Естественного и искусственного освещения помещений

Актуальность темы. В связи с особенностями жизни современного человека существенным образом возросло количество заболеваний органа зрения, связанных с его перенапряжением. Зрительная работа выполняется не только на производстве, но и в домашних условиях. Это – просмотр телепередач, чтение художественной литературы и прессы. В создании нормальных условий функционирования зрительного анализатора очень важная роль системы освещения, и, в частности, естественного освещения. Рациональная организация данной санитарно-технической системы обеспечивает не только предупреждение нарушений рефракции, глазных болезней, которые сопровождаются снижением остроты зрения, но и создание оптимального психоэмоционального состояния за счет действия солнечного света. Кроме того, именно от особенностей естественного освещения помещений зависит режим инсоляции, влияние солнечного света на организм.

Исходя из этого, можно определить цель занятия.

Цель общая: Уметь оценивать естественное и искусственное освещение и разрабатывать мероприятия по его оптимизации.

Конкретные цели: УМЕТЬ: Цели начального уровня знаний-умений: УМЕТЬ:
1. Определять и оценивать факторы, которые влияют на уровень освещенности в помещениях при естественном и искусственном освещении. 1. Оценивать основные свойства световых волн (кафедра физики). 2. Оценивать основные зрительные функции человека (кафедра физиологии).
2. Давать гигиеническую оценку естественного и искусственного освещения помещений.  
3. Разрабатывать мероприятия по оптимизации естественного и искусственного освещения помещений.  

Для выяснения уровня усвоения начальных знаний-умений решите следующие задачи для самоподготовки и самоконтроля.

Задача 1.

На приеме у офтальмолога наладчик электронного оборудования жалуется на то, что при настройке яркости на экранах мониторов у него появляются неприятные ощущения в виде рези в глазах. Естественное освещение организовано по типу одностороннего бокового. Взгляд фиксируется в вертикальной плоскости в направлении окна.

Назовите зрительную функцию, напряжение которой привело к появлению данных жалоб.

1. Терновая адаптация.

2. Контрастная чувствительность.

3. Цветовая чувствительность.

4. Скорость различения мелких деталей.

5. Устойчивость ясного видения.

Задача 2.

На приеме у офтальмолога школьник жалуется на то, что мелкие знаки (запятые, точки и др.) в печатных текстах распознает с затруднениями.

Какая зрительная функция нуждается в коррекции?

1. Острота зрения.

2. Контрастная чувствительность.

3. Цветовая чувствительность.

4. Скорость различения мелких деталей.

5. Устойчивость ясного видения.

Задача 3.

В помещении, где будет выполняться зрительная работа, которая требует точного определения оттенков в разнообразной цветовой гамме, рекомендуется организовать искусственное освещение с использованием ламп накаливания.

Оцените выбор источника света.

1. Выбор правильный, поскольку лампы накаливания генерируют излучение, близкое по спектру к солнечному свету.

2. Выбор источника света не имеет значения.

3. Выбор неверный, поскольку лампы накаливания генерируют излучение, отличное по спектру от солнечного света.

4. Выбор неверный. Это связано с особенностями отражения световых волн поверхностями, которые имеют различные преломляющие свойства.

5. Предпочтительнее люминесцентные лампы, поскольку свет, который возникает вследствие электрического разряда в газе, ближе по спектральному составу к естественному.

Задача 4.

На приеме у офтальмолога школьник жалуется на то, что во время занятий компьютерными играми у него быстро появляются рези в глазах. Цель игры – поражение мишеней мелких размеров. Для освещения помещения используется светильник, размещенный на потолке. Этот светильник располагается за спиной.

Назовите зрительную функцию, напряжение которой привело к появлению этих жалоб.

1. Острота зрения.

2. Контрастная чувствительность.

3. Цветовая чувствительность.

4. Скорость различения мелких деталей.

5. Устойчивость ясного видения.

Задача 5

На приеме у офтальмолога пациент жалуется на то, что при чтении мелкого шрифта в вечернее время у него быстро формируются признаки зрительной и общей усталости. В помещении используются светильники общего освещения. Уровень освещенности недостаточный.

Назовите зрительную функцию, напряжение которой привело к появлению данных жалоб.

1. Острота зрения.

2. Контрастная чувствительность.

3. Цветовая чувствительность.

4. Скорость различения мелких деталей.

5. Устойчивость ясного видения.

Эталоны ответов задач контроля начального уровня: задача 1-2, задача 2 – 2, задача 3-3.Другие задачи решите самостоятельно.

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1. Физиология человека: Учебник. / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- Т. 2. – М.: Медицина, 1998. – С. 210-231.

2. Методическое пособие кафедры мединформатики и биофизики.

Дополнительная литература

1. Ремизов А.Н. Физика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 329-334.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: