Основные дидактические единицы.
Мышление как предмет изучения традиционной формальной логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Понятие правильного и неправильного рассуждения. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, обоснованность.
Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями. Виды основных законов мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Понятие формы мышления. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Язык как знаковая информационная система. Функции языка. Языки естественные и искусственные. Основные аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. Язык логики: логические переменные и логические постоянные, выражение их в естественном и искусственном языках.Роль логики в развитии культуры мышления.
Тема 2. Понятие как форма мышления.
Основные дидактические единицы.
Понятие как форма мышления. Свойства и признаки. Признаки предметов и их виды: существенные и несущественные, относительные и неотносительные. Логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Содержание и объем понятия. Элементы объема понятия: класс (род), подкласс (вид), элемент класса (индивид). Виды объема: пустой, единичный, общий. Содержание: конкретное, абстрактное.
|
|
Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Отношения между понятиями: совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями.
Логические операции между понятиями: обобщение, ограничение, деление, определение. Деление понятий. Структура деления: делимое понятие, члены деления и основание деления. Виды деления: логическое и аналитическое. Виды логического деления: по видоизменению признака, дихотомическое. Правила деления. Ошибки деления. Понятие классификации. Определение понятий. Виды определений: реальные и номинальные, явные и неявные. Определение через род и видовое отличие. Структура явного определения: определяемое и определяющее понятия (родовой признак и видовое отличие, необходимые и достаточные признаки). Правила явного определения и возможные ошибки.
Тема 3. Суждение как форма мышления.
Основные дидактические единицы
Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Виды суждений: простые и сложные. Истинность и ложность суждений.
|
|
Виды простых суждений: суждения свойства (атрибутивные), суждения с отношением (реляционные), суждения существования (экзистенциальные). Структура простых суждений: суждения свойства – кванторное слово (все, ни одно, некоторые), субъект (S), связка (есть, не есть), предикат (P); суждения с отношением – члены отношения (a, b …), само отношение (R); суждения существования – субъект (S) и предикат (P). Логическая форма простого суждения. Перевод грамматической формы суждения в логическую форму. Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.
Виды сложных суждений:соединительные (конъюнкция), разделительные (дизъюнкция) (строгая, нестрогая), условные – одностороннее условие (импликация) и двустороннее условие (эквиваленция). Структура сложного суждения.