Каждому студенту преподаватель дает ситуационное задание, содержащее минимальную информацию о состоянии здоровья ученика по результатам углубленного медицинского осмотра. На основании шагов алгоритмов студенты осваивают профессиональные навыки в соответствии с целями занятия и учатся формулировать врачебные заключения.
Согласно первого шага алгоритма определение группы физического развития школьника по шкалам регрессии (приложение 2) начинается с общего осмотра тела, выявления избыточного жироотложения.
Второй шаг этого алгоритма предусматривает измерение антропометрических показателей в соответствии с методиками Министерства здравоохранения. При этом стремятся все измерения проводить в утренние часы, т. к. в течение дня рост и масса тела могут существенно колебаться.
Третий шаг требует выполнения элементарных расчетов, позволяющих определить разницу между измеренными показателями и стандартными. При этом рост ребенка сравнивают со средним ростом детей соответствующей возрастно-половой группы, а массу тела и окружность грудной клетки - по строке таблицы шкал регрессий, соответствующей росту. При вычислении разницы важное значение имеет знак: минус - меньше стандарта, плюс - больше стандарта.
|
|
По четвертому шагу - производят деление полученной разницы на величину σR (обычно в таблицах шкал регрессий это - последнее число в колонках ). В зависимости от знака и значения полученного числа уровень развития антропометрического признака может быть низким (< -2 σR), ниже среднего (от -1 σR до -2 σR), средним (в пределах ± 1 σR), выше среднего(от +1 σR до +2 σR), высоким (>2 σR).
Пятый шаг алгоритма – это анализ полученных данных, комбинация которых позволяет отнести школьника к одной из трех групп физического развития (критерии указаны в алгоритмах).
На практических занятиях этот алгоритм используется при оценке физического развития мальчиков 17 лет.
В приложении 3 приводится алгоритм определения группы здоровья школьника.
Первый шаг – это комплексный медицинский осмотр с проведением антропометрических, лабораторных, инструментальных исследований и врачебным заключением.
Второй шаг предусматривает оценку биологического возраста, который может соответствовать или опережать хронологический, а может отставать от него более, чем на один год.
Третий шаг предполагает оценку физического развития школьника по отдельному алгоритму приложения 2.
Четвертый шаг – это решение вопроса о наличии или отсутствии функциональных отклонений или хронических заболеваний у ребенка. При этом также имеют в виду число острых заболеваний в течение года. Если школьник в течение года болел 4 и более раз, его относят к группе часто и длительно болеющих (ЧДБ) и рассматривают это как признак снижения резистентности (функциональное отклонение).
|
|
В пятом шаге алгоритма для детей, у которых установлены хронические заболевания или патологические состояния (например, посттравматический синдром), необходимо установить уровень компенсации заболевания. Для этого руководствуются специальными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Украины.
В последнем, шестом шаге алгоритма, врач принимает решение об отнесении ребенка к одной из пяти групп здоровья (критерии вытекают из анализа функциональных связей данного алгоритма).
Технологическая карта практического занятия
№ п/п | Этапы | Время, минут. | Учебные устройства | Место проведения | |
Средства обучения | Оснащение занятия | ||||
1. | Проверка уровня подготовки к занятию (устно) | Контроль-ные вопросы | Лаборато-рия кафедры | ||
2. | Самостоятельная работа: | учебные таблицы, нормативы | Стационар-ные таблицы, структурно-логические схемы, ситуацион-ные задачи, граф логической структуры | ||
Анализ и коррекция самостоятельной работы | учебные таблицы | ||||
Тестовый контроль | тестовые задания | ||||
5. | Обобщение работы и оценивание |
Приложение 1.
Граф логической структуры темы:
“Комплексная оценка
индивидуального здоровья детей и подростков ”
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Приложение 2.
АЛГОРИТМ
определения группы физического развития
школьника по шкалам регрессии
Приложение 3.
АЛГОРИТМ
комплексной оценки состояния здоровья
детей и подростков
Приложение 4
МЕДИЦИНСКИЕ ПОКАЗАНИЯ
к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста
(извлечение из СанПиН 42-125-4216 –86)
1.Следующее заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
1. инфекционный гепатит;
2. пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит;
3. миокардит неревматический;
4. ревматизм в активной фазе;
5. менингит эпидемический, менингоэнцефалит;
6. острые повторные длительно текущие респираторные заболевания;
7. туберкулез (все формы, включая вираж туберкулиновой пробы);
8. травматические повреждения ЦНС;
9. болезни крови;
10. тяжелые формы детских инфекционных заболеваний.
2.Следующие хронические состояния и заболевания:
1. задержка психического развития;
2. задержка физического развития на год и более (длина тела по региональным стандартам меньше, чем М-2σ, постоянные зубы отсутствуют);
3. остаточные явления органического повреждения ЦНС с наличием выраженных нарушений двигательных, трофических и чувствительных функций (детский церебральный паралич и др.)
4. эпилепсия, эпилептиформный синдром;
5. неврозы, неврозоподобные расстройства (логоневроз, энурез и др.);
6. эндокринные заболевания (зоб, сахарный диабет и др.);
7. миопия с наклонностью к прогрессированию (более – 2,0Д);
8. гипертрофия миндалин III степени;
9. аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит;
10. тонзиллит хронический (декомпенсированная форма);
|
|
11. вегето-сосудистая дистония по гипотоническому (АД ниже 80 мм рт. ст.) или гипертоническому типу (АД 115 мм рт.ст. и более);
12. порок сердца ревматический или врожденный;
13. хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года.);
14. язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки, хронический гастродуоденит, хронический холецистит (в стадии неполной ремиссии, с частыми рецидивами);
15. экзема, нейродермит (при распространенных кожных изменениях);
16. анемия (при содержании гемоглобина в крови 107 мг/л и менее);
17. другие хронические заболевания в стадии неполной ремиссии и частыми рецидивами.
Приложение 5.
Региональные стандарты
антропометрических показателей мальчиков 17 лет
(шкалы регрессии)
Границы сигмальных отклонений | Рост, см | Вес, кг | Окружн. гр. клетки, см | ||||
– 1 σ | + 1 σ | – 1 σ | + 1 σ | ||||
Низкие (от М –2 σ и ниже) | 50,7 | 55,6 | 60,5 | 76,6 | 81,5 | 83,4 | |
51,2 | 56,1 | 61,0 | 77,0 | 81,9 | 83,8 | ||
51,7 | 56,6 | 61,5 | 77,4 | 82,3 | 84,2 | ||
Ниже средних (от М –1 σ до М –2 σ) | 52,3 | 57,2 | 62,1 | 77,8 | 82,7 | 84,6 | |
52,8 | 57,7 | 62,6 | 78,2 | 83,1 | 85,0 | ||
53,3 | 58,2 | 63,1 | 78,6 | 83,5 | 85,4 | ||
53,8 | 58,7 | 63,6 | 79,0 | 83,9 | 85,8 | ||
54,3 | 59,2 | 64,1 | 79,4 | 84,3 | 86,2 | ||
54,9 | 59,8 | 64,7 | 79,8 | 84,7 | 86,6 | ||
Средние (от М –1 σ до М +1 σ) | 55,4 | 60,3 | 65,2 | 80,2 | 85,1 | 90,0 | |
55,9 | 60,9 | 65,7 | 80,6 | 85,5 | 90,4 | ||
56,4 | 61,3 | 66,2 | 81,0 | 85,9 | 90,8 | ||
56,9 | 61,8 | 66,7 | 81,4 | 86,3 | 91,2 | ||
57,5 | 62,4 | 67,3 | 81,8 | 86,7 | 91,6 | ||
58,0 | 62,9 | 67,8 | 82,2 | 87,1 | 92,0 | ||
58,5 | 63,4 | 68,3 | 82,6 | 87,5 | 92,4 | ||
59,0 | 63,9 | 68,8 | 83,0 | 87,9 | 92,8 | ||
59,5 | 64,4 | 69,3 | 83,4 | 88,3 | 93,2 | ||
60,1 | 65,0 | 69,9 | 83,8 | 88,7 | 93,6 | ||
60,6 | 65,5 | 70,4 | 84,2 | 89,1 | 94,1 | ||
61,1 | 66,0 | 70,9 | 84,6 | 89,5 | 94,4 | ||
61,6 | 66,5 | 71,4 | 85,0 | 89,9 | 94,8 | ||
62,1 | 67,0 | 71,9 | 85,4 | 90,3 | 95,2 | ||
Выше средних (от М +1 σ до М +2 σ) | 62,7 | 67,6 | 72,5 | 85,8 | 90,7 | 95,6 | |
63,2 | 68,1 | 73,0 | 86,2 | 91,1 | 96,0 | ||
63,7 | 68,6 | 73,5 | 86,6 | 91,5 | 96,4 | ||
64,2 | 69,1 | 74,0 | 87,0 | 91,9 | 96,8 | ||
64,7 | 69,6 | 74,5 | 87,4 | 92,3 | 97,2 | ||
65,3 | 70,2 | 75,1 | 87,8 | 92,7 | 97,6 | ||
Высокие (от М +2 σ и выше) | 65,8 | 70,7 | 75,6 | 88,2 | 93,1 | 98,0 | |
66,3 | 71,2 | 76,1 | 88,6 | 93,5 | 98,4 | ||
66,8 | 71,7 | 76,6 | 89,0 | 93,9 | 98,8 | ||
174,45 | 63,38 | 87,54 | |||||
± σ | 6,48 | 5,86 | 3,8 | ||||
R | 0,52 | 0,40 | |||||
± σ R | 4,86 | 4,94 |
Приложение 6.
|
|