Краткие методические указания к проведению занятий

Каждому студенту преподаватель дает ситуационное задание, содержащее минимальную информацию о состоянии здоровья ученика по результатам углубленного медицинского осмотра. На основании шагов алгоритмов студенты осваивают профессиональные навыки в соответствии с целями занятия и учатся формулировать врачебные заключения.

Согласно первого шага алгоритма определение группы физического развития школьника по шкалам регрессии (приложение 2) начинается с общего осмотра тела, выявления избыточного жироотложения.

Второй шаг этого алгоритма предусматривает измерение антропометрических показателей в соответствии с методиками Министерства здравоохранения. При этом стремятся все измерения проводить в утренние часы, т. к. в течение дня рост и масса тела могут существенно колебаться.

Третий шаг требует выполнения элементарных расчетов, позволяющих определить разницу между измеренными показателями и стандартными. При этом рост ребенка сравнивают со средним ростом детей соответствующей возрастно-половой группы, а массу тела и окружность грудной клетки - по строке таблицы шкал регрессий, соответствующей росту. При вычислении разницы важное значение имеет знак: минус - меньше стандарта, плюс - больше стандарта.

По четвертому шагу - производят деление полученной разницы на величину σR (обычно в таблицах шкал регрессий это - последнее число в колонках ). В зависимости от знака и значения полученного числа уровень развития антропометрического признака может быть низким (< -2 σR), ниже среднего (от -1 σR до -2 σR), средним (в пределах ± 1 σR), выше среднего(от +1 σR до +2 σR), высоким (>2 σR).

Пятый шаг алгоритма – это анализ полученных данных, комбинация которых позволяет отнести школьника к одной из трех групп физического развития (критерии указаны в алгоритмах).

На практических занятиях этот алгоритм используется при оценке физического развития мальчиков 17 лет.

В приложении 3 приводится алгоритм определения группы здоровья школьника.

Первый шаг – это комплексный медицинский осмотр с проведением антропометрических, лабораторных, инструментальных исследований и врачебным заключением.

Второй шаг предусматривает оценку биологического возраста, который может соответствовать или опережать хронологический, а может отставать от него более, чем на один год.

Третий шаг предполагает оценку физического развития школьника по отдельному алгоритму приложения 2.

Четвертый шаг – это решение вопроса о наличии или отсутствии функциональных отклонений или хронических заболеваний у ребенка. При этом также имеют в виду число острых заболеваний в течение года. Если школьник в течение года болел 4 и более раз, его относят к группе часто и длительно болеющих (ЧДБ) и рассматривают это как признак снижения резистентности (функциональное отклонение).

В пятом шаге алгоритма для детей, у которых установлены хронические заболевания или патологические состояния (например, посттравматический синдром), необходимо установить уровень компенсации заболевания. Для этого руководствуются специальными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Украины.

В последнем, шестом шаге алгоритма, врач принимает решение об отнесении ребенка к одной из пяти групп здоровья (критерии вытекают из анализа функциональных связей данного алгоритма).

Технологическая карта практического занятия

  № п/п   Этапы   Время, минут.   Учебные устройства Место проведения
Средства обучения Оснащение занятия
1. Проверка уровня подготовки к занятию (устно)   Контроль-ные вопросы   Лаборато-рия кафедры
2. Самостоятельная работа:   учебные таблицы, нормативы Стационар-ные таблицы, структурно-логические схемы, ситуацион-ные задачи, граф логической структуры
  Анализ и коррекция самостоятельной работы   учебные таблицы  
  Тестовый контроль   тестовые задания  
5. Обобщение работы и оценивание      

Приложение 1.

Граф логической структуры темы:

“Комплексная оценка

индивидуального здоровья детей и подростков

 
 
Понятие о здоровье человека


Наблюдение

                                                                           
   
 
   
 
   
 
   
 
 
 
           
 
   
 
   
 
   
Прикладное значение
 
   
 
   
Наблюдение
 
Оздоровле-ние
 
Школьная зрелость
 
Группы физичес-кого воспитания
 
Профессиональ-ная ориентация


Приложение 2.

АЛГОРИТМ

определения группы физического развития

школьника по шкалам регрессии

       
   
 
 


Приложение 3.

АЛГОРИТМ

комплексной оценки состояния здоровья

детей и подростков


Приложение 4

МЕДИЦИНСКИЕ ПОКАЗАНИЯ

к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста

(извлечение из СанПиН 42-125-4216 –86)

1.Следующее заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:

1. инфекционный гепатит;

2. пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит;

3. миокардит неревматический;

4. ревматизм в активной фазе;

5. менингит эпидемический, менингоэнцефалит;

6. острые повторные длительно текущие респираторные заболевания;

7. туберкулез (все формы, включая вираж туберкулиновой пробы);

8. травматические повреждения ЦНС;

9. болезни крови;

10. тяжелые формы детских инфекционных заболеваний.

2.Следующие хронические состояния и заболевания:

1. задержка психического развития;

2. задержка физического развития на год и более (длина тела по региональным стандартам меньше, чем М-2σ, постоянные зубы отсутствуют);

3. остаточные явления органического повреждения ЦНС с наличием выраженных нарушений двигательных, трофических и чувствительных функций (детский церебральный паралич и др.)

4. эпилепсия, эпилептиформный синдром;

5. неврозы, неврозоподобные расстройства (логоневроз, энурез и др.);

6. эндокринные заболевания (зоб, сахарный диабет и др.);

7. миопия с наклонностью к прогрессированию (более – 2,0Д);

8. гипертрофия миндалин III степени;

9. аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит;

10. тонзиллит хронический (декомпенсированная форма);

11. вегето-сосудистая дистония по гипотоническому (АД ниже 80 мм рт. ст.) или гипертоническому типу (АД 115 мм рт.ст. и более);

12. порок сердца ревматический или врожденный;

13. хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года.);

14. язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки, хронический гастродуоденит, хронический холецистит (в стадии неполной ремиссии, с частыми рецидивами);

15. экзема, нейродермит (при распространенных кожных изменениях);

16. анемия (при содержании гемоглобина в крови 107 мг/л и менее);

17. другие хронические заболевания в стадии неполной ремиссии и частыми рецидивами.

Приложение 5.

Региональные стандарты

антропометрических показателей мальчиков 17 лет

(шкалы регрессии)

Границы сигмальных отклонений Рост, см Вес, кг Окружн. гр. клетки, см
– 1 σ + 1 σ – 1 σ + 1 σ
Низкие (от М –2 σ и ниже)   50,7 55,6 60,5 76,6 81,5 83,4
  51,2 56,1 61,0 77,0 81,9 83,8
  51,7 56,6 61,5 77,4 82,3 84,2
Ниже средних (от М –1 σ до М –2 σ)   52,3 57,2 62,1 77,8 82,7 84,6
  52,8 57,7 62,6 78,2 83,1 85,0
  53,3 58,2 63,1 78,6 83,5 85,4
  53,8 58,7 63,6 79,0 83,9 85,8
  54,3 59,2 64,1 79,4 84,3 86,2
  54,9 59,8 64,7 79,8 84,7 86,6
Средние (от М –1 σ до М +1 σ)   55,4 60,3 65,2 80,2 85,1 90,0
  55,9 60,9 65,7 80,6 85,5 90,4
  56,4 61,3 66,2 81,0 85,9 90,8
  56,9 61,8 66,7 81,4 86,3 91,2
  57,5 62,4 67,3 81,8 86,7 91,6
  58,0 62,9 67,8 82,2 87,1 92,0
  58,5 63,4 68,3 82,6 87,5 92,4
  59,0 63,9 68,8 83,0 87,9 92,8
  59,5 64,4 69,3 83,4 88,3 93,2
  60,1 65,0 69,9 83,8 88,7 93,6
  60,6 65,5 70,4 84,2 89,1 94,1
  61,1 66,0 70,9 84,6 89,5 94,4
  61,6 66,5 71,4 85,0 89,9 94,8
  62,1 67,0 71,9 85,4 90,3 95,2
Выше средних (от М +1 σ до М +2 σ)   62,7 67,6 72,5 85,8 90,7 95,6
  63,2 68,1 73,0 86,2 91,1 96,0
  63,7 68,6 73,5 86,6 91,5 96,4
  64,2 69,1 74,0 87,0 91,9 96,8
  64,7 69,6 74,5 87,4 92,3 97,2
  65,3 70,2 75,1 87,8 92,7 97,6
Высокие (от М +2 σ и выше)   65,8 70,7 75,6 88,2 93,1 98,0
  66,3 71,2 76,1 88,6 93,5 98,4
  66,8 71,7 76,6 89,0 93,9 98,8
174,45 63,38 87,54
± σ 6,48 5,86 3,8
R   0,52 0,40
± σ R   4,86 4,94

Приложение 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: