1. Единство и «борьба» противоположностей — один из универсальных законов диалектики. Закон проявляет свое действие в природе, обществе и мышлении.Суть закона заключается в том, что он объясняет развитие именно как самодвижение, саморазвитие.
Закон единства и борьбы противоположностей утверждает: всем объектам и процессам материальной и духовной сферы бытия присущи противоречивые стороны, тенденции. Они одновременно находятся в единстве и взаимоисключении (борьбе). Борьба сторон объекта может происходить потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не разрушаются. Нарушение меры (гармонии) между единством и взаимоисключением противоположностей может давать импульсы к самодвижению, саморазвитию. Это приводит к исчезновению старого и рождению нового качества.
Таким образом, закон основан на признании противоречий природы вещей и явлений действительности. Противоположные стороны свойства, тенденции не только зависят друг от друга, но они друг друга обусловливают, составляют единство. Нет притяжения без отталкивания, наследственности без изменчивости, ассимиляции без диссимиляции. Эти стороны находятся в отношении взаимополагания, взаимообусловленности, взаимопроникновения. Единство — важная сторона отношения противоположностей.
|
|
Другая сторона этого отношения — взаимное отрицание противоположностей, их «борьба». Противоположности находятся в отношении взаимоисключения, взаимоотрицания. Противоречия возникают, развиваются и преодолеваются, ведут к возникновению нового качества, а это значит, что движение и развитие не привносится извне, а представляет собой самодвижение и саморазвитие.
ü борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); |
ü борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побеждённая сторона сохраняется и является «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; |
ü антагоническая борьба, где одна сторона может выжить только за счёт полного уничтожения другой. |
ü содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы); |
ü солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении); |
ü нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой); |
ü мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). |
|
|
ü Каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. |
ü Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. |
ü Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит к изменению (самоизменению) предмета – движению. Пример: существует общество, тождественное самому себе, но в нём есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. |
2. Взаимный переход количественных и качественных изменений. Сущность закона можно сформулировать следующим образом: мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения.
Количественные изменения на определенном уровне переходят в качественные изменения.Переход происходит не из количества в качество, а из старого качества в новое качество. Однако переход старого качества в новое неизбежно сопровождается количественными изменениями.
Качественные различия в свою очередь порождают количественные различия. Становятся иными такие свойства элементов, как теплопроводность, температура плавления и т. д. В биологии качественно новая порода животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размножаться и занимать большие пространства.
Развитие не есть лишь простое (количественное) уменьшение или увеличение, оно всегда ведет к качественным изменениям, совершающимся в форме скачка. Скачок — это философская категория, выражающая характер перехода вещи от количественных изменений к качественным, от одного качественного состояния к другому, решающий поворот, коренной перелом в процессе развития. Сам переход в форме скачка закономерно обусловлен количественными изменениями и представляет собой их прерывность. Таким образом, развитие происходит в единстве прерывности и непрерывности.
ü Качество – тождественная бытию определённость, стабильная система определённых характеристик и связей предмета. |
ü Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объём, вес, размер и т. д.). |
ü Мера – единство количества и качества. |
ü При определённых количественных изменениях обязательно меняется качество. |
ü Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Например, при закипании воды произойдёт коренное изменение качества воды – она перейдёт в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. |
ü В природе не всегда удаётся определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти незаметно, эволюционно. Примером может служить древнегреческая апория «Куча»: «При добавлении какого зерна совокупность зёрен превратится в кучу?» |
|
|