Поскольку эмоции и чувства не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление.
Снятию эмоционального напряжения способствуют:
1. Сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
2. Снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу "не очень-то и хотелось";
3. Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
4. Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, "если не поступлю в этот институт, то пойду в другой");
5. Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;
|
|
6. Физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно "страсть вогнать в мышцы"); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;
7. Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных;
8. Слушание музыки: музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);
9. Изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса - Ланге);
10. Активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
11. Мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.
Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему. Следовательно, его удаление при плаче ведет к снижению возбуждения и эмоционального напряжения.
|
|
Тестовый контроль:
1. К функциям эмоций относятся:
1) Экспрессивная
2) Органическая
3) Побуждающая
4) Компенсаторная
2. Первая попытка классифицировать эмоции принадлежит:
1) Декарту
2) Павлову
3) Ланге
4) Харди
3. Эмоции – сложный психический процесс, включающий в себя три компонента:
1) Физиологический
2) Созидательный
3) Поведенческий
4) Психологический
4. Эмпатия – это:
1) стрессовая реакция
2) чувство вины
3) сопереживание
4) эмоциональное реагирование
5. Автором биологической теории эмоций является:
1) Гальперин
2) Анохин
3) Иванов
4) Изард
6. К нравственным чувствам относят:
1) Товарищество
2) Дружба
3) Любовь
4) Чувство прекрасного
7.Различают эмоции:
______________ характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев)
_______________ сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль)
8. По интенсивности, длительности, а также по степени осознанности причин их появления эмоции называются:
1) Настроением
2) Страхом
3) Гневом
4) Аффектом
9. Страх, гнев, радость относятся к:
1) установкам
2) эмоциям
3) чувствам
4) способностям
10.__________________чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего восторга.
11. Мышечное расслабление называется:
1) Эмпатия
2) Релаксация
3) Стресс
4) Эмоция
12. К свойствам эмоций относятся указанные, кроме:
1) нейтральности;
2) возвышенности;
3) лабильности;
4) ригидности.
13. Автором периферической теории эмоций является:
1) Джеймс
2) Фрейд
3) Ланге
4) Харди
14._____________- быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением.
15.Переживания отношений к предметам и явлениям – это:
1) эмоции
2) установки
3) действия
4) комплексы
5) акцентуации
16.Воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики учащихся нередко помимо, а иногда и против их воли убеждение:
1) внушение
2) поощрение
3) похвала
4) акцент на достоинствах
5) психическими травмами
17. Автор информационной теории эмоций:
1) Рейковский;
2) Изард;
3) Симонов;
4) Шлозберг.
18.Эмоции представлены в психике человека в виде четырех основных феноменов:
1) эмоциональные реакции,,
2)эмоциональные состояния,
3) эмоциональные свойства.
4) чувства
5)психогенные расстройства
19. Эмоции:
1)не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды,
2) в них отражается субъективная значимость объекта для человека.
3)взаимодействие с окружающими,
4) следствия конфликта.
20.Собственно эмоции это:
1) Более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком
радости, горя, страха и т. п.
2)Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют
хорошо осознаваемую причину появления.
3)Результат хронических заболеваний.
4)Воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики.
Ответы:
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
1,3,4 | 1,3 | ||||||||
1,2,3 | Эстетич.чувства | аффект | 1,2,3,4 | ||||||
1,3,4 | Стенические астенические | 1,2 | |||||||
1,2 | 1,2 |
|
|