Тема. Методика изучения языковой теории (работа предложением)

План

1.Основные направления синтаксической работы, содержание работы.

2. Работа над словосочетанием.

3. Работа над предложением. Виды упражнений.

4.Методика проведения синтаксического разбора.

5. Знакомство с элементами пунктуации.

Литература

3. Львов М.Р. и др. Методика преподавания рус. яз. в нач. кл.- М., 2002.

4. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик.– М.,1998.– С.191–205.

 

5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

6. Фомичева Г.В. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. – М., 1981; Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1998.– С.206–222.

7. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1979.

8. Фомичева Г.А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников // Нач.шк. – 2001. – № 1.

9. Харченко О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением //Нач. шк.– 2002. – №1.

10. Фомичева Г.А. Изучение однородных членов предложения // Нач.шк. – 1985. – № 9.

11. Перцева Н.К. Работа над предложением как путь развития лингвистического мышления // Нач.шк. – 1995. – № 10.

12. Зуева С.В. Пропедевтическое изучение обращения в 1 классе // Нач.шк. – 1996. – № 9.

13. Бессчастная Е.И. Работа над составлением предложений в добукварный период в 1 классе // Нач.шк. – 2000. – № 12.

14. Филина Н.М. Работа со схемами предложений на уроках рус. яз. // Нач. шк. – 2001. – № 12.

15. Сироткина Е.Я.Повторение изученного о словосочетании и предложении // Нач.шк.–2004.– № 5.

1. Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической те­мы «Предложение». В современных коммуникативно направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение - речь - текст - предложение слово - слог - звук (на письме - буква). Та­кой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматики (использования).

Но знакомством с предложениями дело ограничивается: после­дующие синтаксические темы вводятся разрозненно, на протяже­нии нескольких лет. К сожалению, за последние 40 лет объем син­таксического материала в начальных классах значительно сокра­щен: нет тем «Обобщающие слова при однородных членах», «Прямая и косвенная речь», «Определение, дополнение и обстоятельства». В настоящее время многое восстановлено, в частности темы «Сложное предложение», «Обращение».

Основные направления работы:

1. Формирование понятия «предложение», «словосочетание».

2. Изучение структуры предложения.

3. Формирование умения пользоваться в речи предложениями, разными по цели высказывания, по интонации; работа по овладению интонированием предложений.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения правильно оформлять предложения в письменной речи.

Для изучения в начальном звене выделены три синтаксических единицы: словосочетание, предложение, сложное предложение (на уровне ознакомления), работа над которыми необходима для решения задач развития речи, мышления, для развития синтаксического строя речи младших школьников, для усвоения синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между разными уровнями языка: лексикой, морфологией, синтаксисом.

В работе по синтаксису выделяют 2 этапа:

1 этап – подготовительный (начальный), на котором главное внимание уделяется развитию интонационных умений учащихся. Основное внимание учитель уделяет выработке умения правильно читать предложения 1) по определенной интонационной схеме:

Зимой много снега. Миша катит ком..

2) запись под диктовку учителя предложений с последующим их прочтением.: У Иры санки. У Лиды лыжи.

3) Наблюдения над интонацией предложений: Когда выпал снег? (интонационная законченность, но сильное повышение голоса на том слове, которое содержит вопрос).

4) Сравнение интонации вопросительного и повествовательного предложений:

Идет снег. Когда выпал снег?

5) Изменение интонации в предложении.

Скоро будет Новый год. Скоро будет Новый год?

2 этап – основной (2-4 класс), на котором главным является работа над осознанием основных единиц (словосочетания, предложения), которые являются основным средством обогащения, развития, упорядочения речи, предупреждения речевых ошибок учащихся.

Основные темы синтаксического курса на этом этапе:

предложение, его словесный состав и его моделирование;

обозначения начала и конца предложения, интонации;

простейшие типы предложений;

главные члены предложения;

второстепенные члены;

выделение предложения из текста:

составление предложений и их запись;

смысл предложения - выявление связей между словами в пред­ложении - членами предложения и т.п.

Последнее связывает синтаксис с морфологией: мотивирует склонение и спряжение, формообразование частей речи.

Синтаксические знания и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной. Последняя нуждается, например, в теме «Прямая речь, ее пунктуационное оформление».

Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечива­ется в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) и синтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст).

Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практи­ческих умений школьников: в своей речи они свободно (хотя и не всегда правильно) строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Все это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи. Синтаксис в значительной мере обосновывает усвоение пунктуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: