Градации яркости

Обычно изображение, передаваемое по ТВ, является полутеневым. Это означает, что, кроме ярких и темных мест, соответствующих В макс и В мин, в изображении еще имеется много промежуточных градаций яркости, так называемых полутеней. Наличие большого количества этих полутеней делает изображение более художественным, живым и сочным и увеличивает разборчивость очертаний. Поэтому правильная передача градаций яркости является важным фактором в создании высококачественного ТВ изображения. Бывают случаи, когда нет необходимости в передаваемом изображении иметь полный набор градаций яркости, когда можно обойтись только двумя крайними значениями яркости: В макс и В мин. К таким случаям можно отнести, например, передачу надписей (черные буквы на светлом фоне), технических чертежей и пр. Но передачи из студии, передачи художественных фильмов и т. п. обязательно требуют хорошего воспроизведения полутеней.

Передача и воспроизведение большого числа градаций связаны с повышением требований к ТВ аппаратуре. Поэтому существенно выяснить предельное число различимых градаций, превышение которого приводит только к усложнению аппаратуры без улучшения качества изображения. Как и во многих других случаях, прибором, определяющим разумную границу максимального числа градаций яркости, является человеческий глаз.

Для того чтобы определить максимальное число градаций, надо найти тот порог, при котором человек замечает разницу в двух соседних значениях яркости. Представим себе два смежных светящихся поля (рис. 2.18.а). Перед этими полями находится группа зрителей. В начале опыта В 1= В 2. Затем при постоянной, например, яркости В 1 будем медленно изменять яркость В 2. Зрители независимо друг от друга, не сговариваясь, должны сообщить момент, когда каждый из них заметил, что В 2 стала отличаться от В 1.

Таким образом, определяется минимальная величина, при которой зритель замечает разницу в этих двух яркостях (здесь D Вn – индивидуальные показания зрителей, а n – число зрителей).

Подобные опыты проводились неоднократно, и они установили с очевидностью следующий для практики факт: минимальная величина приращения яркости D В зависит от величины начальной яркости В 1. Чем больше В 1, тем больше оказывается D В = ç В 2В 1ê. Поясним это обстоятельство примером. ТВ экран имеет яркость 40 кд /м2 (на белом). Для того чтобы было хотя бы чуть-чуть заметно увеличение (или уменьшение) этой яркости, ее нужно будет изменить на 0,8кд/м2, т. е. яркость в 40,8 кд/м2 или 39,2 кд/м2 будет на глаз едва заметно отличаться от яркости в 40 кд/м2. Яркость лампы накаливания составляет 5×106 кд /м2. Изменение этой яркости на 0,8 кд/м2 никак не будет заметно на глаз. Чтобы получить ощущение хотя бы небольшого изменения яркости, в этом случае D В должно составлять 2,5×105 кд /м2.

           
   
   
 
 
Рис. 2.6.4. Контрастная чувствительность глаза: а) два соседних испытательных поля разной яркости; б) график зависимости контрастной чувствительности от яркости
 


Экспериментами установлен следующий закон (закон Фехнера):

В / В = δ ≈ const, (2.21)

где D В – приращение яркости, едва заметное на глаз; В – начальная яркость; d - контрастная чувствительность глаза.

Контрастная чувствительность глаза мало меняется в широком диапазоне яркостей. На рис. 2.18,б представлен график зависимости контрастной чувствительности глаза от яркости наблюдаемого источника. Для яркостей, наблюдающихся на экране телевизора (примерно от 40 до 1 кд/м2), - контрастная чувствительность меняется от 0,05 до 0,02, т. е. в среднем dср»0,03.

       
 
   
Рис. 2.19. К определению числа градаций яркости
 


Чтобы подсчитать максимальное число различимых градаций яркости на экране кинескопа, представим себе изображение в виде полос с постепенно увеличивающейся яркостью (рис. 2.19), причем яркость каждой полосы отличается от соседней на минимальную величину D В, определяемую контрастной чувствительностью глаза d.

Будем считать контрастность изображения b = В макс / В мин заданной. Яркость первой полосы В 1 = В мин, второй полосы В 2 = В 1 + D В 1 = В 1+d В 1= В 1(1+d),

третьей полосы В 3 = В 2 + D В 2 = В 2 + d В 2 = В 2(1 + d) = В 1(1 + d)2,

m-й полосы В m = В m(1 + d)m-1.

Имея в виду, что В 1 = В мин, а В m = В макс, то получим: β= В макс мин=(1+δ)m-1,

откуда:

При d<<1 (в нашем случае d =0,02¸0,05) ln(1+d)» d. Кроме того, используя связь между натуральным и десятичным логарифмом lnx = 2,31gx, получим:

. (2.22)

Максимальное число градаций яркости m, различимых глазом, оказывается прямо пропорционально логарифму контрастности b и обратно пропорциональным контрастной чувствительности d.

Приняв для телевидения b = 10 ¸ 40, а d = 0,03. Получаем

т. е. в среднем около 100.

Мы до сих пор рассуждали о минимально заметном приращении яркости. При любом изменении яркости соответствующее изменение ощущения в сознании человека определяется хорошо подтверждаемым экспериментами законом Вебера – Фехнера. Подходя в определенной степени формально, запишем закон Фехнера [выражение (2.23)] в виде бесконечно малых приращений: (2.23)

где dS – бесконечно малое приращение ощущения. Проинтегрируем правую и левую части выражения (2.6.12.):

т. е. (2.24)

где В 0 – начальное значение яркости; В – значение яркости после ее изменение; S0 – первоначальное ощущение; S – ощущение после изменения яркости.

Формула (2.24) и называется законом Вебера – Фехнера. Согласно этому закону ощущение пропорциональности логарифму яркости.

График зависимости S = ¦(B), построенный на основании формулы (2.24), представлен на рис. (2.20)

Рис. 2.20. График ощущения яркости (закон Вебера – Фехнера)


Этот график, хорошо согласующийся с практикой, показывает, что между яркостью и вызываемом в зрительном аппарате человека ощущением нет прямой пропорциональности. По мере увеличения яркости ощущение растет все медленнее и медленнее. Это замечательное свойство зрения играет большую роль в повседневной жизни человека. Поясним это обстоятельство примером. Яркость, слабо различимая человеческим глазом, составляет примерно В мин» 0,01 кд /м2. Слепящая яркость, которую еще можно с трудом терпеть (нить лампы накаливания), В макс=107кд/м2. Таким образом, полный динамический диапазон видимых яркостей составит В макс/ В мин=107/10-1=108. Было бы немыслимо такой диапазон яркостей (сто миллионов раз) уложить в сознании человека в случае прямой пропорциональности между ощущением и соответствующей ему яркостью. Особенность зрения, подчиняющаяся логарифмическому закону Вебера – Фехнера, как бы сжимает этот гигантский диапазон в сознании человека. По формуле (2.24) ощущение меняется только в 18 раз: ln107/10-1 = 18,4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: