Что нужно для того, чтобы освоить технику Я-высказывания?

С данной техникой нас знакомят авторы С.В.Кривцова и Е.А.Мухаматулина.

Чтобы освоить технику Я-высказывания, важно научиться очень хорошо осознавать происходящее с Вами прямо сейчас, в настоящий момент Вашей жизни. Эта задача не проста. Очень часто мы тратим силы и время не на осознавание себя в текущей ситуации, а на анализ наших прошлых поступков и мыслей или на мечты о будущем. В то же время прошлого уже нет, будущее еще не наступило, есть только настоящее и Вы в нем.

Можно выделить три различных типа сознавания.

Осознание мыслей - это размышления, анализ, интрепретации, мнения, суждения и все то, чем набита наша голова.

Чувственное сознавание - это фиксация любой информации, поступающей к нам извне через органы чувств — обоняние, осязание, зрение, слух, вкус.

Телесное сознавание — это внимание ко всем внутренним ощущениям, идущим от наших мышц, сухожилий, внутренних органов и пр. Потренируемся в этом. Выполните следующее упражнение:

“Чувственное сознавание”

Для выполнения этого упражнения требуется время, хорошо, если кто-то будет зачитывать Вам предлагаемый ниже текст.

Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле Вашего зрения. Какова ее форма, размер, фактура какого она цвета как она освещена как лежат на ней тени…

Старайтесь не думать ни о чем, сосредоточившись только на чувствах и ощущениях. Не давайте себе увязнуть в рассуждениях и интерпретациях увиденных Вами фактов. Если Вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи: “Вот это лампа, она стоит на столе, на столе грязно, надо бы убрать...”, то Вы на ложном пути. В самом по себе назывании вещей и анализе ситуации нет ничего плохого, но все это снова возвращает Вас к Вашим мыслям и рассуждениям. От Вас же требуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий их названий. Теперь закройте глаза. Что Вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от внешних наблюдений, прислушайтесь... Что Вы слышите? Может быть, раньше Вы не слышали их, а теперь осознали, что они есть? А теперь, продолжая сидеть, сосредоточьтесь на обонянии. Какой запах Вы ощущаете? Запах воздуха... Поднесите к лицу Вашу руку... Знаком ли Вам этот запах? Ощущали ли Вы его раньше?

Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек чего-нибудь вкусного. Почувствовали ли Вы сначала запах, потом вкус? Сосредоточьтесь на вкусовых ощущениях. Обратите внимание, какой вкус остается у Вас после того, как Вы проглотили последнюю крошку.

Еще некоторое время посидите неподвижно. Теперь откройте глаза. Проанализируйте свои ощущения. Что Вам было сделать легко, что — труднее? Что вызывало у Вас раздражение? Какие чувства отсутствуют у Вас, по Вашему мнению? Только когда Вы научитесь сосредотачиваться, на своих ощущениях и чувствах осознавать и называть их, Вы сможете грамотно и без напряжения построить Я-высказывания в самых разных ситуациях.

Я-высказывание включает в себя не только называние чувств, но и указание нате условия и причины, которые вызвали их. Схема “Я-высказывания”, таким образом, такова:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

Когда я вижу, что ты... И когда это происходит... И когда я сталкиваюсь с тем, что...

2. Точное называние своего чувства в этой ситуации:

и Я чувствую...(раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.). и Я не знаю, как реагировать... и у меня возникает проблема...

3. Называние причин:

И потому что... И в связи с тем, что...

По этой схеме попробуйте сформулировать Я-высказывание в такой ситуации:

Вы — немолодой учитель, получивший традиционное воспитание. Вам не очень нравятся нравы нынешнего поколения учителей, их взаимоотношения с учениками и друг с другом. В свою очередь, и молодые учителя не очень-то уважительно относятся к Вам. Вам хотелось бы выразить им свои чувства по этому поводу.

Вы уже умеете отражать эмоциональное состояние своих учеников, не боитесь показать, что Вы уважаете их, научились выражать им себя: свои состояния, опасения и чувства. Теперь пришло время для более сложных навыков — навыков отражения глубинных переживаний и мотивов конкретных подростков.

Поэтому навыки, которым Вы научились, будут увидены Вами теперь как бы “в новом измерении”.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: