Анализ, прогнозирование и исследование рынка

Как отмечено в п. 3.4, одним из важных этапов маркетинга является анализ состояния рынка. Этот анализ нужен для того, чтобы предвидеть характер развития рыночных отношений в будущем и соответственно строить деятельность на целевом рынке. Такое предвидение появляется в результате научного прогноза рынка.

Исследования товарных рынков проводятся в три этапа:

1. Анализ рынка;

2. Прогнозирование рынка;

3. Выбор наиболее перспективного рынка.

Процесс маркетинга предусматривает ряд исследований:

· исследование рынка;

· исследование товара;

· исследование производства.

Исследование рынкав маркетинге распадается на две ветви:

А. Конъюнктурные исследования;

Б. Маркетинговые исследования.

Анализ рынка осуществляется с помощью анализа информации.

Различие между конъюнктурными и маркетинговыми исследованиями состоит в том, что конъюнктурные исследования включают в себя анализ макроэкономической ситуации на избранном рынке в отношении группы однородных товаров или услуг для выявления коммерческих тенденций и прогнозирования их развития, а маркетинговые – анализ положения на целевом рынке исследуемого товара с целью выявления его сильных и слабых сторон и последующей выработки плана мероприятий.

Конъюнктурные исследования проводятся на этапе выбора целевых рынков и их ранжировки. Маркетинговые исследования проводятся на этапе разработки стратегии маркетинга. Далее они многократно повторяются в течение всего процесса маркетинга.

Классическая схема конъюнктурного анализа:

1. Анализ производства, сбыта и потребления на рынке.

2. Анализ международной торговли.

3. Анализ динамики и механизмов формирования цен.

Результат анализа – накопление информационного потенциала, использование которого позволяет провести прогноз рынка. В ходе анализа выявляются причины существующей динамики на рынке, определяются приоритеты причин. Прогнозирование – это определение вероятности сохранения расстановки сил на рынке.

При анализе производства и сбыта исследуются:

· состояние рынков добычи сырья;

· сбор продукции сельского хозяйства;

· производство отрасли и производство основного товара отрасли;

· выявляется степень загрузки производственных мощностей (даётся в процентах у источника);

· для сельского хозяйства и добывающих отраслей анализируется динамика расширения (сокращения) производственных площадей. Это тянет за собой рынки оборудования, услуг и другие.

· для нефтедобывающей промышленности – количество лицензий, покупаемых нефтяными компаниями у государства на разведку-добычу и т.д.

Общее правило: при анализе рынка нельзя ограничиваться только самим товаром, надо всегда стремиться выявить сопутствующие рынки и проанализировать их тенденции.

При анализе рынка используются показатели физического и стоимостного объёма — абсолютные и относительные (индексы).

Анализ международной торговли.

Анализируются: объём экспорта; объём импорта; географическая направленность внешней торговли; для развивающихся стран — размер задолженности; ассортиментный набор и др.; проводится анализ ценовых тенденций.

Тенденции развития внешней торговли машинами и оборудованием выявить труднее, чем сырьем и потребительскими товарами, так как их поставки носят нерегулярный характер и, как правило, не афишируются поставщиками. Динамику проследить трудно. Кроме того, сильно влияют различия в комплектации изделий по разным контрактам.

Анализ цен.

При анализе используются индексы цен. Наибольшийинтерес для анализа и прогноза представляют индексы экспортных цен. Однако их публикует только статистика ФРГ. Другие же страны их не публикуют.

Для анализа можно пользоваться индексами внутренних оптовых цен — их тенденции, в основном, совпадают с тенденциями экспортных цен.

Для анализа динамики цен на сырьевые товары можно использовать биржевые котировки и справочные цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: