А Н К Е Т А

Уважаемый коллега! В Вашей педагогической деятельности, в частности, с подростками в школьной среде иногда возникают затруднительные, проблемные, конфликтные ситуации. К сожалению, их разрешение не всегда улучшает взаимоотношение подростка с его товарищами.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Прочтите внимательно вопрос и дайте не спеша наиболее верный ответ.

1. Из-за чего чаще возникают конфликты среди подростков?

2. Среди каких возрастных групп чаще всего возникают конфликты?

3. В процессе каких видов деятельности чаще возникают конфликты: физкультура; проведение мероприятий; режимные моменты? Возможно ли саморазрешение этих конфликтов? Всегда ли необходимо вмешательство педагога?

4. Предвидите ли Вы возможные конфликтные ситуации среди детей?

5. Принимаете ли Вы участие в разрешении конфликтных ситуаций между подростками?

6. Испытываете ли Вы трудности при разрешении конфликта между подростками?

7. В чем эти трудности заключаются:

а) недостаток теоретических знаний, необходимых для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций;

б) отсутствие опыта разрешения конфликтных ситуаций;

в) неумение в общении учитывать возрастные особенности подростка.

8. Ваш пол: – м; – ж.

9. Стаж работы:

10. Назовите возможные мотивы, причины возникающих конфликтов между подростками. Опишите ситуацию.

11. Приведите примеры из Вашей практики разрешения конфликтных ситуаций (с положительным воспитательным результатом и отрицательным). Для примера приводим таблицу 7.

Таблица 7

Суть конфликтной ситуации % Выход из конфликтной ситуации % Выбор выхода из конфликтной ситуации
Видят конфликт как нежелательное явление 65,6 Избежать конфликт, сгладить   Нет готовности к разрешению.
Конфликт как нарушение учащимися правил поведения, препятствие в воспитании и обучении 42,1 Найти виновника конфликта Игнорировать конфликты 30,4 0,9 Боязнь конфликта (молодые). Отсутствие опыта разрешать конфликты.
Определяют конфликт как противоречие, нормальное явление школьной жизни 8,3 Использовать в воспитательных целях. Разрешать вместе с подростками 4,3 Не всегда уверены в правильности принятого решения. В сотрудничестве с учащимися всегда можно найти верное решение.
Степень самостоятельности в разрешении конфликтной ситуации % Удовлетворенность источником помощи в разрешении конфликтной ситуации % Выбор методов разрешения конфликтной ситуации.
Обращаются за помощью к администрации   Не всегда удовлетворены, получают поддержку администрации 42,4 Словесные методы. Подкреплены другими мерами.
к родителям   Поддержки семьи    
к коллегам   Помощь опытных педагогов   Словесные методы
к коллективу класса   Понимание и поддержку 8,9 Дисциплинарные методы
Опора на знания, полученные в вузе 10,6 Удовлетворены полученными знаниями о развитии и разрешении конфликтной ситуации 7,6  
Возможность исправить ошибки в выборе метода разрешения конфликтной ситуации % Видят ошибки в выборе методов разрешения конфликтной ситуации %  
Возможно, но очень трудно 24,1 Видят ошибки    
Не следует исправлять – это слабость педагога   Не видят ошибки в выборе метода разрешения    
Вы уверены: исправлять или стоять на своем 31,2      

Таблица 8

Характер причин Причины конфликтов с подростками (глазами педагогов) Количество ответов
     
Отрицательные черты личности 1. Недисциплинированность  
  2. Упрямство  
  3. Лень  
  4. Грубость, дерзость  
  5. Необдуманность своих поступков  
  6. Обидчивость и злопамятность  
  7. Самолюбие  
  8. Неусидчивость  
  9. Подозрительность  
  10. Враждебность  
Отношение ученика к учебно-воспитательному процессу 1. Неподготовленность к урокам, связанная с недисциплинированностью.  
  2. Отсутствие интереса к учебе  
  3. Предпочтение внешкольных компаний коллективу класса  
  4. Отсутствие интереса к трудовой деятельности  
     
Семейное воспитание 1. Конфликты в семье  
  2. Отсутствие контроля со стороны родителей  
  3. Безнаказанность поведения в школе, на улице со стороны родителей  

Таблица 9

Характер причин Причины конфликтов с педагогами (глазами подростков) Количество
Отношение к педагогам 1. Всегда оскорбляют, называют разными недостойными выражениями и т.д.  
  2. Неприязнь к педагогу  
  3. Неинтересные уроки, скучно объясняют.  
  4. Разговаривают только в приказном тоне, на повышенных тонах.  
  5. Мстят за разговоры на уроках, за невыполнение домашнего задания, занижая оценки на уроке, за четверть, за год.  
  6. Несправедливое отношение, придираются к ученикам по разным причинам.  
     
Отношение к учебно-воспита-тельному процессу 1. Не подготовились к урокам – не успели, забыли и т.д.  
  2. Отсутствие интереса к предмету  
  3. Не хотелось готовить уроки  
  4. Сбегали с последних уроков  
  5. Забыл выполнить поручение  
     
Физическое и эмоциональное самочувствие 1. Усталость  
  2. Плохое настроение  
  3. Лень  
  4. Не интересно учиться  
  5. Страх перед педагогом  
     
Другие причины 1. Разногласия из-за способности к учебе (педагог в них сомневается, о чем объявил на родительском собрании)  
  2. Желание заниматься на уроке своим делом  
  3. Из-за конфликта дома (где из-за записи педагога возникла ссора между родителями)  
  4. Из-за отца  

Конфликты в школе возникают довольно часто: конфликты с нарушителями дисциплины, по поводу “несправедливой” оценки знаний, с подростками, стремящимися таким способом самоутвердиться в классе. Педагог постоянно стоит перед необходимостью принимать решения в сложной ситуации, уметь управлять конфликтом, прогнозировать его развитие.

Опишем конфликтные ситуации, наблюдаемые студентами в период практики. Главным действующим лицом в них является педагог. Представьте себя на месте педагога, опишите, как действовали бы Вы? Обоснуйте Ваши действия. Если у Вас возникнет несколько вариантов решения, то приведите их.

Итак, Вы – педагог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: