Единство материи и движения. Основные формы движения

С точки зрения материалисти­ческой диалектики движение неразрывно связано с мате­рией, является способом ее существования, ее неотъемле­мым атрибутом. Нет материи без движения, как нет и движения без материи. Существует движущаяся материя или, что то же самое, материальное движение. Быть, — значит быть в движе­нии.

Определение движения как всякого изменения вообще выра­жает то, что все существующее находится в постоянном стремле­нии к другому, измененному состоянию. Но изменяется только сохраняющееся, то, что имеет относительную устойчивость и на­ходится в относительном покое. В широком философском смысле движение есть разрешение противоречий между сохранением и изменением. Движение носит абсолютный характер, покой — относительный, так как всякое сохранение, будучи необходимым условием движения, неизбежно обречено на изменение. Движение — вечно, абсолютно. Изменение в противоречивой природе движения выступает как ведущая, определяющая противоположность. Противоречивая природа движения выражается не только в понятиях устойчивости и изменчивости, но и в других категориях: прерывности и непрерывности, качества и количества, содержания и формы, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д. Являясь атрибутом материи, движение объективно, как и сама материя, универсально, всеобще, несотворимо и неуничтожимо, прерывно и непрерывно. Движение — вечно, оно не привносится извне, не берется ни­куда, а есть самодвижение, потому что импульс, стремление к изменению заложены в самой противоречивой природе мате­риального мира. Движение — не внешнее свойство материи, ее внутреннее, неотъемлемое свойство, атрибут, основной способ ее существования. В этом смысле природа движения абсолютна, так как абсолютна сама материя. Эта абсолютность сражается в объективности движения, в несотворимости и неуничтожимости, его универсальность в том, что оно есть самодвижение. Вместе с тем движение относительно, так как всегда существует и проявляется в различных конкретных изменчивых формах, каждая из которых не может быть представлена как исключительная, наиболее важная в изучении всего многообразного движения. Познание движения осуществляется через изучение отдельных преходящих его форм. И понимание движения как изменения вообще предостерегает от сведения одних форм движения к другим.

Клас­сификация форм движения материи (Ф. Энгельс):

-механическая;

-физическая;

-химическая;

-биологи­ческая;

-социальная.

Данная клас­сификация была разработана во второй половине ХIХ века и основывалась на знаниях того времени. Учитывая это обстоя­тельство, Энгельс не считал данную им классификацию закон­ченной. Современная наука располагает новейшими научными данными. Поэтому, признавая справедливость основополагаю­щих принципов классификации основных форм движения ма­терии, которую дал Энгельс, многие современные ученые ста­вят вопрос о необходимости ее уточнения и изменения. Напри­мер, понимание механической формы движения материи осно­вывалось прежде лишь на классической механике. Современная наука установила наличие и других механик. Поэтому если раньше считали, что механическая форма движения включает в себя лишь количественные изменения, то теперь установлено, что она несет в себе и качественные изменения. В настоящее время стало известно много нового и о других формах движе­ния материи, например, о взаимопревращениях элементарных частиц и полей, о внутриатомных превращениях и т.д.

Однако выделенные Энгельсом основные формы движения материи не противоречат современному научному знанию. Дан­ная классификация, во-первых, не допускает сведения высших форм к низшим, сложных к простым, так как целое есть не про­стая сумма частей; во-вторых, она раскрывает органическую связь всех форм, показывает, что высшие формы в подчиненном виде содержат в себе более простые, низшие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: