Предельно допустимые концентрации аэрозолей в воздухе преимущественно фиброгенного действия

Вещества ПДК, мг/м3 Класс опасности
Алюминия окись в виде аэрозоля конденсации    
Алюминия окись в виде аэрозоля дезинтеграции (глинозем, электрокорунд)    
Кремния двуокись кристаллический при содержании его в пыли: свыше 70% от 10 до 70% от 2 до 10%    
 
 
 
 
Кремния двуокись аморфный, в виде аэрозоля конденсации    
Пыль растительного и животного происхождения с примесями двуокиси кремния больше 10 %    
Силикаты и пыль, содержащая силикаты: асбест асбестоцемент, цемент, апатит, глина тальк, слюда, мусковит    
 
 
 
Чугун    
Шамото-графитовые огнеупорные    
Электрокорунд в смеси с легированными сталями    
Электрокорунд хромистый    

При одновременном присутствии нескольких вредных веществ в воздушной среде при их комбинированном действии на организм возможен эффект суммации, синергизма, антагонизма или изолированного действия.

Поскольку наиболее универсальним еффектом есть суммационный, поэтому при одновременном содержании в воздушной среде нескольких вредных веществ однонаправленного действия, его гигиеническую оценку осуществляют по формуле Аверьянова:

С1/ПДК1 + С2/ПДК2 +....+Сn/ПДКn < или = 1.

С - фактические концентрации вредных веществ в воздухе;

ПДК - предельно допустимые концентрации вредных веществ.

Сумма отношений фактических концентраций отдельных веществ к их ПДК не должна превышать единицу.

Таблица 2

Значения предельно допустимых концентраций некоторых химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест согласно ДСП-201-97 «Державні санітарні правила охорони атмосферного повітря населених місць (від забруднення хімічними і біологічними речовинами)»

Вещества ПДК в мг/м3 Класс опасности
Азота диоксид (NО2) 0,04  
Азота оксид (NO) 0,06  
Алюминия оксид 0,06  
Аммиак (NH3) 0,04  
Ацетон 0,35  
Бензин 1,5  
Бенз/а/пирен 0,1 мкг/100м3  
Бензол 0,1  
Окись углерода (СО)    
Углерод четыреххлористый 0,7  
Насыщенные углеводороды    
Диоксид серы (SO2) 0,05  
Диэтиловый эфир 0,6  
Этилена оксид 0,03  
Железа оксид 0,04  
Кислота азотная 0,15  
H2S 0,008  
Кобальт (Co) 0,001  
Марганец (Mn) 0,001  
Меди оксид 0,02  
Никель (Ni) 0,001  
Олова диоксид 0,02  
Ртуть металлическая (Hg) 0,0003  
Свинец (Pb) 0,0003  
Сероуглерод 0,005  
Стирол 0,002  
Толуол 0,6  
Фенол 0,003  
Формальдегид 0,003  
Фтористые соединения 0,006  
Хлор 0,03  

Примечание: ПДК (предельно допустимые концентрации) атмосферных загрязнений бывают максимально разовые (за 30 минут) и среднесуточные (за 24 часа).

Приложение 8

Размеры санитарно-защитных зон (СЗЗ) между границами промышленных предприятий и селитебной зоной

Санитарная характеристика промышленных предприятий и их примеры Ширина СЗЗ (м)
1-й класс – заводы черной и цветной металлургии, предприятия нефтепереработки и химической промышленности  
2-й класс – машиностроительные, текстильные, предприятия легкой и пищевой промышленности  
3-й класс – предприятия по производству минеральных солей, пластмасс, кальцинированной соды  
4-й класс – предприятия по производству бумаги, мыла, органических препаратов  
5-й класс – предприятия по производству неорганических реактивов, углекислоты  

Примечание: Уровень содержания вредных примесей в атмосферном воздухе за границами СЗЗ не должен превышать гигиенических нормативов (ПДК, ПДЗ).

Содержательный модуль 3 „Гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы”

Тема: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ПО ДАННЫМ ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТАМ ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА

Актуальность темы. Вода в жизни человека играет огромную роль. Это связано с физиологическим значением воды, а также с широким ее использованием.

Несоответствие показателей качества воды требованиям гигиенических нормативов может быть причиной различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. Поэтому врач любого профиля должен уметь оценивать показатели качества воды, выявлять связь их изменений с заболеваемостью населения.

Цель общая: Уметь оценивать качество питьевой воды по данным обследования и результатам лабораторного анализа.

Конкретные цели: Цели исходного уровня знаний-умений:
1. Оценить результаты санитарного обследования водоисточника. 2. Оценить показатели качества воды. 1. Определять физиологическую роль воды (кафедра физиологии). 2. Использовать микробиологические методы для оценки качества воды (кафедра микробиологии). 3. Использовать химические методы исследования показателей качества воды (кафедра химии).

Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.

Задание 1.

При разработке комплекса рекомендаций по профилактике кариеса, необходим расчет поступления фтора с водой в организм человека, проживающего в определенном климатическом поясе.

Какое количество воды в сутки для питьевых целей необходимо человеку, проживающему в 1-м климатическом районе?

1. 1 л.

2. 2 л.

3. 3 л.

4. 4 л.

5. 5 л.

Задание 2.

В населенном пункте Д. возникла эпидемия холеры. Какой метод исследования нужно использовать для определения пути ее распространения?

1. Посеять на чашку Петри 1 мл воды из источника.

2. Определить наличие патогенной микрофлоры в пробе питьевой воды.

3. Определить наличие холерного вибриона в пробе питьевой воды.

4. Определить коли-титр в воде, которая подается водопроводом.

5. Определить коли-индекс в питьевой воде и воде источника.

Задание 3.

Среди населения города Х. определено повышение частоты случаев уролитиаза.

Какой метод необходимо использовать, чтобы доказать связь заболевания с качеством питьевой воды?

1. Определить общую жесткость питьевой воды на РН-метре.

2. Общую жесткость определить титрованием с помощью трилона Б.

3. Общую жесткость определить титрованием с помощью КМnO4.

4. Общую жесткость определить фотоэлектрометрическим методом при добавлении соляной кислоты.

5. Общую жесткость определить с помощью полярографа.

Задание 4.

Питьевая вода имеет следы карбонатов, хлоридов и сульфатов, натрия и кальция.

Как изменится состояние здоровья людей, которые употребляют воду с незначительным содержанием ионов?

1. Может увеличиться количество заболеваний сердечнососудистой системы.

2. Может увеличиться количество желудочно-кишечных заболеваний.

3. Возможно появление водно-нитратной метгемоглобинемии.

4. Возможно повышение частоты случаев уролитиаза среди населения.

5. Возможно повышение частоты случаев инфаркта легкого.

Задание 5.

Проба питьевой воды направлена в микробиологическую лабораторию для определения степени загрязнения.

Какие санитарно-показательные микроорганизмы необходимо определить в воде?

1. Патогенные микроорганизмы.

2. Кишечную палочку.

3. Бактериофаг.

4. Сапрофитную микрофлору.

5. Дизентерийную палочку.

Задание 6.

Проба воды из артезианской скважины поступила в лабораторию.

Каким образом можно определить количество сульфатов в воде?

1. При титровании КMnO4 образуется раствор розового цвета.

2. При титровании раствором азотнокислого серебра в присутствии хромовокислого калия.

3. При добавлении солей бария в присутствии сульфатов выпадает белый осадок.

4. Сульфаты с ионами серебра дают нерастворимый осадок и меняется окрашивание.

5. Феррицианид калия меняет окрашивание раствора в присутствии сульфатов.

Эталоны ответов на задания контроля исходного уровня: задание 1-2; задание 2-3; задание 3-2. Остальные задания решите самостоятельно.

Информацию, необходимую для формирования исходного уровня знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология и вирусология. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998. - С. 373-376.

2. Нормальна фізіологія / за ред.проф. В.І.Філімонова. - Київ: Здоров’я, 1994. - С. 274-289.

3. Тарасенко Л.М., Непорада К.С., Григоренко В.К Функціональна біохімія. - Полтава, 2000. - С. 79-95.

Дополнительная литература:

1. Физиология человека / под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. - С. 383.

2. Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - М.: Медицина, 1998. - С. 170-181.

3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медгиз, 1998. - С. 618-625.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: