школьников окончание оказывается не такой уж простой частью слова. Если корень, суффикс и приставка обладают некой чувственной основой, поскольку они связаны с изменением смысла слона (прилетел — прискакал, прилетел — улетел, ворона — вороненок), то окончание слова такой основы практически не имеет — изменение окончания не меняет смысла слова (возьми книжку, посмотри в книжке, лежит под книжкой) за исключением разве что форм единственного и множественного числа (возьми книжку — возьми книжка). Поэтому окончание является элементом норфемики, более сложным для осознания детьми.
В традиционной методике понятие «окончание» вводится достаточно рано и почти без подготовки. Дети наблюдают изменение одного и того же слова в тексте, например: У меня есть сестра, а у Саши нет сестры. Я люблю свою сестру. Вчера я подарил сестре куклу. Мы с сестрой вместе гуляем. Я забочусь о своей сестре. После этого им сообщается, что буквы, которые изменяются на концах слов, называются окончаниями. Однако детям трудно перенести этот весьма незначительный опыт наблюдения на нее огромное поле грамматического согласования слов в русском языке. У них создается впечатление, что любые буквы на конце слова являются его окончанием, поэтому нередко в качестве окончания они выделяют буквы ал или л на конце глаголов прошедшего времени, буквы адь в слове лошадь, упорно считают окончаниями буквы а, о на конце наречий и т.п. Эти ошибки возникают потому, что дети легко усваивают только один признак окончания — положение букв на конце слова. Второй его признак — изменяемость этой части — не успевает дойти до их сознания, ведь далеко не все из них умеют произвольно изменить изолированное слово, вырванное из контекста, а именно такую операцию предполагает определение окончания: На краю обрыва росла березка — на краю -край, края, краем — в слове краю окончание -ю; обрыва — обрыву обрыву, обрывом — в слове обрыва окончание -а.
|
|
Дети легко меняют форму слова в словосочетании или предл0' жении, но изменение одиночного слова вызывает у них серьезные трудности, так как для этого надо знать и понимать паде#" ные вопросы. Однако склонение и падежные вопросы изучают^ намного позже окончания.
Для того чтобы у детей сложились правильные ассоциации с термином «окончание», следует сначала дать им возможность ряс* смотреть эту единицу со всех сторон, понять ее роль в язы#|
|
|
прелости нить им достаточное время и необходимый объем материала для наблюдения и осознания информации, которая заложена в окончании, а также его роли в предложении. При этом надо очень осторожно пользоваться термином «окончание». Целесообразно на первых этапах обучения употреблять термин — смысловой заменитель «буквы на конце слова», а термин «окончание» использовать только при сраннивании двух форм одного и того же слова и наблюдении изменений букв на его конце, ибо в этом случае использование термина подкрепляется зрительным восприятием. Окончательно вводить формальный термин можно только хогда, когда дети научатся легко изменять единичные слова по вопросам.
Изменение звуков (букв) на конце слов при постановке слов-предметов в начальную форму
Впервые ученики опосредованно сталкиваются с окончаниями слов в начале первого года обучения, когда в процессе знакомства со словами, называющими предмет, устанавливают, что эти слова отвечают на вопросы кто? кого? кому?...; что? чего? чем у?..., и на практическом уровне упражняются в изменении слон-предметов таким образом, чтобы они отвечали на эти вопросы: кошка — кошку, кошкой, кошки.
Однако на этом этапе учитель не говорит им об окончаниях как таковых, а лишь упражняет детей в неторопливом и тщательном проговаривании слов с незначительным акцентом на конечных звуках. В классе, где много хорошо подготовленных учеников, можно вскользь указать им на то, как одно и то же слово изменяется в разных предложениях, объяснив это отличительной особенностью русского языка: способностью слов согласовываться Между собой.
Наблюдение букв на конце слое, называющих один или несколько предметов
В начале I класса дети знакомятся с формальным понятием •слово», учатся распознавать в потоке речи количество слов и обращают внимание на то, что слово может называть один или несколько предметов. Уже на этом этапе можно вводить термины •единственное» и «множественное число». Практика показывает, 410 их понимание не вызывает у детей затруднений.
Где-то в средине октября на одном из уроков грамматики учи- пишет на доске пары слов:
кот коты
пол полы
дуб дубы
стол столы
На этом этапе для рассмотрения подбираются слова, началь-я Форма которых оканчивается на согласный звук (букву), и
появление дополнительного звука (буквы), обозначающего му множественного числа, становится особенно очевидным.
Тот факт, что не все ученики смогут прочитать эти слона, це становится помехой для работы. Здесь так же, как и при усвоении корня слова, работа ведется на уровне зрительного восприятия и сравнения буквенного состава слов.
Учитель читает первую пару кот — коты и просит сравнить эти слова по смыслу и по внешнему виду. Затем сравнивается вторая пара и т.д. После этого учитель помогает ученикам обобщить наблюдение: слова верхней строчки называют один предмет (они единстве иного числа), а слова второй строчки — несколько (они множественного числа); у слов множественного числа (второй строчки) на конце появляется буква ы. Делается вывод: «На конце слов, которые называют несколько предметов, стоит буква ы, эти слова множественного числа».
С точки зрения научного стиля выражения «слово множестиен-ного числа», «слово единственного числа» неправильны. Надо говорить «слово, стоящее в форме множественного числа» или «слово, стоящее во множественном числе». Однако для первоклассников такие формулировки нежелательны, поскольку при преобладании у них конкретного мышления трудно понять, что значит «слово в чем-то стоит» и что собой представляет множественное число, если в нем «стоит» слово. Учителю приходится выбирать между авторитарно-правильной формулировкой и формулировкой, понятной детям. Естественно, что выбор делается в пользу последней. Когда дети повзрослеют и наберутся учебного опыта, они овладеют и научным языком.
|
|
После формулирования вывода ученики в течение непродолжительного времени выполняют тренировочные упражнения.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ
1. Послушайте дна слова. Подумайте, сколько предметов называют первое и второе слова. Повторите слово множественного числа (вариант;...единственного числа).
Топор — топоры, узоры — узор, комары — комар, баран — бароны.
2. Послушайте предложения. Найдите а них слова, называющие прсД" мет. Как вы думаете, они единственного или множественного числа?
Рычит голодный тигр. Звезды ярко сияют.
3. Послушайте (прочитайте) предложение. Как иы думаете, нужно ЛЯ добавлять букву ы к выделенному слову?
Это упражнение лучше проводить в малых группах. Ученик* получают карточки с одним или двумя-тремя предложениями. Ре'
Т
. умеющий читать, прочитает их всем остальным. Обсудив дТи предложения, дети впишут, куда нало, букву ы:, Цветут розовые куст.... У Вали болит зуб....
* * *
После того как полученная порция знаний будет в определенной мерс закреплена, учитель добавляет новые сведения, предлагая ученикам сравнить другие пары слов:
волк парк рыбак еж
волки парки рыбаки ежи
В результате наблюдения, построенного по аналогии с предыдущим, лети дополняют сделанный ранее вывод: «На конце слов, называющих несколько предметов, бывают буквы ы, и». За выводом следует серия упражнений, которые идентичны представленным выше, но содержат слова с двумя окончаниями -ы, -и.
Затем приступают к наблюдению за тем, как одна буква, стоящая на конце слова, может заменяться другой, т. е. используются слова, начальная форма которых оканчивается гласным звуком (буквой). Ученики сравнивают слова типа:
вода лужа дыня зима
виды лужи дыни зимы
Последующие упражнения, в которых предлагается определить число незнакомых ученикам слов типа кратер — кратеры, манишка — манишки, мегера — мегеры, кулан — куланы, офорт — офорты, помогут детям осознать, что число предметов можно определить по окончанию слова, их называющего, даже не зная его значения. Сделанный ранее вывод теперь формулируется несколько иначе: «Если слово-предмет оканчивается на -ы или -и, то оно стоит во множественном числе».
|
|
На следующем уроке, выполняя упражнения на закрепление, ученики встречаются с новым явлением. На доске написаны пары слов:
лиса окна
свинья братья
Обсуждение проводится методом дискуссии. Кто-то (специально подготовленный ученик или Незнайка) утверждает, что оба слова в каждой паре называют один предмет, потому что на кон-Це нет букв ы, и. Ученики, понимая, что слова окна и братья Называют несколько предметов, вынуждены будут доказать, что в Написанных парах есть слова, стоящие в форме как единственного, так и множественного числа. Значит, на предыдущем уроке был сделан неправильный вывод? Обсуждая вместе с детьми со-ЗПавшееся положение, учитель помогает им понять, что вывод 'Они сделали правильный (и доказали это примерами), но он был Неполным.
Первым естественным порывом учеников станет простое д0-бавление к выводу двух новых окончаний -а и -я. Но загвоздка» том, что на эти буквы оканчиваются также существительные Е единственном числе, что видно из предъявленных пар и другцу слов, например: коза, песня. Значит, необходим более осторо^. ный вывод: «Слова-предметы, которые оканчиваются на а, я, м0. гут быть и единственного, и множественного числа. Чтобы опре-делить их число, надо и смотреть на буквы в конце слова, и ду_ мать о его смысле. А вот если на конце ы, и, то слово обязательно множественного числа».
Результаты наблюдений заносятся в таблицу «Имя существительное», которую ученики начинают заполнять с момента знакомства со словами, называющими предметы. Ее шаблон начерчен карандашом у каждого ученика в тетрадях для таблиц и на большом листе ватмана для демонстрации в классе (табл. 9).
Таблица 9
Слона- пред меты (Имя существительное) | |||
кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем? | |||
Единственное число | Множественное число | ||
дубы -ы мишки -и окна -а поля -я | |||
Познакомившись со словами, называющими предметы, и вопросами кто? что?, на которые эти слова отвечают, ученики обводят ручкой или фломастером верхнюю горизонтальную графу таблицы вписывают в нее карандашом (сами или с помощью родителей) название группы слов, используя термин-заменитель, а ручкой — вопросы. Впоследствии, когда дети познакомятся с термином «имя существительное», они возьмут в скобки или сотру1" написанное ранее и ручкой впишут формальный термин.
Узнав о том, что эти слова изменяются по числам, дети обводят третью горизонтальную графу таблицы и самостоятельно описывают на уроке сокращения «ел. ч.», «мн. ч.», а дома с помощью родителей — слова «единственное число, множественное число»' Постепенно в таблицу вносятся сведения об окончаниях
шест|ппе.1ы;ы\ но множественном числе, а во II классе — названия родов и рилоные окончания.
■ Самостоятельное заполнение детьми таких таблиц позволяет Ьтюльзопать их наглядно-действенное мышление, дает возможность систематизировать полученные знания. Кроме того, эта работа подготавливает учеников к тому, чтобы впоследствии они могли пользоваться готовыми таблицами, умели читать их.
После заполнения таблицы следует цикл упражнений на определение числа слова и выделение его окончания. Для упражнений следует использовать слова, как хорошо знакомые ученикам, так и незнакомые. 1! незнакомых словах типа темники, стыки, синусы, щтапииш дети смогут определить число с опорой на окончания.ы, -и, а при встрече со словами типа вензеля, сектора скажут, что узнать число по букве на конце слова невозможно, надо понять смысл, т.е. знать, об одном или нескольких предметах идет речь.
Один-два урока нужно посвятить наблюдению слов, называющих несколько предметов, но не имеющих формы единственного числа, например: брызги, шахматы, каникулы (нельзя сказать «одна брызга» или «один брызг», «одна каникула» или «один каникул»), а также слон, называющих один предмет, но на конце которых стоит буква ы или и, указывающая на множественное число, например: брюки, очки, ножницы, щипцы, носилки.
Знакомство со словами, не имеющими формы единственного числа, может происходить следующим образом.
1. На доске вокруг слова они располагаются картинки, изображающие, например, телефоны, часы, консервы (банка консервов), брюки, сапоги, ласточек, клеши. Дети называют предметы и устанавливают, что их названия сочетаются со словом они. От этого слова проводятся линии к соответствующим картинкам. При этом выясняется, сколько предметов — один или несколько называет данное слово.
В ходе работы ученики убеждаются в том, что есть слова, которые можно заменить словом они (т.е. слова стоят во множественном числе), но ими называется только один предмет (брюки, часы и др.). После первого же такого слова учитель помогает ученикам сделать вывод: «Слово стоит во множественном числе, но называет один предмет». Этот вывод будет повторяться каждый раз при встрече с подобными словами. Затем учитель говорит:
— Повторите, пожалуйста, еще раз все слона, стоящие со множественном числе, и при этом показывайте на картинки. А теперь подумайте, обсуди к- между собой и ответьте на вопрос: всегда ли число сло-Ва совпадав! с числом предметов?
2. Учитель показывает детям картинки, изображающие нож-, клеши, кусачки, пассатижи, тиски, щипцы (или сами
эти предметы), и просит сначала назвать каждый, а потом обод щить всю группу — «это инструменты». Учитель записывает гц> названия на доске (ученикам можно раздать карточки со слова ми), а сами картинки убирает. Дети повторяют слова, рассматривают их, определяют их число и обводят квадратиком окончания -и, -ы. Затем учитель предлагает им попытаться изменить число.
Чтобы сделать это было легче, целесообразно включить слово в словосочетание. С активной помощью учителя дети подбирают к каждому слову подходящее определение или действие (удобные клещи, тиски сжимают, маникюрные ножницы и т. п.) и пытаются поставить слово в форму единственного числа: удобные клещи — «удобный клещ», «удобная клеща»), (Не получается! Так не говорят.)
Учитель обращает их внимание на то, что все предметы, названия которых не имеют формы единственного числа, состоят из двух соединенных между собой частей, которые не могут функционировать отдельно друг от друга.
— Я ют думаю, может быть, в этом причина того, что их названия не имеют формы единственного числа, хотя предмет один? А вы как думаете?
После того как дети выскажут свои соображения, появляется Незнайка и заявляет, что слова сапоги, туфли, ботинки тоже не имеют формы единственного числа, потому что всегда бывают парами. Дети, как могут, возражают. В результате обсуждения следует вывод: «Мы определяем число слова; предмет может быть и один, но слово — его название — стоит во множественном числе».
После слов, не имеющих формы единственного числа, происходит знакомство со словами, не имеющими формы множественного числа.
1. Учитель произносит или пишет на доске слова море, пальто, кофе, кино, окно и др. и помогает ученикам определить, что они стоят в единственном числе. После этого предлагает попытаться изменить число на множественное. Для удобства действий слова включаются в словосочетания: плещет море — плещут моря (учитель требует от учеников четкого произнесения окончаний слов), висит пальто — «висят пальты (пальта)». Возможно, в классе найдутся ученики, которые знают, что нельзя говорить «пальты». а нужно сказать висят пальто. Следовательно, слово пальто нельзя поставить во множественное число, а слово море можно. Таким образом дети убеждаются, что данные слова делятся на две груП" пы — те, что имеют форму множественного числа, и те, что ее не имеют.
2. По заданию учителя дети вспоминают названия ягод: ма№ на, ежевика, черника, клубника, крыжовник, голубика, брусники
НДР
Затем они составляют с ними словосочетания и пытаются
из'1|исло: сладкая малина — «сладкие малины» и т.д. В соответствующей беседе учитель помогает ученикам понять, что эти слов;' также не употребляются во множественном числе.
Аналогично можно работать с названиями мяса домашних животных: баран — баранина, свинья — свинина, кролик — крольчати- ид, корова — говядина (от древнерусского слова говядо, которым называли крупный рогатый скот) и т.д. Совместными усилиями составляются словосочетания с образованными словами, и дети пытаются изменить их число: молодая баранина — «молодые бара-вины». Выясняется, что и эти слова также не употребляются во множестве ином числе.
После подобных бесед и наблюдений выполняются упражнения в определении соотношения числа слова и количества названных им предметов.
Учитель дает ученикам два предложения, например: В универмаге продаются ножницы; В руке портнихи блестят ножницы.
Дети чертят их схемы, находят слова-действия (продаются, блестят), обозначают их двойной чертой и определяют число — множественное. Далее указывают слова, которые называют предметы, выполняющие эти действия, — в обоих предложениях это слово ножницы (в схеме обозначается одной чертой).
В беседе уточняется, что главные слова и первого, и второго предложений стоят во множественном числе, однако при сравнении содержания предложений выясняется, что в первом речь идет о множестве ножниц, которые продаются в магазине, а во втором — об одном предмете, который находится в руках портнихи. Сравниваются еще три-четыре пары подобных предложений (Бэтой мастерской делают очки. Дополняется сделанный ранее вывод: «Число слова мы определяем независимо от того, сколько предметов это слово называет».
Изменение букв на конце слов-действий при изменении количества предметов, выполняющих эти действия
При знакомстве учеников со словами, называющими действия предметов (примерно январь первого года обучения), целесообразно привлечь внимание к изменению букв на конце этих слов, Предупреждая тем самым появление ошибок в согласовании и управлении слов в словосочетаниях и предложениях, а также подготавливая усвоение понятия «окончание глагола».
Как и при изучении слов, называющих предмет, учитель показывает детям, что буквы на конце слова-действия могут нести Информацию о количестве предметов, которые это действие выполняют. В качестве иллюстрации рассмотрим фрагменты уро-
I
1. Для работы используются простые нераспространенные ложения: Пастух пасет; Метла метет; Бегун бегает; Варит вар; Светильник светит; Шалит шалун — часть которых быть написана на карточках, розданных детям.
Учитель называет одно предложение и последовательно задает вопросы:
— Повторите, пожалуйста, слово, которое отвечает на вопрос что делает? (Дети произносят соответствующее слово.)
— К какой группе оно относится — к словам-предметам или словам-действиям? (К словам-действиям.)
— Сравните оба слова в предложении по смыслу. (Слова похожи по смыслу: метла, потому что метет.)
Слушая ответы, учитель записывает предложение на доске, ученики рассматривают составляющие его слова и выделяют в них общую часть — корень.
Когда таким образом рассмотрены все предложения, появляется Незнайка и вступает в разговор:
— Кто говорит о шалуне? Я шалун. Хотите, буду шалить? (Лает по-собачьи.)
Учитель останавливает его и спрашивает у детей: каким словом можно назвать это действие? (Лает.) На вопрос кто лает? (не балуется в классе, а по-настоящему лает) учитель получает ответ, что это делает собака, и располагает на доске две картинки, изображающие одну и несколько собак.
— Вместо того чтобы баловаться, составил бы ты нам, Незнайка, предложения.
Незнайка, показывая на картинки, говорит:
— Собака лает. Собаки лает. (Окончания слов произносятся четко и даже несколько утрированно.)
Ученики (поправляя Незнайку): Собаки лают. Незнайка: Я понял, понял. Собаки лают. Собака лают. Ученики (опять поправляют): Собака лает.
Делается вывод: «Слова в предложении согласуются друг с ДРУ" гом и зависят друг от друга. Они "дружат"».
Обсуждая вместе с учителем «дружбу» слов в предложении, ученики устанавливают, что они согласуются в числе.
Следует новый вывод: «Слова-действия, так же как слова-преД' меты, могут быть в единственном и во множественном числе»-
2. Учитель берет группу картинок, на которых нарисованы лн^° один, либо несколько предметов, поочередно показывает их класс) и произносит подходящий по смыслу глагол в неопред ел с нНО* форме (например, летать). Ученики устно составляют предло#е* ния, обязательно четко проговаривая окончания глаголов. К fJia
ЙЛУ
^у ставится вопрос что делает? или что делают? Дети Врывают число и глагола, и существительного: «Слово-предмет «слово-действие стоят в единственном числе»., Затем учитель дает задание:
I — Послушайте слово-действие. Как нам кажется, один или несколько предметов его выполняют? Поставьте вопрос к слову-действию.
Поочередно предъявляются слова кивает, нюхают, плещут, кричит, спят, знает, молчит, отмечают. Ученики определяют их число, основываясь на языковом чутье.
[ — Вот вы сейчас отвечали, почти не задумываясь, и отвечали правильно. Но ведь ни олин предмет не был назван. Как же вы узнали, один нли несколько предметов выполняли это действие?
Выслушав различные ответы, учитель пишет на доске в столбик две-три пары любых слов, выделяя окончания:
кричит кивает
кричат кивают
Вывод: «Число слова-действия можно узнать по его окончанию».
В процессе такой работы учитель постоянно требует, чтобы дети четко произносили окончания слов.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ
i 1. Определите число — единственное или множественное — у данных слон-дс истин й (на материале знакомых и незнакомых слов):
Бредет, спит, живут, наблюдают, пахнет, трещит, хранят; колупают, глумят, выбредает, знобит, поддужат; умывает, умывается; одевает, одевается.
Учитель обращает внимание на пару умывает — умывается:
— Давайте попробуем понять, почему эти дна слова стоят в одном и том же числе, ведь они оканчиваются по-разному.
В процессе выполнения упражнения учитель делает акцент на сУффиксе -ся (без термина) и на его значении направленности Действия на самого говорящего: -ся — сокращенный вариант себя.
Аналогично рассматривается пара одевает —одевается.
2. Определите число у данных слов-действий и подберите к ним по смыслу слома-предметы:
Говорят, возит, учит, красят, звонят, веселится, кормят, дер- •вннея, веселятся, кормится.
Ученики называют число каждого слова-действия, четко проваривая окончания.
Учитель спрашивает: направлено ли действие на говоря [Hi;™ Что указынает на это? (Частица -ся.) К глаголам дети подбирнют по смыслу слова-предметы, согласовывая их в числе и так же ч.ег. ко произнося окончание.
При выполнении задания нужно побуждать учеников использовать имена собственные. Делая это, они должны заметить, что имя собственное сочетается только с глаголом в единственно^ числе, а с глаголами во множественном числе следует соединять либо имя нарицательное, либо несколько имен собственных, при этом каждое имя собственное стоит в единственном числе: Лена и Оля красят. Составленные предложения оформляются в виде схемы:
3. Послушайте незнакомые слова-действия и попробуйте изменил, их число с множественного на единственное и наоборот. Обсыпают, обтесывают, шерстят, изгубят, докучают.
В ходе выполнения задания учитель по своему усмотрению может объяснить детям лексическое значение некоторых слов.
4. Послушайте (прочитайте) два слова и повторите, пожалуйста, то слово, которое называет предмет (или действие). Что нужно сделать, чтобы определить его число?
Измените число и посмотрите, как изменится при этом второе слою.
Ветер бодрит. Дрожат листики. Гусеницы грызут.
5. Найдите в предложении слово-действие и измените его число. Как при этом изменятся остальные слова?
Жужжит над цветком шмель. (Жужжат над цветком шмели. — Жужжат чад цветками шмели.)
Плывет в небе легкое облако. (Плывут в небе легкие облака.)
6. Допишите буквы на конце слов-действий.
Лет., к нам грачи. Журч.. ручейки, цвет., подснежники. По реке плыв., белые льдины. Грем.. первая гроза. Вся земля цвет...
Изменение букв на конце слов-признаков при изменении количества определяемых предметов
Знакомя детей в 1 классе (примерно в начале марта) со словами, называющими признаки предметов, учитель предлагает упражнения в их выделении из данного или самостоятельно составленного предложения, либо, наоборот, в их добавлении в прел" ложение и т.п. (см. § 2 главы IV). При этом внимание учеников обращается на согласование слов-признаков со словами-предМе' тами в числе и на изменения последних букв. Для такой работа подбираются слова с ударными окончаниями.
Во время сопоставления конечных букв обоих слов в словосочетаниях типа лесные дрозды, полевые васильки, широкие лепестки, дысокие волны учитель помогает детям увидеть, что на конце слов-признаков тоже встречаются буквы ы, и, как и у слов-предметов, но соединенные с буквой е ----- ые, -ые.
Результаты наблюдений заносятся в таблицу «Имя прилагательное», аналогичную таблице «Имя существительное» (табл. 10).
Таблица 10
Слова-признаки (Имя прилагательное) | |||
какой? какая? какое? какие? | |||
Единственное число | Множественное число | ||
какие? | |||
родные -ые синие -ие старые |
Наблюдение букв на конце имен существительных женского, среднего и мужского рода
В период изучения имени существительного по программе (обычно это II класс) ученики под руководством учителя определяют род слов, заменяя их местоимениями он, она, оно, наблюдают буквы на конце слов мужского, женского и среднего рода (слова среднего рода сначала надо подбирать обязательно с ударным окончанием -о).
Последовательные наблюдения приводят к выводу, что имена существительные женского рода имеют окончания -о, -я, среднего рода----- о, -е, а слова мужского рода оканчиваются разными
согласными, у них окончания в начальной форме «прячутся» (рядом с этими словами ученики рисуют пустой квадратик) и появляются при изменении слова по вопросам; некоторые слова мужского рода имеют окончания -д, -я.
Отдельным звеном работы является определение рола у слов, оканчивающихся на мягкий согласный, потому что потом, когда Наступит время изучения склонения и падежных окончаний, ста-Иет необходимым умение определять род у слов типа корабль, то-подь, площадь, осень. Специфика этой операции состоит в том, что ■^я ее выполнения у младших школьников не существует никаких 'Фитериев, кроме речевого опыта. Если дети привыкли согласовы-^ слово кровать со словами она, моя, большая, стояла, то они
определят его как слово женского рода. Но стоит им столкнуться с«словами, которые они, возможно, и понимают, но не употреблч. ют в активной речи, типа пристань, насыпь, ветвь, деталь, про. рубь, как и определении их рода возникают трудности. По сути ребенок подставляет слова она, моя не для того, чтобы узнать род а наоборот — он знает, что данное слово женского рода, и поэтому выбирает слова она, моя, а не он, мой. И единственным коррекци-онным методом здесь является накопление речевого опыта.
В ходе наблюдений ученики окончательно заполняют таблицу «Имя существительное» (табл. 11).
Таблица ц
Имя существительное | |||||||
кто? | что? | кого? чего? | кому? о чек | чему? кем? | ? чем? | о ком? | |
Единственное | число | М ноже с 1вен- | |||||
МужскоИ | род | Женский | род | Средний | рол | ное число | |
катер | -п | рука | -а | окно | -о | дубы -ы | |
голубь | -о» | петля | -я | море | -е | мишки -и | |
мишка | -а | кровать | -а» | окна -а | |||
дядя | -я | моря -я |
Когда ученики достаточно хорошо усвоят, что родовые окончания имен существительных совпадают с окончаниями местоимений он, она, оно, можно переходить к правописанию родового окончания в безударной позиции. Например, учитель предлагает детям произнести слова оЪлак\ъ\ и копйлк[ъ), сравнить последние гласные звуки и затем дает задание попытаться узнать, какими буквами нужно их обозначить. В ходе выполнения задания ученики заменят эти слова местоимениями оно, она и таким образом определят букву на конце. После серии упражнений в выборе букв для обозначения последних звуков формулируется вывод: родовое окончание, как и корень, пишется одинаково независимо от его произношения в ударной или безударной позиции: если имя существительное среднего рода (оно), то его окончание -о или -е, а если женского рода, то -а или -я; проверить это можно, заменив слово-предмет маленьким словом (местоимением) оно или она.
Работая с именами сущестнительными, ученики находят ИХ в словосочетаниях и предложениях, где они стоят в разных падеЖ" ных формах. А поскольку род определяется по начальной форме'
что?
L> вполне леи ично именно в этот период целенаправленно учить «ртей станич ь слова к начальную форму, т. е. изменять их так, что- лЬ1 они отвечали на вопрос кто? или что? Для этого можно „спользов.'пъ лшния такого типа:
I — Послушайте (прочитайте) предложение: Под мостом текла река.
Р— Вылетите имена существительные. Найдите в предложении СЛОВО,
^которым кажлос имя существительное связано по смыслу. Поставьте
вопросы к именам существительным: текла под (чем?) мостом; текла
(что?) реки
| — Измените, где нужно, имена существительные так, чтобы они отвечали на вопрос что? — река (текла), под чем? — под мостом мост.
Вдальнеишем при изучении склонения имен существительных и прилагательных эти упражнения помогут ученикам легко усвоить понятие «начальная форма словав. Если учитель посчитает возможным, уже на этом этапе будет введен в работу данный термин.
Наблюдение родовых окончаний имен существительных целесообразно проводить совместно с наблюдением родовых окончаний глаголов is прошедшем времени. На примере простого нераспространенного предложения ученики могут видеть согласование существительных и глаголон в числе и роде, определять, при по-моши какой части слова происходит это согласование, и, чтобы выделить, заключать эту часть и квадратик: росп куста, рослщ\ма-йинШ, рослщ дере(Щ При этом важно требовать от детей четкого произношения всех окончаний, что в дальнейшем облегчит работу над их правописанием в безударных позициях.
В процессе этой работы учитель помогает ученикам сделать вывод о том, что и предложении родовые окончания имен существительных и глаголов совпадают. Наиболее наглядно это выступает в предложениях, где оба слова имеют ударные окончания: Пришла весна. Зерно росло. Бычки росли.
Затем следует серия упражнений на определение безударных родовых окончаний существительных и глаголов.
Сначала учитель предъявляет ученикам предложение, в кото-Ром окончание одного слова ударное, а окончание другого отсутствует: Весло лежал.... Ставится задача определить, какую букву — 1 или о надо дописать в слове лежал\ъ\. Рассуждать по поводу способов решения этой задачи можно по-разному.
Первый вариант: «Если слова в предложении "дружат" между собой, то они должны быть одного рола. Слово весло среднего Р°Да, значит, слово лежал\ь) тоже должно быть среднего рода. Слова среднею рода оканчиваются на еили о. «Весло лежале» ска-^ нельзя, эго неправильно. Значит, весло лежало».
Второй вариант: «Мы знаем, что в предложении слова "дру-" между собой, они должны стоят в одном роде и одном числе.
X
Если мы напишем лежала, то получится слово женского рода она лежала. А ведь весло — оно, среднего рода. У него на конГ" буква о, значит, надо написать лежало, а то "дружбы" не буДет
Проработав упражнения на определение безударного оконча ния одного слова с опорой на ударное окончание связанного с ним другого слова, учитель дает ученикам предложение, в кото ром окончания обоих слов стоят в безударной позиции: Нёвкз светлёл\ъ\. {Небо светлело.) В этой ситуации организуется обсуждение разных способов определения окончаний, которые прсдла. гают ученики. Беседу следует построить таким образом, чтобы ученики сами предложили заменить существительное местоимением оно, в котором окончание ударное. Вставив в предложение слово оно, можно определить окончание имени существительного, а затем и окончание глагола.
В процессе работы ученики широко пользуются заполненной таблицей «Имя существительное».
В заключение делается вывод: «Слова она, оно являются проверочными для безударных гласных на конце имен существительных женского и среднего рода».
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ
1. Определите род данных слов. Напишите их в два столбика.
Лошадь, плесень, корень, ливень, радость, словарь, дверь, кисель, богатырь.
2. Прочитайте предложения парами. Выделите окончания обоих слов в каждом предложении.
Потекло молоко. — Потеют река. Пришла весна. — Пришло письмо.
Что вы можете сказать об окончаниях глаголов и имен существительных? Как вы думаете, почему они одинаковые?
3. Попробуйте определить, какое окончание закрыто квадратиком.
Рука замерзлО. Окно запотели ЗапачкалОсь полотно. БаестеЮ стекло.
ЗеркалО нашлось. Взошло солнцО. Подросло деревиО. ЛодочкО плыла.
Расскажите, что помогало вам вписывать окончания.
4. Посмотрите, здесь квадратиками закрыты окончания обоих слов. Как и этом случае узнать, где прячется окончание -о, а где — окончание -а?
ЛежалО поленП. Прибежали собакО-
5. Вспомните тему, которую пы изучаете. Попробуйте понять, задание может быть дано для этого упражнения.
Выла утро. Я видел, как ленивым колечком с лесных полянок поддались туман. Дерево качалась и скрипела свою лесную песню, росинки блестел на солнце.
Наблюдение букв на конце имен прилагательных женского, среднего и мужского рода
родовые окончания имен прилагательных — это одна из морфологических единиц, в которых ученики делают особенно много ошибок. Главным подспорьем в правильном написании окончаний прилагательных служат грамматические вопросы. Поэтому работу по данной теме следует начинать с упражнений на выделение из предложения сочетания прилагательного с существительным, а затем переключиться на установление четкой ассоциативной связи между родом имени существительного, вопросом и окончанием имени прилагательного. Делать это можно примерно в такой технологической последовательности.
1. Учитель показывает ученикам три картинки, на которых нарисованы красная майка, зеленый шар и желтое ведро. Ученики называют предметы и каждое существительное связывают с местоимениями она, он, оно, определяя их род. Затем учитель предлагает подобрать к ним одинаковый признак, активно помогая детям, поскольку задание трудное: материал, из которого предметы сделаны, очень разный, цветом они тоже различаются, а вот величина может быть сходной — большой или маленькой. Выбираем слово большой. Словосочетания записываются на доске в столбик:
женский род майка большая
мужской род шар большой
средний род ведро большое
Ученики сравнивают буквы на конце прилагательного и говорят, что слово одно, а буквы на конце разные. При необходимости для закрепления наблюдения можно таким же образом проанализировать еще три словосочетания, например: прямая стре-Щ прямой путь, прямое весло.
В результате выясняется, что окончания у одного и того же Имени прилагательного разные, потому что разный род у существительных, с которыми оно связано по смыслу. Следует вывод: *Имя прилагательное изменяется по родам в зависимости от того, с Каким существительным сочетается по смыслу».
Здесь целесообразно предложить ученикам попробовать изменить род существительных; например, сделать слово груша словом **Ужского рода — груш. Или сделать слово мост словом женского "Ли среднего рода — моста, мостя, мосто, мосте. Очень быстро Уясняется, что это невозможно. Следует вывод, что имена суше-^ительные по родам не изменяются, а имена прилагательные ^Меняются.
L*1 "гаки к.
Далее учитель обращает внимание учеников на то, что в
ниях имен прилагательных соединяются вместе два варианта
Ок°НЧв.
РОДО-
окончаний имен существительных: в женском роде: а + я = ^ -яя, в среднем: о + е = -ое, -ее. Эти же окончания присутствую '
вопросах какая? ка кое? При рассмотрении имен прилагатеть ных мужского рода учитель указывает детям на окончания -ца -ый, -ий. В холе наблюдений следует постоянно сравнивать меж£ собой окончания имен прилагательных женского и мужского р0Да женского и среднего, среднего и мужского рола (в мягком и твер^ дом вариантах) и при этом связывать их с вопросами.
Понимание родовых окончаний закрепляется в упражнениях с малознакомыми или вовсе незнакомыми словами. Они исключают возможность опоры на прежний речевой опыт и ставят детей перед необходимостью находить прилагательные, определять их род и число только по формальным признакам.
Учитель предлагает ученикам выделить в предложении прилагательное и определить его род и число. Примеры предложений: Наступила сумбурная эпоха. Кучер внес весомый пакет. В этой работе постоянно используются грамматические вопросы и местоимения он, она, оно, они.
Сведения о родовых окончаниях по ходу наблюдений заносятся в таблицу «Имя прилагательное» (табл. 12).
Таблица 12
Имя прилагательное | |||
какой? какая? какое? какие? | |||
Единственное число | Множественное число | ||
Мужской род к а к о й? | Женский род какая? | Средний род какое? | к а к и е? |
родной -ой | родная -ая | родное -ое | родные -ые |
синий -ий | синяя -яя | синее -ее | синие -"е |
старый -ый | старый | старое | старые |
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ 1. Подумайте и вместо отточий допишите, где надо, окончания.
Проплыл., больш.. корабль. В кастрюле был., отварн.. вермишель. Тус&и блестел., ледян.. озеро. Озорн.. пудель громко залаял...
Перед выполнением задания ученикам дается план действий
а) прочитать предложение целиком, понять его смысл;
б) найти главные члены предложения;
я) определить, с каким словом связано по смыслу слово, в
-тор"*1 отточие:
г) поставить «опрос к этому слову и определить, надо ли добывать буквы;
д) дописать буквы там, где надо.
2. Прочитайте предложения парами. Как вы думаете, какие из них наПисаны без ошибок?
На стуле чистая майка. На стуле чистыя майка.
У Маши синее пальто. У Маши синия пальто.
3. Прочитайте вслух, внимательно слушая себя. Постарайтесь понять, окончании — женского или среднего рода — надо дописать вместо в словах.
Вкусн.. эским..; звонк.. серебр..; саадк.. пастил..; высок., волн..; широк., шосс; холоди., глубин...
А. Расскажите, глядя на данный план, что надо сделать, чтобы правильно дописать окончания имен прилагательных.
Джейранчик крошечн.., с зайца. Он недавно родился. Лобик у него крут... А ножки тонк.. и длинн... Шкурка у него желт... Совсем как степн.. зелия. Зорк.. орлин.. око его не увидит.
План, который предъявляется ученикам
1. СЖ>
2. Прил. + сущ.
3. Число, род суш. и
4. Род прил. и
5-
по табл.