Технология разработки и принятия управленческих решений

В общем случае управленческое решение – творческий акт субъектов управления, определяющий программу действий по эффективному разрешению проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемых систем и анализа информации по её состоянию.

Под решением понимается:

*Элементы множества возможных альтернатив;

*Нормативные документы, регламентирующие деятельность системы управления;

*Устное или письменное распоряжение о необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса и т.д.

Под принятием решения может пониматься:

*Процесс, предполагающий временной интервал, в течение которого решение разрабатывается; *Акт выбора; *Продукт выбора, волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив с определением целей и мотивов поведения ЛПР.

Понятие управленческого решения также трактуется неоднозначно и формулируется чаще всего как:

*Продукт управленческого труда; *Выбор определённого курса действий из возможных вариантов; *Выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов её достижения; *Выбор способа действий, гарантирующего положительный исход.

Управленческое решение включает ряд аспектов:

*Организационный;*Психологический;*Социальный;*Информационный;*Экономический.

Функции управленческих решений:

*Направляющая;*Координирующая;*Мотивирующая.

Выработка управленческого решения связана с ответом на следующие вопросы:

1. что делать? (количественно и качественно); 2. с какими затратами? (ресурсы); 3. как делать? (технология); 4. кому делать? (исполнители); 5. когда делать? (сроки); 6. для кого? (потребители); 7. где делать? (место); 8. что это дает? (экономический, социальный, экологический и другие виды эффекта).

Процесс принятия управленческого решения включает в себя следующие этапы:

1.Предварительный этап (-выявление проблемной ситуации; - целеполагание (предварительная постановка целей);- сбор необходимой информации;- анализ информации)

2.Процесс выработки решения (- определение исходных параметров и ограничений по исследуемой проблеме;- уточнение целей;- обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;- разработка альтернативных вариантов решения проблемы;- выбор метода решения;- экономическое обоснование выбранного варианта)

3.Реализация решения (- согласование решения с органами управления и исполнителями;- окончательное оформление и утверждения решения;- организация выполнения решения;- контроль выполнения решения;- стимулирование качества выполнения решения, сроков, экономия ресурсов;- установление обратной связи между принимающим решением и исполнителем. При необходимости корректировка целей, задач, сроков и т.д.)

Все методы принятия управленческих решений можно подразделить на:

1)Неформальные (эвристические) – сов-ть логических приемов и методик выбора оптимального решения путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта;

2)Коллективные;

3)Количественные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: