Физический рост и развитие:
· девочки обычно выше мальчиков;
· половое созревание;
· быстрый рост мускулатуры;
· завершение роста скелета;
· мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;
· различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.
Характерные особенности:
· дети испытывают внутреннее беспокойство;
· антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
· мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;
· дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;
· стремятся к соревновательности;
· подчиняют свои интересы мнению команды;
· сопротивляются критике;
· появляется интерес к заработку;
· возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;
· отчуждение от взрослых;
· стремление утвердить свою самостоятельность;
· остро ощущаемая потребность в активности;
· горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие;
|
|
· формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, моральные требования и оценки;
· развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых.
Для ребят этого возраста отрядный вожатый – старший друг.
Подросток в значительной мере утрачивает прежние способы самоутверждения (как «ребенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь как мальчик или как девочка. Происходит переоценка себя и окружающих, в прежние понятия вкладывается новый смысл, изменяется видение привычных предметов и явлений. Вожатый должен помнить как о неизбежности повышения критичности по отношению к нему, его высказываниям и распоряжениям, советам, так и возможности стать объектом первой влюбленности. Будьте внимательны и корректны, предлагайте вашим детям игры, тренинги, тесты с целью больше узнать о себе и своих товарищах, определиться в нормах оценки, восприятия, поведения. Необходимо помнить, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, то есть он стремится занять достойное место в среде сверстников, играть в ней роль, ими одобряемую. Вожатый может помочь найти свое место в коллективе (ставить в позицию ответственного, менять роли, оценивать результативность с позиции закрепления настоящей или будущей успешности и т. п.).
Старшие подростки больше считаются с мнением коллектива, поэтому отрядные вожатые и специалисты, работающие с детьми этого возраста, должны воздействовать на них не прямо, жестко указывая на их недостатки, а через отряд, через лидерскую группу. Замечания в форме пожеланий воспринимаются с большим пониманием и доверием.
|
|
Обратите внимание на «общественное мнение» вашего отряда, в дальнейшем оно будет определять достаточно много как в жизни коллектива, так и в процессе индивидуального развития каждого ребенка. Подростки стремятся занять определенное положение в коллективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и, стремятся их достигнуть (хотя это не всегда соответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность - быть не только на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Вместе с тем подростки еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе.
Не избегайте разговоров с каждым ребенком о его планах, взглядах на жизнь, отношении к различным явлениям и объектам. Пытайтесь понять, какие ориентиры закладываются в основу самооценки, восприятия и отношений. При необходимости воспользуйтесь специальными диагностическими методиками и коррекционными играми.
Подростковый возраст - это время пересмотра существующей в обществе системы норм и ценностей. В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с моральными требованиями взрослых, (основа формирующейся субкультуры)
Старайтесь не противопоставлять формирующейся субкультуре привнесенные из мира взрослых нормы и традиции, прежде всего, вникните в суть данной субкультуры, в ее проявления и требования. Сделать это возможно лишь посредством длительного, тесного контакта с детьми.
Одним из важных отрядных ежедневных мероприятий является подведение итогов, которое в лагере получило название «Вечерняя свечка» или «Вечернего огонька». Подготовленные вожатые используют в процессе проведения этого мероприятия элементы тренинга, что способствует развитию у ребят самосознания, стремления анализировать свои поступки и желания, познать себя. Популярностью пользуются тематические вечера как в корпусе, так и за территорией - встреча рассвета, солнца, вечер у костра, песни под гитару у костра. Такого рода мероприятия сближают детей, сплачивают временный коллектив. Работа отрядного вожатого направлена на то, чтобы детский коллектив стал своего рода семьей, в которой каждый бы чувствовал себя защищено, был уверен в том, что вожатый всегда придет к нему на помощь.
Не избегайте дискуссий и диспутов, круглых столов. Предлагайте детям поразмышлять и обсудить самые животрепещущие темы. Учите их культуре спора, аргументированию и доказательству собственной точки зрения, дискуссии.
Для мальчиков - это период переживаний, особенно, когда девочки начинают проявлять интерес к старшим мальчикам. Вот и появился еще один объект для разногласий и конфликтов. Старайтесь «реабилитировать» мальчиков в глазах девочек: придумывайте для них работу, которую только они и никто другой сделать не смогут (именно так и объясните девочкам, попросите поддержать мальчишек), включайте в план работы игры и КТД, в которых они смогут проявить себя.
Включите в план работы деловые игры, позволяющие отработать тот или иной навык. Закрепляйте и развивайте уже приобретенные навыки (например, планирование собственной деятельности, определение цели и задач предстоящей деятельности). Учитывая наличие в этом возрасте в той или иной степени выраженной рефлексии, сосредоточьте внимание на анализе и самооценке сделанного, сопоставлении цели и результата, оценке адекватности и действенности избранных средств. Выстройте систему работы лидеров (научите детей управлять собой и другими).