Научные подходы в системе производственного менеджмента

Производственный менеджмент это целенаправленное воздействие на все сферы деятельности предприятия, отдельных работников и коллективы, направленное на эффективное использование его ресурсов для достижения заранее намеченных результатов; это составная часть общей системы управления народных хозяйством.

Известно 13 научных подходов к менеджменту:

1 Системный. При системном подходе любая система (объект) предприятия рассматривается как открытая система взаимосвязанных элементов, имеющих вход (ресурсы, проблема), выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность (единство).

2 Комплексный. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экономические, экологические, организационные, социальные, психологические, политические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

3 Интеграционный нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:

-Отдельными подсистемами,

-Стадиями жизненного цикла объекта,

-Уровнями управления по вертикали,

-Субъектами управления по горизонтали.

Интеграция – это углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, а также углубление взаимодействия и взаимосвязи между компонентами системы управления.

4 Маркетинговый предполагает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга:

-Повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителя,

-Экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества,

-Экономия в производстве за счет факторов масштаба производства, НТП, применения системы менеджмента.

5 Функциональный заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые необходимо выполнить для её удовлетворения. После установления функций создается несколько альтернативных объектов для их выполнения и выбирается тот из них, который требует минимальных совокупных затрат.

6 Динамический. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчинённости. Проводится ретроспективный анализ за последние 5-10 лет и более, и перспективный анализ (прогноз).

7 Воспроизводственный. Ориентирован на постоянное возобновление производства продукции для удовлетворения потребителей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке по совокупным затратам.

8 Процессный. Рассматривает функции управления (планирование, организацию, контроль и мотивацию) как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

9 Нормативный. Заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы устанавливаются по основным элементам для каждой подсистемы:

- Для целевой – это: показатели качества, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны ОПС и т.п.

-Для функциональной: нормативы качества планов, качества учёта и контроля, стимулирования труда и т.п.

-Для обеспечивающей подсистемы: нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, связанной с выполнением поставленных перед ними целями и задачами, а также нормативы эффективности использования ресурсов.

10 Количественный (математический). Заключается в переходе от качественных оценок (их словесного описания) к количественным при помощи ЭМММ, статистических методов, инженерных расчётов, экспертных оценок и т.п.

11 Административный. Заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат (продолжительности элементов системы менеджмента) в нормативных актах(приказах, распоряжениях, указах, стандартах, инструкций, сертификатах и т.п.).

12 Поведенческий. Заключается в оказании помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой (от итал. firma – право подписи на деловом документе). Основной целью данного подхода является повышение эффективности работы фирмы за счёт повышения эффективности функционирования её человеческих ресурсов.

13 Ситуационный. Концентрируется на том, что возможность использования различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который наиболее всего соответствует данной ситуации и максимально адаптирован к ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: