Построение «Дома качества» для процессов производства:
1. Выбрать какой-либо продукт (например, пассажирский вагон, локомотив, здание вокзала).
2. Выяснить и уточнить требования потребителей на основании проведения студентами в своих группах опроса и по результатам заполнить таблицу.
Список потребительских требований к ………
| № п/п | Потребительские требования |
3. Проранжировать потребительские требования по степени важности, заполнив соответствующую таблицу.
| № п/п | Потребительские требования | Рейтинг по 10-балльной шкале |
4. Разработайте инженерные характеристики продукта (взгляд с точки зрения инженера). Характеристики должны быть определенными и точными. Внесите данные в таблицу.
Список инженерных характеристик ……….
| № п/п | Инженерные характеристики |
5. Следующим этапом необходимо проделать работу по вычислению зависимостей потребительских требований и инженерных характеристик. Для успешной разработки изделия потребительские предпочтения необходимо перевести в инженерные характеристики. Для этого строится следующая матрица (внимание!! Схема содержит примерные данные для общей наглядности):
| Инженерные характеристики | |||||||||||||
| № п/п | Потребительские требования | Рейтинг По 10 бальной шкале | |||||||||||
| ● | ▲ | ● | |||||||||||
| ○ | ▲ | ● | |||||||||||
| ● | |||||||||||||
| ○ | ▲ | ||||||||||||
| ● | |||||||||||||
| ● | |||||||||||||
● – тесная связь – 9 баллов, ○- средняя связь – 3 балла, ▲- слабая связь –1 балл.
6. Постройте крышу дома качества, представляющую собой корреляционную матрицу, заполненную символами, которые указывают на положительную или отрицательную связь между соответствующими техническими характеристиками продукта с позиции интересов потребителя. С помощью этой матрицы можно наглядно продемонстрировать соотношение между основными показателями качества, стоимости и времени. Пример ниже, создайте свою матрицу.
![]() |
| № п/п | Потребительские требования | Рейтинг По 10- балльной шкале | ||||||
| ● | ▲ | ● | ||||||
| ○ | ▲ | ● | ||||||
| ● | ||||||||
| ○ | ▲ | |||||||
| ● | ||||||||
| ● | ||||||||
7. Определите весовые значения инженерных характеристик с учетом рейтинга потребительских требований, а также зависимости между потребительскими требованиями и инженерными характеристиками, умножив относительный вес потребительских требований (рейтинг) на числовой показатель связи между потребительскими требованиями и инженерными характеристиками. Суммируя результаты по всей графе соответствующей инженерной характеристики, получаем значение цели. Пример ниже.
| Инженерные характеристики | ||||||||
| № п/п | Потребительские требования | Рейтинг По 10- балльной шкале | ||||||
| ● | ▲ | ● | ||||||
| ○ | ▲ | ● | ||||||
| ● | ||||||||
| ○ | ▲ | |||||||
| ● | ||||||||
| ● | ||||||||
| Значение цели |
8. Произведите учет технических ограничений по 5-балльной шкале экспертным методом.
| Инженерные характеристики | ||||||||
| № п/п | Потребительские требования | Рейтинг По 10- балльной шкале | ||||||
| ● | ▲ | ● | ||||||
| ○ | ▲ | ● | ||||||
| ● | ||||||||
| ○ | ▲ | |||||||
| ● | ||||||||
| ● | ||||||||
| Значение цели | ||||||||
| Техническая реализуемость (оценка по 5 бальной шкале) |
9. Следующим этапом идет учет влияния конкурентов. Чтобы наглядно представить положение дел с конкурентами, используют специальную диаграмму.

| Инженерные характеристики | ||||||||
| № п/п | Потребительские требования | Рейтинг По 10- балльной шкале | 6
| |||||
| ● | ▲ | ● |
| |||||
| ○ | ▲ | ● | ||||||
| ● |
| |||||||
| ○ | ▲ |
| ||||||
| ● | ||||||||
| ● |
| |||||||
| ||||||||
| Значение цели | ||||||||
| Техническая реализуемость (оценка по 5 бальной шкале) |
|
Прокомментируйте рисунок.

Библиографический список
1. Аристов О. В. Управление качеством: учебник / О. В. Аристов. – М.: Инфра-М., 2010. – 240 с.
2. Герасимов Б.Н. Управление качеством. Практикум /Б. Н. Герасимов, Ю. В. Чуриков. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 208 с.
3. Горбашко Е.А. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
4. Мазур И. И., Шапиро В.Д. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Управление качеством». 3-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 350 с.
5. Овсянко Д. В. Управление качеством. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 204с.
6. Разумов В. А. Управление качеством: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 208 с.
7. Салимова Т.А. Управление качеством. – М.: изд-во «Омега-Л», 2009. –414 с.
8. Семенова Т. Г., Чернышова Л. И. Управление качеством: учеб. пособие. – Екатеринбург: УрГУПС, 2007. – 88 с.
9. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 253 с. [https://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=265551]
10. Управление качеством: учеб. пособие / В.Е. Магер. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 176 с. [https://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=229103]
11. Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Шестопал Н.Ю., Андреева Э.А Управление качеством: учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2011. – 331 с.
12. Bregman В., Klefsjo В. 1994. Quality from Customer Needs to Customer Satisfaction. McGrawl-Hill: Lund.
13. Gronroos C. 2006. Service Management and Marketing/ John Willey & Sons: Chichester.

6






