МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Социальные технологии
Урегулирования конфликтов
(в подростковой среде)
Москва
«ПРОМЕТЕЙ»
Г.
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор,
действительный член РАО В.А.Сластенин
доктор психологических наук, профессор Е.С.Романова
Белинская А.Б. к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики
высшей школы МПГУ
Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А.Б.Белинской. – М.: Прометей, 2000. – 212 с.
Учебное пособие знакомит читателя с основами подготовки будущих социальных педагогов к работе с конфликтами в подростковой среде; основными направлениями работы социального педагога в общеобразовательном учреждении; рассмотрен портрет социального педагога как профессионала; даны некоторые особенности подросткового возраста; представлены разнообразные виды подростковых конфликтов и пути их преодоления и разрешения социальным педагогом.
|
|
Особое внимание уделено методикам, технологиям, упражнениям, деловым играм, которые способствуют укреплению внутреннего состояния, равновесия, стабильности в конфликте.
Данное учебное пособие будет интересно преподавателям и студентам вузов социального профиля; педагогическим высшим учебным заведениям; социальным педагогам; психологам - практикам, которые работают с подростками в общеобразовательных и социальных учреждениях, учителям общеобразовательных школ.
ОТ АВТОРА............................................................................................................................................................................ 3
Глава 1. Конфликты в подростковой среде, их содержание, типы и способы протекания................................................................................................................................................................................................................... 5
Конфликты в условиях учебной деятельности............................................................................................. 18
Конфликты между подростками и их родителями.................................................................................... 24
Глава 2. Специфика УРЕГУЛИРОВАНИЯ конфликтов в подростковой среде.......... 49
Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ.............................................................................................................................. 100
Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности............................................. 100
Социальный педагог в школе............................................................................................................................. 103
Практическая подготовка специалистов социальной сферы............................................................. 107
Глава 4. ТЕХНОЛОГИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ........................................................................................................................................................................... 124
|
|
Практико - ориентированные технологии работы социального педагога с конфликтами в подростковой среде............................................................................................................................................................................................ 125
Адаптивные образовательные технологии работы социального педагога с конфликтами в подростковой среде............................................................................................................................................................................................ 128
Системно - моделирующие технологии работы социального педагога с конфликтами в подростковой среде........................................................................................................................................................................................................ 134
Практические методики........................................................................................................................................ 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................. 164
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................................................................................ 165
Список литературы............................................................................................................................................. 204
ОТ АВТОРА
Уважаемые коллеги!
Тематика учебного пособия, которое Вы держите в руках, действительно очень актуальна и интересна.
Пособие построено как разбор конкретных конфликтов и конфликтных ситуаций, социальных технологий, чтобы вы имели возможность реально убедиться в эффективности теоретического анализа конфликтов и научно обоснованной стратегии управления ими.
Данное издание предлагает ознакомиться с работой социального педагога в школе, технологиями работы с конфликтующими подростками, с программой социально-психологического тренинга, упражнениями, деловыми играми, которые помогут вам и в работе, и практике, и в приобретение опыта.
Тематика данного пособия предложена студентами факультета педагогики и психологии МПГУ дневного отделения по специальности: социальный педагог - практический психолог.
Мы живем в эпоху полных противоречий, где изменилось все: и учителя, и дети, и их родители, и отношения в семьях, и отношения семьи к школе.
К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают важнейшего социального навыка – умения общаться. Поэтому социальный педагог может и должен научить детей решать конфликты самостоятельно, слушать и понимать других людей, уважать чужое мнение, т.е. следовать социальным нормам и правилам поведения.
Задачей школы является подготовка детей к самостоятельной жизни, правильной социализации.
Помогая детям преодолевать трудности, социальные педагоги, учителя, психологи всякий раз будут творить своего рода чудо. Это должен быть также совместный результат учителя, родителя и ребенка; маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие.
Игровые занятия, технологические методики, социально-психологический тренинг предлагаются в данной работе в связи с конкретными ситуациями, с которыми социальный педагог сталкивается в своей работе – в общении между учителями и “трудными” подростками, их родителями, а порой и администрацией. Также даются они для того, чтобы повысить свое мастерство, научиться “сбрасывать” утомление и напряжение, восстанавливать работоспособность; разработать и скорректировать социально-педагогическую и психологическую практику, поскольку они прошли апробацию в процессе многолетних занятий с учителями, психологами, социальными педагогами, директорами школ, учениками этих школ и их родителями.
Пособие поможет социальным педагогам (работникам), специалистам социальной сферы на несколько шагов продвинуться вперед по пути “овладения” конфликтами в организации; по пути превращения конфликтов в управляемой процесс.
|
|
Можно пожелать всем: не конфликтуйте по пустякам; будьте терпимей друг к другу; старайтесь понимать и прощать друг друга; внимательней относиться, быть милосердными; уметь слушать и слышать друг друга и, конечно, самое важное любить друг друга.
Глава 1. Конфликты в подростковой среде, их содержание, типы и способы протекания