Уважаемый коллега! В Вашей педагогической деятельности, в частности, с подростками в школьной среде иногда возникают затруднительные, проблемные, конфликтные ситуации. К сожалению, их разрешение не всегда улучшает взаимоотношение подростка с его товарищами.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Прочтите внимательно вопрос и дайте не спеша наиболее верный ответ.
1. Из-за чего чаще возникают конфликты среди подростков?
2. Среди каких возрастных групп чаще всего возникают конфликты?
3. В процессе каких видов деятельности чаще возникают конфликты: физкультура; проведение мероприятий; режимные моменты? Возможно ли саморазрешение этих конфликтов? Всегда ли необходимо вмешательство педагога?
4. Предвидите ли Вы возможные конфликтные ситуации среди детей?
5. Принимаете ли Вы участие в разрешении конфликтных ситуаций между подростками?
6. Испытываете ли Вы трудности при разрешении конфликта между подростками?
7. В чем эти трудности заключаются:
а) недостаток теоретических знаний, необходимых для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций;
|
|
б) отсутствие опыта разрешения конфликтных ситуаций;
в) неумение в общении учитывать возрастные особенности подростка.
8. Ваш пол: – м; – ж.
9. Стаж работы:
10. Назовите возможные мотивы, причины возникающих конфликтов между подростками. Опишите ситуацию.
11. Приведите примеры из Вашей практики разрешения конфликтных ситуаций (с положительным воспитательным результатом и отрицательным). Для примера приводим таблицу 7.
Таблица 7
Суть конфликтной ситуации | % | Выход из конфликтной ситуации | % | Выбор выхода из конфликтной ситуации |
Видят конфликт как нежелательное явление | 65,6 | Избежать конфликт, сгладить | Нет готовности к разрешению. | |
Конфликт как нарушение учащимися правил поведения, препятствие в воспитании и обучении | 42,1 | Найти виновника конфликта Игнорировать конфликты | 30,4 0,9 | Боязнь конфликта (молодые). Отсутствие опыта разрешать конфликты. |
Определяют конфликт как противоречие, нормальное явление школьной жизни | 8,3 | Использовать в воспитательных целях. Разрешать вместе с подростками | 4,3 | Не всегда уверены в правильности принятого решения. В сотрудничестве с учащимися всегда можно найти верное решение. |
Степень самостоятельности в разрешении конфликтной ситуации | % | Удовлетворенность источником помощи в разрешении конфликтной ситуации | % | Выбор методов разрешения конфликтной ситуации. |
Обращаются за помощью к администрации | Не всегда удовлетворены, получают поддержку администрации | 42,4 | Словесные методы. Подкреплены другими мерами. | |
к родителям | Поддержки семьи | |||
к коллегам | Помощь опытных педагогов | Словесные методы | ||
к коллективу класса | Понимание и поддержку | 8,9 | Дисциплинарные методы | |
Опора на знания, полученные в вузе | 10,6 | Удовлетворены полученными знаниями о развитии и разрешении конфликтной ситуации | 7,6 | |
Возможность исправить ошибки в выборе метода разрешения конфликтной ситуации | % | Видят ошибки в выборе методов разрешения конфликтной ситуации | % | |
Возможно, но очень трудно | 24,1 | Видят ошибки | ||
Не следует исправлять – это слабость педагога | Не видят ошибки в выборе метода разрешения | |||
Вы уверены: исправлять или стоять на своем | 31,2 |
Таблица 8
|
|
Характер причин | Причины конфликтов с подростками (глазами педагогов) | Количество ответов |
Отрицательные черты личности | 1. Недисциплинированность | |
2. Упрямство | ||
3. Лень | ||
4. Грубость, дерзость | ||
5. Необдуманность своих поступков | ||
6. Обидчивость и злопамятность | ||
7. Самолюбие | ||
8. Неусидчивость | ||
9. Подозрительность | ||
10. Враждебность | ||
Отношение ученика к учебно-воспитательному процессу | 1. Неподготовленность к урокам, связанная с недисциплинированностью. | |
2. Отсутствие интереса к учебе | ||
3. Предпочтение внешкольных компаний коллективу класса | ||
4. Отсутствие интереса к трудовой деятельности | ||
Семейное воспитание | 1. Конфликты в семье | |
2. Отсутствие контроля со стороны родителей | ||
3. Безнаказанность поведения в школе, на улице со стороны родителей |
Таблица 9
Характер причин | Причины конфликтов с педагогами (глазами подростков) | Количество |
Отношение к педагогам | 1. Всегда оскорбляют, называют разными недостойными выражениями и т.д. | |
2. Неприязнь к педагогу | ||
3. Неинтересные уроки, скучно объясняют. | ||
4. Разговаривают только в приказном тоне, на повышенных тонах. | ||
5. Мстят за разговоры на уроках, за невыполнение домашнего задания, занижая оценки на уроке, за четверть, за год. | ||
6. Несправедливое отношение, придираются к ученикам по разным причинам. | ||
Отношение к учебно-воспита-тельному процессу | 1. Не подготовились к урокам – не успели, забыли и т.д. | |
2. Отсутствие интереса к предмету | ||
3. Не хотелось готовить уроки | ||
4. Сбегали с последних уроков | ||
5. Забыл выполнить поручение | ||
Физическое и эмоциональное самочувствие | 1. Усталость | |
2. Плохое настроение | ||
3. Лень | ||
4. Не интересно учиться | ||
5. Страх перед педагогом | ||
Другие причины | 1. Разногласия из-за способности к учебе (педагог в них сомневается, о чем объявил на родительском собрании) | |
2. Желание заниматься на уроке своим делом | ||
3. Из-за конфликта дома (где из-за записи педагога возникла ссора между родителями) | ||
4. Из-за отца |
Конфликты в школе возникают довольно часто: конфликты с нарушителями дисциплины, по поводу “несправедливой” оценки знаний, с подростками, стремящимися таким способом самоутвердиться в классе. Педагог постоянно стоит перед необходимостью принимать решения в сложной ситуации, уметь управлять конфликтом, прогнозировать его развитие.
Опишем конфликтные ситуации, наблюдаемые студентами в период практики. Главным действующим лицом в них является педагог. Представьте себя на месте педагога, опишите, как действовали бы Вы? Обоснуйте Ваши действия. Если у Вас возникнет несколько вариантов решения, то приведите их.
|
|
Итак, Вы – педагог.