Глава I. Ощущения и восприятие

Цель занятия: Ознакомить с определениями и основные свойствами ощущения и восприятие.

Студент должен знать:

1. Определения ощущения и восприятия.

2. Виды ощущений и классификацию ощущений. Свойства ощущений.

3. Измерение и изменение ощущений.

4. Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.

5. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.

Студент должен уметь:

1. Определять ведущую сенсорную систему человека с помощью специальных методик.

Темы проектов, рефератов:

1. Происхождение ощущений.

2. Подходы к изучению ощущений и восприятия.

3. Физиологические основы формирования ощущений и восприятия.

4. Отличие восприятие от ощущений.

5. Формирование и развитие ощущений и восприятия у детей.

6. Роль ощущений в жизни человека.

7. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.

8. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. М.: ГЭОТАР – Медия, 2010

2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М.-2008г.

3. Психология. (Лекции для студентов медицинских вузов), Творогова Н. Д.- Москва ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002 г.

Дополнительная литература:

1. Клиническая психология/Под ред.Б. Д. Карвасарского. Питер, 2002.

2. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л.- СПб., 1998 г.

3. Основы психологии. Практикум, Столяренко Л. Д.- Ростов –на-Дону, 2006 г.

4. Психосоматическая медицина, Ф. Александер. – М., 2000 г.

5. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002.

6. Психология в медицине, Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А.- М.: Кафедра –М, 1998 г.

7. Шиффман Х. Р. Ощущение восприятие. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

8. Практикум по общей, эксперементальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. Крылов А. А., Маничев С. А.- СПб.: Питер, 2000 г.

Исходный контроль уровня знаний:

1. Что вы понимаете под терминами «ощущение» и «восприятие»?

2. Чем отличается процесс ощущения от процесса восприятия?

3. Как вы считаете, какова роль этих психологических процессов в жизни человека?

4. В следствии каких факторов могут нарушиться эти психические процессы?

Основные вопросы темы:

1. Определение ощущения и восприятия.

2. Происхождение ощущений.

3. Виды ощущений и классификацию ощущений.

4. Свойства ощущений

5. Измерение и изменение ощущений.

6. Отличие восприятие от ощущений.

7. Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.

8. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.

9. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте определение ощущений и укажите, какие компоненты нервной системы принимают участие в сенсорном информационном пространстве?

2. Перечислите основные характеристики ощущений?

3. Какие главные характеристики отличают восприятие от ощущений?

4. Каким образом изучение различных иллюзий определяет понимание механизмов восприятие?

5. Каким образом производится человеком обработка зрительной информации и каковы механизмы возникновений зрительных агнозий?

6. Каким образом звуковые стимулы переводятся в сенсорные сигналы и каковы механизмы возникновения слуховых агнозий?

7. Что такое кожно-кинестетическая чувствительность и каковы механизмы тактильных агнозий?

8. Каким образом исследуется обаятельная, вкусовая и статическая чувствительность у человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: