Анализ результатов

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0 – 4 балла – низкий уровень профессиональной направленности;

5 – 13 баллов – средний уровень профессиональной направленности;

14 – 18 – высокий уровень профессиональной направленности. В то же время при проведении сравнительных исследований лучше пользоваться сырыми баллами.

Ответы на вопросы 1 и 20 при обработке результатов не учитываются. Высокие показатели по тесту свидетельствуют о том, что студент стремится к овладению избранной профессией, получаемая им профессия нравится ему; он хочет в будущем работать и дальше совершенствоваться по данной профессии; в свободное время занимается делами, имеющими отношение к будущей профессии; имеет круг знакомых – специалистов в области избранной профессии; считает свою профессию делом своей жизни.

Низкие показатели свидетельствуют о том, что студент вынужденно учится на данном факультете; поступление в учебное заведение обусловлено не интересом к будущей профессии и желанием работать по получаемой специальности, а другими причинами, например подчинением требованиям родителей, близостью к дому и др.; студент не видит ничего хорошего для себя в своей будущей профессии; приобретаемая профессия ему малоинтересна; при возможности хочет сменить профессию, получить другую специальность и работать по ней.

4.6. Проективная методика «Символ жизненного успеха», разработанная авторским коллективом под руководством Е.Б. Старовойтенко [10].

Перед юношами и девушками ставилась задача представить себя в будущем и нарисовать в произвольно форме свой символ жизненного успеха. Для этого применяются: лист белой бумаги (формат А-4), ручка, карандаш, ластик. Не исключается возможность использование цветных карандашей (по желанию респондентов). Время на рисование не ограничивается. Если такое задание вызвало затруднения, то респонденту предлагается дать короткое словесное описание этого символа.

Показатели:

1. Формальные характеристики рисунка: размер, расположение на листе, нажим, штриховка, наличие или отсутствие деталей, характер линий, использование пространства, пропорции, аккуратность изображения, динамичность рисунка;

2. Представленные символы, их содержание, психологический смысл;

3. Выделение типов представленности профессиональной жизни для личности и количественный подсчет их наполняемости.

Все респонденты относятся к выделенным типам символической репрезентации профессиональной жизни для личности:

1) «Я - профессионал» как источник познания для себя;

2) идеализированный жизненный успех;

3) инфантильное представление о себе как профессионале. Все выделенные типы – наиболее сильно отличающиеся между собой характеристики изображенных символов.

Опишем выделенные типы. Для типа «Я - профессионал» как источник познания себя» свойственно изображение абстрактных символов – стихия, море, солнце, звезда, молния, буквенное обозначение и т.п. Это, как правило, метафорическое изображение, передающее сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа (например, изображение звездного неба, падающей звезды на ладони у человека, восходящее солнце с широко распространяющими лучами, человек на фоне восходящего солнца и несущей в своих руках звезду).

Образ «Я - профессионал» представлен для студентов данного типа определенными символами, которые имеют следующий психологический смысл: стремление к росту, прогрессу, стремление к Я – целостности, подчеркивание интеллектуальности и мудрости, подчинение своего бессознательного сознанию. В тоже время присутствует стремление к лидерству и потребность в покровительстве, опеке, ярко выражена креативность. В рисунках данного типа проступают основные жизнеотношения личности, которые представлены в самосознании студентов в виде таких Я-составляющих, как образы: «Я - мое дело», «Я - другие», «Я - Я», «Я – мои чувства», «Я – моя активность», при этом «Я» студента активно включается в эти жизнеотношения, подчеркивается практическое и творческое их проживание и преобразование.

В целом в рисунке отражен положительный эмоциональный тон отношения к профессиональной жизни. Однако в некоторых символических изображениях отмечается противоречивость, недостаточная осознанность «Я как профессионала» для себя и, одновременно, потребность в покровительстве, авторитетном «учителе».

Студенты, отнесенные нами к типу «идеализация жизненного успеха», изображали, как правило, сюжетную картинку с набором сложных образов, передающие атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений, чувств: растения, животные, тени, пейзажи с присутствием людей. Иногда встречались абстрактные, схематические изображения, отличающиеся лаконизмом построения: геометрические фигуры, стакан, чашка, колодец, гора и т.д. Интерпретация этих рисунков производилось с помощью проективной методики «Дом – Дерево - Человек».

В таких символах четко присутствует романтизм настроения респондентов: творчество, активность, сознательность противопоставляются, соединяются в образе студента с отсутствием практического «включения» «Я» студента в реальную профессиональную жизнь. В картине фиксируется многообразие жизнеотношений (семья, общение, профессиональная деятельность, интересы, идеалы и т.д.). Однако символ «Я» изображается чаще всего отдельно, «вне» общего сюжета, либо отсутствует совсем, либо частично, размыто, прозрачно. Хотя общий тонус изображения можно назвать оптимистично – положительным, однако в символике поступают такие Я – проекции профессиональной жизни для студента, как: противоречивость, непонятность профессиональной жизни для «Я», ее романтичность, в тоже время сложность, недосягаемость для «Я - настоящего».

Типу «инфантильного представления о себе как профессионале» свойственно изображение своего «автопортрета» часто с явно приукрашенными деталями: рамочки, присутствие цветного фона, декора в виде цветов, деревьев и пр. Это, как правило, рисунок «куклы», у которой четко прорисованы все детали. Интерпретация этого типа изображений также производится по показателям методики «Дом – Дерево - Человек».

Наряду с такими рисунками, где было хорошо прорисовано лицо «куклы», встречается изображение без лица, зато со множеством других деталей: тщательно нарисована одежда, прическа, аксессуары, окружение. Психологический смысл таких изображений – демонстративность, бессознательность, скрытность, инфантильность по отношению к профессиональной жизни респондента. Круг изображаемых достаточно ограничен: семья – работа – досуг. Вместе с тем в образах присутствует эксплицитно – имплицитно представлены Я – противоречия: активность / пассивность в жизни, открытость / скрытость для других, романтичность / практичность в жизнеотношениях, агрессивность / незащищенность своего «Я», самолюбование / самоотрицание и пр. В целом ощущается инфантильно-безразличное самоотношение в профессиональной жизни.

В результате анализа данных по методике «Символ жизненного успеха» можно констатировать, что в образной форме рисунков выражаются не только осознаваемые ожидания от жизни, которые были предусмотрены темой, но и те ожидания, которые не осознаются личностью. Содержание, которое не осознается субъектом, является трансцендентным по отношению к теме рисунка. Таким содержанием могут быть: значимость изображения для субъекта, «защитные» установки, проявления противоречий личности, Я - проекции по отношению к изображаемой теме.

4.7. Методика исследования эмоциональной направленности личности (анкета Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой) [11].

Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции.

Респондентам предлагается опросник из 50 суждений, характеризующих эмоциональные переживания личности. Необходимо было сделать выбор ответа в соответствии со шкалой:

«Безусловно, да» - а;

«Пожалуй, да» - в;

«Пожалуй, нет» - с;

«Безусловно, нет» - d.

Подсчет количества баллов в каждой строке и ранжирование результатов позволяет выделить преобладающие эмоции личности - эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.

Б.И. Додонов выделил десять основных типов эмоциональной направленности личности:

1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать. Высокие результаты - больше 5, низкие - меньше -5. Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента обе названные потребности выражены в равной степени, нет жесткой установки.

2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.

3. Глорические эмоции (от лат, gloria — слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.

4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда — в ярко выраженной потребности в расслаблении.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких — ярко выражена потребность в безопасности и, формирующаяся на основе этой потребности, осторожность.

6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких - наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.

7. Гностические эмоции (от грен, gnosis — знание) - эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.

8. Эстетические эмоции. При высоких баллах - потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах — эта потребность не развита.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение) - это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.

Инструкция:

«Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности. Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

«Безусловно, да» - а «Пожалуй, нет» - с
«Пожалуй, да» - в «Безусловно, нет» - d

Занесите Ваш выбор в опросный лист.

Текст опросника

Высказывание вариант ответа Высказывание вариант ответа
  Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.     Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.  
  Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.     Охотно иду на риск.  
  Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.     Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.  
  Для меня всегда важно добиться успеха в работе.     Люблю разбираться в причинах явлений, событий.  
  Я люблю острые ощущения.     Я могу прийти в восторг от красоты природы.  
  Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.     Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.  
  Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.     Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.  
  Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.     Я всегда жалею неудачников.  
  Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).     Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.  
  Люблю заниматься коллекционированием.     Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.  
  Хочу приносить людям радость и счастье.     Приятно чувствовать, что день прошел недаром.  
  Для меня важно одобрение окружающих.     Я человек решительный.  
  Приятно испытывать чувство превосходства над противником.     Люблю все таинственное и необычное.  
  Стремлюсь приводить свои знания в систему.     Я склонен (склонна) к лени.  
  Произведение искусства может тронуть меня до слез.     Люблю рассматривать свои коллекции.  
  Люблю приятное, бездумное времяпровождение, например, вечеринки.     Я стараюсь помогать людям.  
  Люблю делать покупки.     Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне добро.  
  Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.     Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.  
  Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.     Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.  
  Я самолюбив(а).     Азарт, спортивная злость, обычно улучшает результаты моей деятельности.  
  Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.     Я люблю помечтать.  
  Я люблю преодолевать опасности.     Самое приятное для меня переживание — радость открытия истины, чувство близости решения.  
  Иногда меня тянет странствовать.     Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.  
  Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.     Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.  
  Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.     Я неохотно расстаюсь со своими вещами.  

Обработка данных:

Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а-2, в=1, с(-1), d=(-2) баллам.

Сумма баллов по ответам:

1. - 1, 11, 21, 31, 41.

2. - 2, 12, 22, 32, 42.

3. - 3, 13, 23, 33, 43.

4. - 4, 14, 24, 34, 44.

5. - 5, 15, 26, 35, 45.

6. - 6, 16, 26, 36, 46.

7. - 7, 17, 27, 37, 47.

8. - 8, 18, 28, 38. 48.

9. - 9, 19, 29, 39, 49.

10. - 10, 20, 30, 40, 50.

Направленность:

1.Альтруистическая.

2. Коммуникативная.

3. Глорическая.

4. Праксическая.

5. Пугническая.

6. Романтическая.

7. Гностическая.

8. Эстетическая.

9. Гедонистическая.

10. Акизитивная.

Интерпретация полученных результатов:

Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности — Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.

-10 ______0 ______ +10

4.8. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича[12].

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Бланк: список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);  
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);  
– здоровье (физическое и психическое);  
– интересная работа;  
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);  
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);  
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  
– наличие хороших и верных друзей;  
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);  
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);  
– счастливая семейная жизнь;  
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);  
– творчество (возможность творческой деятельности);  
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).  

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;  
– воспитанность (хорошие манеры);  
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);  
– жизнерадостность (чувство юмора);  
– исполнительность (дисциплинированность);  
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);  
– непримиримость к недостаткам в себе и других;  
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);  
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);  
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;  
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  
– честность (правдивость, искренность);  
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);  
– чуткость (заботливость).  

4.9. Опросник «Рефлексивность» А.В. Карпова[13].

Рефлексивность, по мнению А.В. Карпова, как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состояние. Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием «рефлексия».

Диагностика свойства рефлексивности должна обязательно учитывать и дифференциацию ее проявлений по другому важному критерию, основанию - по ее направленности. В соответствии с ним, как известно, выделяют два типа рефлексии, которые условно обозначаются как «интра - и интерпсихическая» рефлексия.

Интрарефлексия соотносится с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу.

Интеррефлексия - способность к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью «встать на место другого» также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии. Следовательно, общее свойство рефлексивности включает оба указанных типа, а уровень развития данного свойства является производным от них одновременно.

Спектр определяемых им поведенческих проявлений - индикаторов свойства рефлексивности предполагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по так называемому «временному» принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной рефлексии.

Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются, в частности, время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.

Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметы рефлексии - предпосылки, мотивы и причины произошедшего; содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особенности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в частности, в том, как часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает произошедшие события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.

Перспективная рефлексия соотносится: с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; планированием как таковым; прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событиям, ориентация на будущее.

Инструкция испытуемому: «Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа: 1 - абсолютно неверно; 2 - неверно; 3 - скорее неверно; 4 - не знаю; 5 - скорее верно; 6 - верно; 7 - совершенно верно. Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: