В общем случае управленческое решение – творческий акт субъектов управления, определяющий программу действий по эффективному разрешению проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемых систем и анализа информации по её состоянию.
Под решением понимается:
*Элементы множества возможных альтернатив;
*Нормативные документы, регламентирующие деятельность системы управления;
*Устное или письменное распоряжение о необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса и т.д.
Под принятием решения может пониматься:
*Процесс, предполагающий временной интервал, в течение которого решение разрабатывается; *Акт выбора; *Продукт выбора, волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив с определением целей и мотивов поведения ЛПР.
Понятие управленческого решения также трактуется неоднозначно и формулируется чаще всего как:
*Продукт управленческого труда; *Выбор определённого курса действий из возможных вариантов; *Выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов её достижения; *Выбор способа действий, гарантирующего положительный исход.
|
|
Управленческое решение включает ряд аспектов:
*Организационный;*Психологический;*Социальный;*Информационный;*Экономический.
Функции управленческих решений:
*Направляющая;*Координирующая;*Мотивирующая.
Выработка управленческого решения связана с ответом на следующие вопросы:
1. что делать? (количественно и качественно); 2. с какими затратами? (ресурсы); 3. как делать? (технология); 4. кому делать? (исполнители); 5. когда делать? (сроки); 6. для кого? (потребители); 7. где делать? (место); 8. что это дает? (экономический, социальный, экологический и другие виды эффекта).
Процесс принятия управленческого решения включает в себя следующие этапы:
1.Предварительный этап (-выявление проблемной ситуации; - целеполагание (предварительная постановка целей);- сбор необходимой информации;- анализ информации)
2.Процесс выработки решения (- определение исходных параметров и ограничений по исследуемой проблеме;- уточнение целей;- обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;- разработка альтернативных вариантов решения проблемы;- выбор метода решения;- экономическое обоснование выбранного варианта)
3.Реализация решения (- согласование решения с органами управления и исполнителями;- окончательное оформление и утверждения решения;- организация выполнения решения;- контроль выполнения решения;- стимулирование качества выполнения решения, сроков, экономия ресурсов;- установление обратной связи между принимающим решением и исполнителем. При необходимости корректировка целей, задач, сроков и т.д.)
Все методы принятия управленческих решений можно подразделить на:
1)Неформальные (эвристические) – сов-ть логических приемов и методик выбора оптимального решения путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта;
2)Коллективные;
3)Количественные.