Ориентировочная основа деятельности. Часть первая. После усвоения теоретических вопросов, ознакомьтесь с алгоритмом (приложение 2)

Часть первая. После усвоения теоретических вопросов, ознакомьтесь с алгоритмом (приложение 2).

Согласно алгоритму, первая позиция содержит изучение факторов, влияющих на условия естественного освещения учебной комнаты:

- размеры и конфигурация помещений и световых проемов,

- ориентация помещений по сторонам света,

- наличие затеняющих объектов,

- цвет стен в помещении и особенности оформления интерьера,

- санитарное состояние стекол, потолка, стен и мебели,

- время года, время суток, погодные условия

Вторая позиция предусматривает исследование естественного освещения светотехническим методом.

В третьей позиции проводится определение размеров помещения и световых отверстий для оценки естественного освещения геометрическим методом.

В четвертой позиции дается гигиеническая оценка показателей естественного освещения путем сравнения полученных данных с нормативными величинами (см. прил.3), разрабатываются рекомендации по рационализации освещения в помещении.

Часть вторая. В соответствии с алгоритмом, определяются факторы, влияющие на показатели искусственного освещения:

- размеры и конфигурация помещений, количество светильников, их расположение в помещении, высота подвеса и мощность (определяет уровень освещенности, равномерность),

- вид источника света (определяет ряд гигиенических характеристик освещения),

- характеристика осветительной арматуры (определяет уровень освещенности, равномерность и ограничение яркости),

- цвет стен в помещении и особенности оформления интерьера (определяет отражающие свойства поверхностей),

- санитарное состояние потолка, стен, мебели и осветительной арматуры (может существенным образом влиять на коэффициент отражения поверхностей),

- исправность светильников.

Вторая позиция предусматривает определение уровня освещенности при искусственном освещении с использованием люксметра. При этом определяется уровень освещенности на рабочей поверхности стола в 5-ти точках, рассчитывается средняя величина освещенности, определяется коэффициент неравномерности.

Третья позиция – рассчитывается минимальная освещенность на горизонтальной поверхности через удельную мощность ламп (см. приложение 3).

В четвертой позиции осуществляется гигиеническая оценка показателей искусственного освещения путем сравнения полученных данных с нормативными величинами (см. приложение 3), разрабатываются рекомендации по рационализации освещения в помещении.

Для проверки усвоения материала Вам предлагается решить следующие задачи.

Задания обучающего типа

Задание 1.

Во время подготовки к занятиям во второй половине дня у школьника имеют место симптомы зрительной усталости. Письменный стол расположен в углу комнаты так, что взгляд направляется в сторону окна. Затеняющих объектов нет, поэтому часть окна закрывается шторой из плотной ткани темно-зеленого цвета. Цвет стен в помещении светло-синий. Мебель темно-коричневая с блестящей поверхностью. Поверхность письменного стола – матовая.

Какой фактор, влияющий на уровень освещенности, стал причиной зрительной усталости?

1. Размещение письменного стола в углу комнаты.

2. Размещение письменного стола напротив окна.

3. Преломляющие свойства поверхностей в помещении.

4. Преломляющие свойства поверхности стола.

5. Чрезмерное затенение помещения.

Задание 2.

Житель квартиры просматривает телепередачи в первой половине дня по выходным. Кресло, в котором он сидит, расположено так, что взгляд направлен в сторону светового проема, который выходит на юго-восток.

Какое гигиеническое требование к системе освещения нарушено?

1. Характеристики фона.

2. Равномерность.

3. Достаточность.

4. Ограничение колебаний светового потока.

5. Ограничение яркости.

Задание 3.

Делается оценка естественного освещения в помещении, где работает мастер, который ремонтирует часы. Работа требует использования оптических средств увеличения изображения.

Какой ведущий фактор необходимо учитывать при оценке освещения?

1. Коэффициент искусственного освещения.

2. Особенности фона.

3. Контраст объекта различения с фоном.

4. Назначение помещения.

5. Размер объекта различения.

Задание 4.

Окна квартиры ориентированы на юго-восточный и юго-западный румбы. Школьник занят подготовкой к занятиям в первой половине дня. Его рабочее место располагается в комнате, ориентированной на юго-восток. В связи с ослепляющим действием солнечных лучей через 2-3 часа работы развиваются головные боли и раздражительность.

Какое мероприятие по улучшению условий освещения является наиболее эффективным?

1. Использовать подставку для книг.

2. Использовать светонепроницаемые жалюзи.

3. Переставить стол в комнату, ориентированную на юго-запад.

4. Переставить стол от внешней стены к боковой стене.

5. Переставить стол от внешней стены к внутренней стене.

Задание 5.

В читальном зале библиотеки 35 рабочих мест. Светильники расположены равномерно по всему потолку и имеют арматуру рассеянного света. Через 1,5 часа работы у большинства посетителей наблюдаются симптомы зрительной усталости.

Какое мероприятие увеличения уровня освещенности является наиболее эффективным?

1. Установить светильники на стенах (бра).

2. Использовать осветительную арматуру отраженного света.

3. Использовать осветительную арматуру прямого света.

4. Использовать люминесцентные лампы.

5. Окрашивать стены в светлые тона.

Задание 6.

Пациенты, которые проходят курс лечения в клинике, жалуются на зрительный дискомфорт, который появляется приблизительно через час во время отдыха возле экрана телевизора. Холл освещается люминесцентными лампами белого света мощностью 40 Вт. Три светильника оборудованы защитной арматурой и располагаются на потолке в центре помещения.

Какая особенность люминесцентных ламп была причиной возникновения жалоб?

1. Стробоскопический эффект.

2. Сумеречный эффект.

3. Искажение восприятия цвета.

4. Шум дросселей.

5. Ослепляющее действие.

Задание 7.

Во время подготовки к занятиям в вечернее время у студента формируются симптомы зрительной усталости. Для освещения письменного стола используется лампа накаливания, которая расположена на потолке в центре помещения и находится в поле зрения во время работы. Арматура рассеянного света отсутствует.

Какое гигиеническое требование к освещению нарушено в этом случае?

1. Достаточность.

2. Равномерность.

3. Ограничение яркости.

4. Ограничение или устранение колебаний светового потока.

5. Яркость.

Задание 8.

Студент в вечернее время при подготовке к занятиям использует настольную лампу. При этом светильник, расположенный на потолке, включен. Через 1,5-2 часа работы появляются рези в глазах, головная боль и раздражительность.

Какое мероприятие по улучшению условий освещения является наиболее эффективным?

1. Использовать подставку для книг.

2. Использовать источник света большей мощности.

3. Использовать дополнительный источник света с люминесцентной лампой.

4. Использовать только источник света, который расположен на потолке.

5. Использовать настольную лампу только в системе комбинированного освещения.

Эталоны ответов: задача 1-2; задача 2-5, задача 5-3. задача 6-1.

Другие задачи решите самостоятельно.

Краткие методические указания к проведению занятия

В начале занятия осуществляется проверка и коррекция исходного уровня знаний. Затем, в соответствии с алгоритмом, студенты, используя метод санитарного описания, заносят в протокол факторы, влияющие на уровень естественного освещения. После этого каждый студент определяет уровень освещенности на своем рабочем месте при естественном освещении и одновременно измеренный уровень освещенности под открытым небосводом. После этого проводится определение размеров помещения, световых проемов, высоты подоконника. Расчет величин показателей естественного освещения осуществляется в соответствии с инструкцией к занятию.

Результаты оформляют протоколом, в котором дается оценка полученных данных, и намечают рекомендации по оптимизации естественного освещения помещения.

На завершающем этапе осуществляется итоговый тестовый контроль и подводятся итоги занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: