Железнодорожные закругления

10.3.1. Виды и назначение железнодорожных кривых

Прямолинейные отрезки пути сопрягаются кривыми постоянного и переменного радиуса. Кривые постоянного радиуса называются круговыми, переменного – переходными. На железных дорогах используют круговые кривые с радиусами 200...4000 м и переходные кривые длиной 20...200 м.

При переходе состава с прямой на круговую кривую скачком появляется центробежная сила, вызывающая удар колес о наружный рельс. Для смягчения перехода круговую кривую сопрягают с прямой переходной кривой, радиус кривизны которой меняется от бесконечности до радиуса кривизны круговой кривой, чем обеспечивается постепенное нарастание центробежной силы и плавность движения состава. В качестве переходных кривых используют отрезки радиоидальной спирали – клотоиды.

На железных дорогах России практически все кривые составные, т.е. состоят из круговой и двух переходных кривых.

Для выравнивания давления колёс на рельсы в пределах переходной кривой устраивают возвышение наружного рельса по отношению к внутреннему (выполняют «отвод возвышения») на величину h, зависящую от скорости движения. На железных дорогах России применяют возвышение в пределах 150 мм, а уклон отвода возвышения 1‰, т.е. возвышение изменяется на 1 см на каждые 10 м длины переходной кривой.

На рис. 10.1 показан план пути в кривой, а на рис. 10.2 – профиль рельсов в железнодорожной кривой.

НПК НКК НКК – начало круговой кривой, l НПК – начало r = ¥ переходной кривой, КПК КПК – конец K переходной кривой, r = Rl – переходная кривая, К – круговая кривая Рис. 10.1
наружный рельс КПК K КПК l1 l2 ih h i НПК НПК внутренний рельс h – возвышение, i – уклон отвода возвышения Рис. 10.2

10.3.2. Расчет и разбивка круговых кривых

При подходе к вершине угла поворота работы по разбивке пикетажа прекращаются, производится расчет кривой и закрепление на местности ее главных точек – начала кривой НК, середины кривой СК, конца кривой КК. Для этого определяют элементы кривой: тангенс, кривую, домер и биссектрису (рис. 10.3).

Тангенс Т – это длина касательной от вершины угла до начала кривой или конца кривой. Кривая К – длина кривой от начала кривой до конца кривой. Домер Д – разность между длиной двух тангенсов и кривой. Биссектриса Б – расстояние от вершины угла до середины кривой.

Элементы кривой вычисляются как функции двух параметров: радиуса кривой R и угла поворота q:

Т = R× tg , Д = 2 Т – К, . (10.1)

Рис. 10.3 Рис. 10.4

Все элементы кривой являются линейными функциями радиуса, их вычисляют с помощью калькулятора или выбирают из специальных таблиц (Д.И. Власов, В.Н. Логинов «Таблицы для разбивки кривых на железных дорогах») с точностью 1 см.

Вычислив элементы кривой, вставляют кривую в пикетаж, т.е. вычисляют пикетажное положение главных точек кривой по формулам:

ПК НК = ПК ВУ – Т; ПК КК = ПК НК + К; ПК СК = ПК НК + 0,5К; (10.2)

контроль: ПК КК = ПК ВУ + Т - Д; ПК СК = ПК ВУ - 0,5Д. (10.3)

Точность пикетажных расчетов 1 см.

Пример: R = 300; ВУ ПК 13 + 52,05; Т = 81,00; К = 158,23; Д = 3,77;

По формулам (10.2) находим:

НК = 1352,05 – 81,00 = 1271,05 Þ ПК 12 + 71,05;

КК = 1271,05 + 158,23 = 1429,28 Þ ПК 14 + 29,28;

СК = 1271,05 + 79,12 = 1350,17 Þ ПК 13 + 50,17;

Контроль по формулам (10.3):

КК = 1352,05 + 81,00 – 3,77 = 1429,28 Þ ПК 14 + 29,28;

СК = 1352,05 – 1,88 = 1350,17 Þ ПК 13 + 50,17.

Для закрепления на местности главных точек кривой:

· от вершины угла в обе стороны по трассе откладывают значение Т и закрепляют кольями точки НК и КК;

· разделив теодолитом пополам внутренний угол, по направлению биссектрисы откладывают значение Б и закрепляют точку СК.

Главные точки кривой закрепляют как пикеты, на сторожках подписывают их пикетажное положение.

10.3.3. Перенос пикетов с тангенса на кривую, учет домера

при разбивке пикетажа

Если между НК и ВУ попадают пикеты, то при разбивке кривой их переносят с тангенса на кривую. Расчет элементов переноса выполняют в прямоугольной системе координат, начало которой помещают в точку НК, а ось Х совмещают с направлением тангенса Т (рис. 10.4). Прямоугольные координаты пикета определяют по формулам

x = R sin j,

y = R – R cos j, (10.4)

j = k/R, радиан,

где k – длина кривой от НК до пикета.

В приведенном выше примере между точками НК и ВУ попадает ПК 13, расстояние до которого от начала кривой k = ПК 13 – ПК НК = 28,95 м.

Установив на калькуляторе переключатель в положение RAD, по формулам (10.4) получим:

j = 28,95/300 = 0,0965; х = 28,91; у = 1,40.

Одновременно вычисляют «кривую без абсциссы» – отрезок (k – х)= 0,04 м.

Вместо калькулятора можно использовать указанные ранее таблицы.

Вычислив элементы переноса, от предварительно закрепленной на тангенсе точки ПК 13¢ в сторону точки НК откладывают отрезок (k – х), в полученной точке с помощью экера восстанавливают перпендикуляр к тангенсу, по направлению которого откладывают ординату у и закрепляют ПК 13 на кривой. Предварительно закрепленную на тангенсе точку ПК 13¢ убирают.

При продолжении разбивки пикетажа от вершины угла нужно учесть домер. Измерение линий ведут по касательным, т.е. по тангенсам, а счет расстояний ведут по кривой, которая короче двух тангенсов на величину домера. Вычислив элементы кривой, величину домера откладывают от вершины угла вперед и продолжают измерения от полученной точки (точка А на рис. 10.4), считая ее пикетажное положение таким же, как у вершины угла.

Если между точками ВУ и КК попадают пикеты, то их переносят на кривую тем же способом, рассчитывая элементы переноса по формулам (10.4). Начало прямоугольной системы координат помещают в точку КК.

В приведенном примере между ВУ и КК попадает ПК 14, для которого

k = ПК КК – ПК 14 = 29,28; j = 29,28/300 = 0,0976; х = 29,23; у = 1,43.

После этого продолжают разбивку пикетажа до следующей вершины угла поворота трассы.

10.3.4.Расчет и разбивка круговой кривой с двумя переходными

кривыми

В каждой точке переходной кривой выполняется условие r s = C,

где r– радиус переходной кривой в данной точке, s – длина переходной кривой от начала до данной точки, С – постоянная величина, называемая параметром переходной кривой.

В конце переходной кривой (рис.10.1) параметр С = Rl, где l – полная длина переходной кривой.

Вставка переходных кривых приводит к удлинению кривой, изменению положения точек начала, середины и конца кривой. Последовательность вставки переходных кривых показана на рис. 10.5:

· назначают длину переходной кривой l;

· круговую кривую с обеих сторон уменьшают на половину переходной кривой l/2;

· оставшуюся часть круговой кривой (K – l) сдвигают к центру кривизны на величину приращения биссектрисы Бр, называемую центральной сдвижкой;

· для сохранения величины радиуса круговой кривой центр ее сдвигают из точки О в точку О¢ на величину Бр; за счет этого тангенс увеличивается на величину Тр – приращение тангенса;

· с двух сторон вписывают по полной переходной кривой, за счет чего тангенс кривой еще удлиняется на величину m» l/ 2;

· вычисляют суммированные элементы кривой:

Тс = Т + Тр + m; Kс = K + l; Бс = Б + Бр;

Дс = 2 Тс – Кс = 2 T+ 2 Tр+ 2 m–K–l = ( 2 Т – К) + 2 Тр – 2 (l/ 2 – m) = Д + Др ,

где Др = 2 Тр 2 (l/ 2 – m)» 2 Tp 0,02;

· вычисляют пикетажное положение главных точек кривой:

ПК НК = ПК ВУ –Тс ; ПК КК = ПК НК+Кс; ПК СК = ПК НК+0,5Кс ;

контроль: ПК КК = ПК ВУ + Тс – Дс; ПК СК = ПК ВУ – 0,5Дс.

Величина р называется сдвижкой круговой кривой относительно линии тангенса. Элементы переходной кривой: Тр, m, Бр выбирают из тех же таблиц для разбивки кривых по длине переходной кривой l.

Рис.10.5

Разбивку составных кривых на местности производят аналогично разбивке круговой кривой, используя суммированные элементы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: