Содержательный модуль «Гигиеническое значение окружающей среды и методы его исследования»
Тема: «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДОЗЫ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И САНАЦИИ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ»
Актуальность темы. Ультрафиолетовая часть солнечного спектра имеет большое физиологическое значение. Особенно важно естественное ультрафиолетовое облучение для детского организма. В целях компенсации ультрафиолетовой недостаточности широко применяются искусственные источники ультрафиолетовой радиации (УФР). Биологическое действие ультрафиолетовых лучей имеет как биогенную, так и абиогенную составляющую, что зависит от спектрального состава излучения и его интенсивности. А это, в свою очередь, определяет необходимость строгой дозировки облучения с учетом индивидуальных особенностей организма и наличия противопоказаний при использовании УФ-излучения (УФИ) в профилактических и лечебных целях, а также соблюдения гигиенических требований при использовании источников коротковолнового УФИ для санации объектов окружающей среды и на производстве для профилактики возможного неблагоприятного воздействия излучения на организм человека.
|
|
Цель общая: Уметь проводить гигиеническую оценку ультрафиолетового излучения и разрабатывать рекомендации для профилактики УФ-недостаточности и избыточного действия на организм человека, а также оценивать эффективность санации объектов окружающей среды.
Конкретные цели: | Цели исходного уровня знаний-умений: |
1. Освоить методику оценки интенсивности УФ-радиации с использованием фотохимического метода. 2. Обосновать применение искусственных источников УФ-радиации в зависимости от спектра излучения в профилактических, лечебных целях и для санации объектов окружающей среды. 3. Оценивать эффективность бактерицидного действия коротковолновой УФ-радиации. Прогнозировать возможные неблагоприятные последствия недостаточного и избыточного действия УФ-радиации на организм человека и рекомендовать меры профилактики. | 1. Знать особенности биологического действия ультрафиолетового излучения (кафедра биологической физики) 2. Уметь применять бактериологические методы исследования (кафедра микробиологии) |
Для проверки исходного уровня знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.
ЗАДАНИЕ 1.
Ультрафиолетовая составляющая излучения Солнца включает интервал волн длинной от 10 до 400 нм.
Укажите интервал, характерный для ультрафиолетовых лучей солнечного спектра у поверхности Земли:
|
|
A. 400 – 200 нм;
B. 380 – 180 нм;
C. 400 – 290 нм;
D. 320 – 180 нм;
E. 400 – 100 нм.
ЗАДАНИЕ 2.
Каким изменениям (в процентном отношении) подвергается УФ-составляющая солнечного спектра при прохождении через атмосферу Земли:
A. снижается с 10 % до 5 %;
B. увеличивается от 1 % до 5 %;
C. не изменяется;
D. снижается от 5 % до 1 %;
E. увеличивается от 3 % до 5 %.
ЗАДАНИЕ 3.
Проявления симптомов «солнечного голодания» наиболее характерно:
A. Для ослабленных детей;
B. Для жителей Заполярья.
C. Для жителей горных местностей;
D. Для городских жителей;
E. Для сельских жителей.
ЗАДАНИЕ 4.
Какой прибор используется для определения интенсивности ультрафиолетового излучения фотоэлектрическим (физическим) методом:
A. Пиранометр;
B. Люксметр;
C. Уфиметр;
D. Актинометр;
E. Спектрограф.
ЗАДАНИЕ 5.
Санацию объектов окружающей среды преимущественно обеспечивает ультрафиолетовая радиация:
A. Области А (длина волны 400–320 нм);
B. Областей А и В (длина волны 400–280 нм);
C. Области В (длина волны 320-280 нм);
D. Области С (длина волны менее 280 нм);
E. Всех областей УФ-спектра.
Эталоны ответов заданий контроля исходного уровня: Задание 1 – С;
Задание 2 – D. Остальные задания решите самостоятельно.
Информацию, которая необходима для формирования знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:
1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробюиология и вирусология. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998. – С. 370 – 384.
Дополнительная литература:
1. Ремизов А.Н. Физика. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 320 – 337.
2. Ярыгина В.Н. Биология. – М.: Высшая школа, 1999. – Т. 2.- С. 210 – 221.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
После усвоения необходимых знаний переходите к изучению литературы по теме:
1. Гігіена та єкологія. Підручник. / За редакцією В.Г.Бардова.- Вінниця: Нова Книга, 2006.– С. 34 – 50.
2. Пропедевтика гигиены. Общая гигиена. /Е.Г. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др. – К.: Вища школа, 1995. – С. 207 – 239.
3. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальга гігієна з основами екології: Учбовий посібник. – К.: Здоров’я, 1999. – С. 97 – 106, 474.
4. Даценко І.І., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л. та ін. – Загальна гігієна: Посібник для практичних занять. – Львів: Світ, 2001. – С. 78 – 84.
5. Общая гигиена /Под ред. Г.И. Румянцева, М.П. Воронцова. – М.: Медицина, 1990.- С. 90 – 96.
6. Учебное пособие кафедры.
7. Лекции по теме.
8. Граф логической структуры темы.
Дополнительная:
1. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. – К.: Вища школа, 1983. – С. 31 – 36.
2. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. – М.: Медицина, 1983. – С. 199 – 210.
Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности:
1. Состав солнечной радиации. Ультрафиолетовая часть солнечного спектра.
2. Биологическое действие ультрафиолетовой радиации.
3. Методы исследования интенсивности ультрафиолетовой радиации. Единицы измерения. Понятия биодозы, профилактической и физиологической доз.
4. Нарушения здоровья и заболевания, вызванные ультрафиолетовой недостаточностью.
5. Профилактика ультрафиолетовой недостаточности.
6. Применение искусственных источников УФ-излучения в профилактических и лечебных целях.
7. Применение искусственных источников коротковолнового УФ-излучения для санации объектов внешней среды.
8. Неблагоприятные последствия избыточного влияния УФ-радиации на организм.
9. Профилактика избыточного влияния УФ-радиации.