Диалектическая концепция признает любые формы движения: хаотическое, круговороты, функционирование и т.д. Но главное внимание она обращает на развитие, понимая его необратимое, направленное, качественное изменение системы. Этими свойствами развитие отличается от других видов движения. Обратимость характерна для повторяющихся изменений системы, не ведущих к изменению ее качества. Направленность означает внутреннюю связь моментов изменения системы, ведущего к возникновению нового качества. Развитие — сложный многообразный процесс, оно может быть и прямолинейным, и зигзагообразным, ускоренным и замедленным, прогрессивным и регрессивным. В отличие от других разновидностей движения, которые могут быть вызваны действием внешних по отношению к данной системе сил, развитие — это самодвижение, его источник находится в самом объекте. Этот источник — противоречия в самом объекте.
| | | | | | | |
| | | Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности | |
| |
| | |  |
| |
| | |  |
| | | Главная проблема диалектики – что такое развитие?Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причём не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения | |
| |
| ü единства и борьбы противоположностей; |
| ü перехода количества в качество; |
| ü отрицание отрицания. |
| ü охватывают все сферы окружающей действительности; |
ü раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. |
| | | | |
| | | |
| |
| | | Движение является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определённом месте и одновременно уже не находится в нём). Движение также является способом связи в материальном мире | |
| ü внешние и внутренние (наиболее распространённые виды связей); |
| ü непосредственные и опосредованные; |
| ü генетические и функциональные; |
| ü пространственные и временные; |
| ü случайные и закономерные. |

| | | | | | | | | | | | |
| | | | Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность | |
| | |  |
| |
| |
| | | | Причинность – наличие таких связей, где она порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными | |
| | |  |
| |
| |
| | | | Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира и его существование и развитие во времени, которое длится всегда | |
| | |  |
| |
| |
| | | | Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем | |
| |  |
| |
| |
| | |  |
| |
| | |  |