Физический рост и развитие:
· рост девочек опережает рост мальчиков;
· начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);
· учащается сердцебиение;
· чаще появляется головная боль;
· ускоряется развитие скелета, рук, ног;
· активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.
Характерные особенности:
· стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;
· энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
· часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
· стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры;
· шумны, спорят, влюбчивы;
· боятся поражения, чувствительны к критике;
· интересы постоянно меняются;
· мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;
· укрепляется волевая сфера;
· бурно проявляют эмоции;
· повышенное стремление к спорам, неуступчивость
· в контакт вступают легко, но склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;
|
|
· стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;
· увлекаются коллективной деятельностью;
· выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;
· не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;
· неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.
Дети этого возраста обычно активны, жизнерадостны, заинтересованно относятся к той роли, которая им выпадает в отряде, охотно поддерживают товарищеские отношения, помогают друг другу в выполнении поручений, ценят в товарищах силу, ловкость, верность дружбе. Психологи отмечают у них интерес к окружающему миру, любознательность, увлечение спортом.
Ребята любят разучивать песни, особенно у костра, танцы. С большой охотой участвуют в подготовке театрализованных праздников и постановках, с удовольствием выступают перед малышами.
Воспитательная работа должна в основе своей иметь большое количество разнообразных и конкретных дел. Обязательно необходимо предусмотреть ролевое распределение обязанностей: каждая роль должна быть четко продуманна и постоянно оцениваться. Не стоит злоупотреблять беседами и обсуждениями: в этом возрасте детям ближе комплексные игры, КТД.
Основной деятельностью могут стать временные или постоянные поручения, с одним только условием: как и роль, каждое поручение должно быть четко обозначено содержательно, и оцениваться должен не только результат выполнения поручения, но и сам процесс выполнения. Дайте своим подопечным проявить их возможности и способности - самостоятельно организовать какие-то простые дела, например, получить спортинвентарь у физрука, у завхоза - бумагу и краски с карандашами.
|
|
Продумайте любое дело на предмет эмоциональной насыщенности. Ищите приемы «разогрева» эмоций в завязке дела, руководства ими в момент кульминации и «успокоения» в заключительной части. Не стоит заканчивать дело на «высоком накале эмоций», так как неизбежно последует разрядка.
Вожатому необходимо учитывать свойство быстрой сменяемости интересов ребят этого возраста. Они быстро отвлекаются, если не привлечь чем-либо новым и ярким их внимание; быстро бросают начатое в случаях, когда цель предстоящей деятельности слишком отделена во времени, малопонятна, непривлекательна. Ребятам лучше всегда удаются дела короткие по объему, близкие и конкретные по результатам, если от замысла до завершения всем дело ясно и понятно.
Приучайте детей определять цель и планировать собственные действия. Средство – планирование и определение целей группой или коллективной деятельностью. В процессе целеполагания и планирования роль вожатого велика, но не уникальна. Научитесь следовать за предложениями детей, выводит коллективное обсуждение формулировок и этапов к ориентирам, которые вы считаете педагогически целесообразными, но дети при этом должны знать и верить, что полученные результаты (цель, план) – их достижение.
Отрядным вожатым, в чьем ведении дети среднего возраста, следует обращать внимание на развитие у них инициативности и самостоятельности, на воспитание организаторских способностей и ответственности за порученные дела, нравственности, пробуждать интерес к познанию.
Участие и внимание вожатого очень значимы, важны, необходимо интересоваться впечатлениями, настроением, результатами выполнения (в первую очередь тех заданий, которые сами давали).