Актуальность темы:
Развитие и укрепление здоровья детей и подростков является важнейшей задачей современной общеобразовательной школы. Эта задача решается комплексно родителями, педагогическим коллективом, работниками учреждений здравоохранения, а также органами местного самоуправления.
Основными критериями эффективности системы оздоровления детей и подростков являются результаты комплексной оценки индивидуального здоровья школьников. Дети, имеющие функциональные или морфологические отклонения в здоровье, подлежат обязательной диспансеризации и оздоровлению. На основе индивидуальной оценки производится расчет и интерпретация санитарно-статистических показателей, отражающих уровень здоровья детских коллективов. Учитывая неблагоприятную окружающую среду в Украине, состояние здоровья детского населения рассматривается как один из важнейших критериев эффективности природоохранных мероприятий.
Цель (общая): уметь определить группу здоровья школьника для обоснования системы индивидуальных профилактических мероприятий.
| Конкретные цели: УМЕТЬ: | Цели исходного уровня знаний-умений: УМЕТЬ: |
| 1. обосновать выбор комплекса показателей, отражающих уровень здоровья школьника; 2. определить гармоничность физического развития школьника по шкалам регрессии; 3. оценить биологический возраст школьника; 4. интерпретировать результаты углубленного медицинского осмотра школьника для определения его группы здоровья; 5. оценить «школьную зрелость» ребенка. | 1. проводить антропометрические измерения (кафедра нормальной анатомии); 2. измерять и интерпретировать физиологические показатели у детей, характеризующие состояние важнейших функций жизнеобеспечения и анализаторов (кафедра физиологии); 3. интерпретировать морфологические изменения в организме ребенка под влиянием окружающей среды (кафедра нормальной анатомии); 4. рассчитывать показатели вариационного ряда: среднюю арифметическую величину (математическое ожидание) и среднеквадратическое отклонение (кафедра информатики и медицинской биофизики ). |
Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.
Задание 1.
При организации медицинских осмотров детей и подростков в учебных заведениях рост измеряют:
1. Сантиметровой лентой.
2. Антропометром.
3. Кронциркулем.
4. Ростомером.
5. Штангенциркулем.
Задание 2.
При неправильной посадке за партой у детей могут развиваться:
1. Дискинезии.
2. Аллергозы.
3. Сколиозы.
4. Плоскостопие.
5. Дисплазии.
Задание 3.
Физиологическое состояние зрительного анализатора школьника характеризует:
1. Ксерофтальмия.
2. Гемеролопия.
3. Миопия.
4. Устойчивость ясного видения.
5. Треморометрия.
Задание 4.
Под влиянием длительной и интенсивной нагрузки у детей может развиться состояние:
1. Ослабления.
2. Возмущения.
3. Перегревания.
4. Переутомления.
5. Аллергии.
Задание 5.
Вариабельность математического ожидания вариационного ряда характеризуют по величине:
1. Координации.
2. Корреляции.
3. Дискриминации.
4. Конкордации.
5. Дисперсии.
Эталоны ответов заданий исходного уровня: 1 – 4; 2 – 3. Остальные задания решите самостоятельно.
Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:
1. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. - Запоріжжя.-1995. - С. 36-37, 336-340.
2. Емчик Л., Кміт Я. Медична біофізика – Львів; 1998.-С.167-177.
3. Морозов Ю.В. Основы высшей математики и статистики: Учебник-М.: Медицина.- С. 104-128.
4. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика: Учебник.- М.: Высшая школа, 1999.-С.17-49.
5. Свірідов О.І. Анатомія людини: Підручник.- Київ: Вища школа. 2000.- С.19-30.






