Подростки (12-14 лет)

Физический рост и развитие:

· девочки обычно выше мальчиков;

· половое созре­вание;

· быстрый рост мускулатуры;

· завершение роста скелета;

· мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;

· различия среди детей усиливают­ся, так как неко­торые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.

Характерные особенности:

· дети испытывают внутреннее беспокойство;

· антагонизм между мальчиками и девоч­ками, дразнят друг друга;

· мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;

· дисциплина может страдать из-за «груп­пового» авторитета;

· стремятся к соревновательности;

· подчиняют свои интересы мнению ко­манды;

· сопротивляются критике;

· появляется интерес к заработку;

· возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;

· отчуждение от взрослых;

· стремление утвердить свою самостоя­тельность;

· остро ощущаемая потребность в актив­ности;

· горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие;

· формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, моральные требования и оценки;

· развивается самооценка, самосозна­ние, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых.

Для ребят этого возраста отрядный вожатый – старший друг.

Подросток в значительной мере утрачива­ет прежние способы самоутверждения (как «ре­бенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь как мальчик или как девочка. Происходит пере­оценка себя и окружающих, в прежние поня­тия вкладывается новый смысл, изменяется ви­дение привычных предметов и явлений. Вожа­тый должен помнить как о неизбежности по­вышения критичности по отношению к нему, его высказываниям и распоряжениям, советам, так и возможности стать объектом первой влюбленности. Будьте внимательны и коррек­тны, предлагайте вашим детям игры, тренин­ги, тесты с целью больше узнать о себе и своих товарищах, определиться в нормах оценки, восприятия, поведения. Необходимо помнить, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, то есть он стремится занять достойное место в сре­де сверстников, играть в ней роль, ими одобряемую. Вожатый может помочь найти свое место в коллективе (ставить в позицию ответственного, менять роли, оценивать результативность с позиции закрепления настоящей или будущей успешности и т. п.).

Старшие подростки больше считаются с мнением коллектива, поэтому отрядные вожатые и специалисты, работающие с детьми этого возраста, должны воздейство­вать на них не прямо, жестко указывая на их недостатки, а через отряд, через лидерскую группу. Замечания в фор­ме пожеланий воспринимаются с большим пониманием и доверием.

Обратите внимание на «общественное мнение» вашего отряда, в дальнейшем оно будет определять достаточно много как в жиз­ни коллектива, так и в процессе индивидуального развития каждого ребенка. Подростки стре­мятся занять определенное положение в кол­лективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и, стремятся их достигнуть (хотя это не всегда со­ответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность - быть не толь­ко на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Вместе с тем подростки еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе.

Не избегайте разговоров с каждым ребенком о его планах, взглядах на жизнь, отношении к различным явлениям и объектам. Пытайтесь понять, какие ориентиры закладываются в основу самооценки, восприятия и отношений. При необходимости воспользуйтесь специ­альными диагностическими методиками и коррекционными играми.

Подростковый возраст - это время пересмотра существующей в обществе системы норм и ценностей. В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с моральными требованиями взрослых, (основа формирующейся субкультуры)

Старайтесь не противопоставлять формиру­ющейся субкультуре привнесенные из мира взрослых нормы и традиции, прежде всего, вник­ните в суть данной субкультуры, в ее проявления и требования. Сделать это возможно лишь посредством длительного, тесного контакта с детьми.

Одним из важных отрядных ежедневных мероприятий является под­ведение итогов, которое в лагере получило название «Ве­черняя свечка» или «Вечернего огонька». Подготовленные вожатые используют в процессе проведения этого мероприятия элементы тре­нинга, что способствует развитию у ребят самосознания, стремления анализировать свои поступки и желания, по­знать себя. Популярностью пользуются тематические ве­чера как в корпусе, так и за территорией - встреча рас­света, солнца, вечер у костра, песни под гитару у костра. Такого рода мероприятия сближают детей, сплачивают временный коллектив. Работа отрядного вожатого направ­лена на то, чтобы детский коллектив стал своего рода семьей, в которой каждый бы чувствовал себя защищено, был уверен в том, что вожатый всегда придет к нему на помощь.

Не избегайте дискуссий и диспутов, круглых столов. Предлагайте детям поразмышлять и обсудить самые животрепещу­щие темы. Учите их культуре спора, аргументи­рованию и доказательству собственной точки зрения, дискуссии.

Для мальчиков - это период переживаний, особенно, когда девочки начинают проявлять интерес к старшим мальчикам. Вот и появился еще один объект для разногласий и конфликтов. Старайтесь «реабилитировать» мальчиков в гла­зах девочек: придумывайте для них работу, ко­торую только они и никто другой сделать не смо­гут (именно так и объясните девочкам, попроси­те поддержать мальчишек), включайте в план работы игры и КТД, в которых они смогут про­явить себя.

Включите в план работы деловые игры, позволяющие от­работать тот или иной навык. Закрепляйте и развивайте уже приобретенные навыки (напри­мер, планирование собственной деятельности, определение цели и задач предстоящей деятель­ности). Учитывая наличие в этом возрасте в той или иной степени выраженной рефлексии, сосре­доточьте внимание на анализе и самооценке сде­ланного, сопоставлении цели и результата, оцен­ке адекватности и действенности избранных средств. Выстройте систему работы лидеров (научите детей управлять собой и другими).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: