Вещества | ПДК, мг/м3 | Класс опасности |
Алюминия окись в виде аэрозоля конденсации | ||
Алюминия окись в виде аэрозоля дезинтеграции (глинозем, электрокорунд) | ||
Кремния двуокись кристаллический при содержании его в пыли: свыше 70% от 10 до 70% от 2 до 10% | ||
Кремния двуокись аморфный, в виде аэрозоля конденсации | ||
Пыль растительного и животного происхождения с примесями двуокиси кремния больше 10 % | ||
Силикаты и пыль, содержащая силикаты: асбест асбестоцемент, цемент, апатит, глина тальк, слюда, мусковит | ||
Чугун | ||
Шамото-графитовые огнеупорные | ||
Электрокорунд в смеси с легированными сталями | ||
Электрокорунд хромистый |
При одновременном присутствии нескольких вредных веществ в воздушной среде при их комбинированном действии на организм возможен эффект суммации, синергизма, антагонизма или изолированного действия.
Поскольку наиболее универсальним еффектом есть суммационный, поэтому при одновременном содержании в воздушной среде нескольких вредных веществ однонаправленного действия, его гигиеническую оценку осуществляют по формуле Аверьянова:
|
|
С1/ПДК1 + С2/ПДК2 +....+Сn/ПДКn < или = 1.
С - фактические концентрации вредных веществ в воздухе;
ПДК - предельно допустимые концентрации вредных веществ.
Сумма отношений фактических концентраций отдельных веществ к их ПДК не должна превышать единицу.
Таблица 2
Значения предельно допустимых концентраций некоторых химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест согласно ДСП-201-97 «Державні санітарні правила охорони атмосферного повітря населених місць (від забруднення хімічними і біологічними речовинами)»
Вещества | ПДК в мг/м3 | Класс опасности |
Азота диоксид (NО2) | 0,04 | |
Азота оксид (NO) | 0,06 | |
Алюминия оксид | 0,06 | |
Аммиак (NH3) | 0,04 | |
Ацетон | 0,35 | |
Бензин | 1,5 | |
Бенз/а/пирен | 0,1 мкг/100м3 | |
Бензол | 0,1 | |
Окись углерода (СО) | ||
Углерод четыреххлористый | 0,7 | |
Насыщенные углеводороды | ||
Диоксид серы (SO2) | 0,05 | |
Диэтиловый эфир | 0,6 | |
Этилена оксид | 0,03 | |
Железа оксид | 0,04 | |
Кислота азотная | 0,15 | |
H2S | 0,008 | |
Кобальт (Co) | 0,001 | |
Марганец (Mn) | 0,001 | |
Меди оксид | 0,02 | |
Никель (Ni) | 0,001 | |
Олова диоксид | 0,02 | |
Ртуть металлическая (Hg) | 0,0003 | |
Свинец (Pb) | 0,0003 | |
Сероуглерод | 0,005 | |
Стирол | 0,002 | |
Толуол | 0,6 | |
Фенол | 0,003 | |
Формальдегид | 0,003 | |
Фтористые соединения | 0,006 | |
Хлор | 0,03 |
Примечание: ПДК (предельно допустимые концентрации) атмосферных загрязнений бывают максимально разовые (за 30 минут) и среднесуточные (за 24 часа).
|
|
Приложение 8
Размеры санитарно-защитных зон (СЗЗ) между границами промышленных предприятий и селитебной зоной
Санитарная характеристика промышленных предприятий и их примеры | Ширина СЗЗ (м) |
1-й класс – заводы черной и цветной металлургии, предприятия нефтепереработки и химической промышленности | |
2-й класс – машиностроительные, текстильные, предприятия легкой и пищевой промышленности | |
3-й класс – предприятия по производству минеральных солей, пластмасс, кальцинированной соды | |
4-й класс – предприятия по производству бумаги, мыла, органических препаратов | |
5-й класс – предприятия по производству неорганических реактивов, углекислоты |
Примечание: Уровень содержания вредных примесей в атмосферном воздухе за границами СЗЗ не должен превышать гигиенических нормативов (ПДК, ПДЗ).
Содержательный модуль 3 „Гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы”
Тема: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ПО ДАННЫМ ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТАМ ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА
Актуальность темы. Вода в жизни человека играет огромную роль. Это связано с физиологическим значением воды, а также с широким ее использованием.
Несоответствие показателей качества воды требованиям гигиенических нормативов может быть причиной различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. Поэтому врач любого профиля должен уметь оценивать показатели качества воды, выявлять связь их изменений с заболеваемостью населения.
Цель общая: Уметь оценивать качество питьевой воды по данным обследования и результатам лабораторного анализа.
Конкретные цели: | Цели исходного уровня знаний-умений: |
1. Оценить результаты санитарного обследования водоисточника. 2. Оценить показатели качества воды. | 1. Определять физиологическую роль воды (кафедра физиологии). 2. Использовать микробиологические методы для оценки качества воды (кафедра микробиологии). 3. Использовать химические методы исследования показателей качества воды (кафедра химии). |
Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.
Задание 1.
При разработке комплекса рекомендаций по профилактике кариеса, необходим расчет поступления фтора с водой в организм человека, проживающего в определенном климатическом поясе.
Какое количество воды в сутки для питьевых целей необходимо человеку, проживающему в 1-м климатическом районе?
1. 1 л.
2. 2 л.
3. 3 л.
4. 4 л.
5. 5 л.
Задание 2.
В населенном пункте Д. возникла эпидемия холеры. Какой метод исследования нужно использовать для определения пути ее распространения?
1. Посеять на чашку Петри 1 мл воды из источника.
2. Определить наличие патогенной микрофлоры в пробе питьевой воды.
3. Определить наличие холерного вибриона в пробе питьевой воды.
4. Определить коли-титр в воде, которая подается водопроводом.
5. Определить коли-индекс в питьевой воде и воде источника.
Задание 3.
Среди населения города Х. определено повышение частоты случаев уролитиаза.
Какой метод необходимо использовать, чтобы доказать связь заболевания с качеством питьевой воды?
1. Определить общую жесткость питьевой воды на РН-метре.
2. Общую жесткость определить титрованием с помощью трилона Б.
3. Общую жесткость определить титрованием с помощью КМnO4.
4. Общую жесткость определить фотоэлектрометрическим методом при добавлении соляной кислоты.
5. Общую жесткость определить с помощью полярографа.
Задание 4.
Питьевая вода имеет следы карбонатов, хлоридов и сульфатов, натрия и кальция.
Как изменится состояние здоровья людей, которые употребляют воду с незначительным содержанием ионов?
|
|
1. Может увеличиться количество заболеваний сердечнососудистой системы.
2. Может увеличиться количество желудочно-кишечных заболеваний.
3. Возможно появление водно-нитратной метгемоглобинемии.
4. Возможно повышение частоты случаев уролитиаза среди населения.
5. Возможно повышение частоты случаев инфаркта легкого.
Задание 5.
Проба питьевой воды направлена в микробиологическую лабораторию для определения степени загрязнения.
Какие санитарно-показательные микроорганизмы необходимо определить в воде?
1. Патогенные микроорганизмы.
2. Кишечную палочку.
3. Бактериофаг.
4. Сапрофитную микрофлору.
5. Дизентерийную палочку.
Задание 6.
Проба воды из артезианской скважины поступила в лабораторию.
Каким образом можно определить количество сульфатов в воде?
1. При титровании КMnO4 образуется раствор розового цвета.
2. При титровании раствором азотнокислого серебра в присутствии хромовокислого калия.
3. При добавлении солей бария в присутствии сульфатов выпадает белый осадок.
4. Сульфаты с ионами серебра дают нерастворимый осадок и меняется окрашивание.
5. Феррицианид калия меняет окрашивание раствора в присутствии сульфатов.
Эталоны ответов на задания контроля исходного уровня: задание 1-2; задание 2-3; задание 3-2. Остальные задания решите самостоятельно.
Информацию, необходимую для формирования исходного уровня знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:
1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология и вирусология. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998. - С. 373-376.
2. Нормальна фізіологія / за ред.проф. В.І.Філімонова. - Київ: Здоров’я, 1994. - С. 274-289.
3. Тарасенко Л.М., Непорада К.С., Григоренко В.К Функціональна біохімія. - Полтава, 2000. - С. 79-95.
Дополнительная литература:
1. Физиология человека / под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. - С. 383.
2. Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - М.: Медицина, 1998. - С. 170-181.
3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медгиз, 1998. - С. 618-625.
|
|