Ситуационное задание
В нашем финансово ориентированном обществе эффективность бизнеса измеряется величиной прибыли. Финансовый контроль за деятельностью фирмы является жизненно важным. Большинство затрат, связанных с деятельностью предприятия, регистрируются в отчетах и предоставляются руководству. Знание и анализ этих затрат оказывает большую помощь в успешном руководстве компании.
На большинстве предприятий, занимающихся производством и обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества составляют значительные суммы, которые в действительности не снижают величину прибыли, поэтому представляется логичным, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и представлены руководству подобно другим затратам. К сожалению, многие руководители не имеют возможности получать наглядную информацию об уровне затрат на качество просто потому, что в компании нет системы для их сбора и анализа, хотя регистрация и подсчет затрат на качество — не сложная, уже отработанная процедура. Определенные один раз, они обеспечат руководство дополнительным мощным инструментом управления.
|
|
Основные затраты на качество
Предположим, что высшее руководство компании уже определило свой рынок, то есть установлены и отражены с достаточной убедительностью комплексы требований по продукту или услуге различной градации (сорта) для потребителей различных уровней: требующих роскошь, среднего класса и бережливых.
Мы сейчас должны сконцентрироваться на затратах, связанных с обеспечением того, что качество товара или услуги реально будет соответствовать ожиданиям потребителя, то есть на затратах, связанных с выполнением этих ожиданий.
Вопросы для анализа ситуации:
1. Что такое затраты на качество и как они возникают?
2. Неизбежны ли затраты на качество?
3. Какова зависимость между затратами на качество и достижением качества?
4. Представляют ли затраты на качество существенную часть от оборота компании?
5. Какую пользу можно извлечь из анализа затрат на качество?
Вопросы для дискуссии:
1. Почему необходимо учитывать затраты на качество и каковы модификации этого понятия?
2. Рассказать о классификации затрат на обеспечение качеством.
3. Приведите структуру затрат и потерь, связанных с качеством. Нарисуйте схему.
4. Какую долю в затратах на обеспечение качества должны занимать расходы на дефекты и какова эта доля на российских предприятиях?
5. Рассказать о методике учета затрат на обеспечение качества.
6. Рассказать о методике затрат на повышение качества.
7. Рассказать о методике учета затрат на качество проекта.
|
|
8. Что такое «айсберг» возможных затрат на качество? Покажите основные элементы «надводной» и некоторые элементы «подводной» части айсберга.
Автодидактические задания:
Заполните Модель PAF (предупреждение-оценка-отказ).
Заполните блок-схему методологии управления экономикой качества
Заполните схему «Классификация затрат на качество»
Индивидуальные практические задания:
Задание 1
В таблице 1 представлены затраты на качество ОАО «Сапфир».
1. Сгруппируйте эти затраты по следующим категориям:
Р – затраты на предупредительные мероприятия;
A – затраты на контроль (оценку);
I – затраты, связанные с внутренними отказами (дефектами);
E – затраты, связанные с внешними отказами (дефектами).
2. Определите долю каждой группы затрат в общем их объеме.
3. Сделайте выводы, исходя из полученных результатов.
Таблица 1
Отчет по затратам на качество ОАО «Сапфир»
Виды затрат | Сумма, тыс. р. |
1. Заключительный контроль готовой продукции | 185 000 |
2. Материалы для контроля и испытаний | 17 000 |
3. Проверка и техническое обслуживание производственного оборудования, используемого для оценки качества продукции | 35 500 |
4. Исправление бракованной продукции | 44 500 |
5. Внутрипроизводственный контроль | 15 000 |
6. Повторные испытания и тестирования после ремонта | 11 000 |
7. Анализ причин отказов возвращенной потребителями продукции | 6 000 |
8. Планирование качества и управление процессами | 8 000 |
9. Образование персонала | 7 000 |
10. Ремонт по гарантийному обслуживанию | 17 000 |
11. Затраты на утилизацию некачественного материала | 45 000 |
12. Разработка мероприятий по качеству | 3 000 |
13. Стоимость гарантийного ремонта | 32 000 |
14. Административная работа с возвращенной потребителями продукцией | 13 500 |
15. Контроль системы менеджмента качества | 3 500 |
ИТОГО | 443 000 |
Ответы оформите в виде таблицы
Вид затрат | № затрат | Сумма затрат, тыс. р. | Доля затрат, % |
Всего затраты на качество |
Библиографический список
1. Аристов О. В. Управление качеством: учебник / О. В. Аристов. – М.: Инфра-М., 2010. – 240 с.
2. Герасимов Б.Н. Управление качеством. Практикум /Б. Н. Герасимов, Ю. В. Чуриков. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 208 с.
3. Горбашко Е.А. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
4. Мазур И. И., Шапиро В.Д. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Управление качеством». 3-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 350 с.
5. Овсянко Д. В. Управление качеством. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 204с.
6. Разумов В. А. Управление качеством: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 208 с.
7. Салимова Т.А. Управление качеством. – М.: изд-во «Омега-Л», 2009. –414 с.
8. Семенова Т. Г., Чернышова Л. И. Управление качеством: учеб. пособие. – Екатеринбург: УрГУПС, 2007. – 88 с.
9. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 253 с. [https://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=265551]
10. Управление качеством: учеб. пособие / В.Е. Магер. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 176 с. [https://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=229103]
11. Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Шестопал Н.Ю., Андреева Э.А Управление качеством: учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2011. – 331 с.
12. Bregman В., Klefsjo В. 1994. Quality from Customer Needs to Customer Satisfaction. McGrawl-Hill: Lund.
13. Gronroos C. 2006. Service Management and Marketing/ John Willey & Sons: Chichester.
Учебное издание
Качалов Дмитрий Владимирович