Вводная часть. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по дисциплине

Планы семинарских занятий и методические рекомендации по дисциплине

«Вспомогательные исторические дисциплины»

Для студентов I курса

(очной и заочной форм обучения)

Подготовил:

канд. ист. наук,

доцент Кулабухов В.С.

Белгород 2014

Вводная часть

Традиционно под вспомогательными историческими дисциплинами, либо специальными историческими дисциплинами принято понимать целый комплекс областей научного знания, используемых в ходе исторического исследования. Обычно речь идет о тех научных дисциплинах, которые занимаются не глобальной реконструкцией исторических и культурных процессов, а скорее концентрируют своё внимание на локальном предмете исследования. Например, хронология изучает системы счисления времени у разных народов в разные исторические эпохи; геральдика изучает историю бытования гербов и т.д. привести исчерпывающий список подобных дисциплин невозможно, во-первых, потому что все время появляются новые области научного знания, как в результате разделения дисциплин, так и в результате слияния их друг с другом. Во-вторых, предмет истории тоже изменяется со временем, скажем, в советское время она преимущественно занималась социально-экономическими процессами, а сейчас возрождает интерес к истории культуры, повседневности, краеведению и т.п. В связи с этим история часто обращается к дисциплинам, являющимся разделами других наук (ономастика, текстология) и просто к другим научным областям, таким как музееведение, искусствоведение, этнография.

Вспомогательные исторические дисциплины (далее ВИДы или СИДы), которые также называют специальными, имеют каждая свою историю становления, поскольку многие из них возникали из практики конкретных прагматических разработок. Если бы мы захотели создать подробную классификацию этих дисциплин, нам пришлось бы проводить довольно сложное и громоздкое исследование. Тем не менее для более удобной ориентации в них можно предложить несколько упрощенную схему систематизации вспомогательных исторических дисциплин, которая позволит выделить среди них определенную группу – дисциплины, изучающие визуальные символические системы.

1. Дисциплины, начинавшиеся с изучения конкретных материальных объектов, того, «что можно взять в руки». Таковы нумизматика с бонистикой, фалеристика, сфрагистика, геральдика, вексиллология, униформология, оружиеведение, некрополистика, эпиграфика, папирология, берестология, кодикология (с палеографией и филиграноведением), дипломатика, летописеведение, хронография и др. Например, оружиеведение изучает историю оружия, некрополистика – кладбища и надгробия, берестология – берестяные грамоты, кодикология – письменный источник как вещественный (т.е. на чем написано, чем написано (каким красителем и каким инструментом), как оформлено, переплетено ли и в какой переплет и т.п.)

2. Дисциплины, изучающие исключительно абстрактный конструкт человеческого сознания, не имевший вещественного проявления. К ним можно отнести хронологию, метрологию, ономастику (с многочисленными разветвлениями), биографику, генеалогию и др. К примеру, метрология изучает системы мер и весов, существовавшие в разное время у разных народов и в разных местностях, генеалогия – родственные связи и значение родства в культуре.

3. Дисциплины, направленные собственно на нахождение исторических источников, их описание, хранение, систематизацию, обеспечение доступа к ним исследователей. Это архивоведение (включая архивную эвристику), библиотековедение. Архивоведение изучает архивное дело, принципы и методы архивной работы, архивная эвристика – методику поиска в архивах необходимых материалов.


Методические рекомендации

по работе с историческими источниками и литературой по курсу

Как в своё время отмечал известный английский учёный Д.Тош, «сырьём для историка» являются исторические источники. «Если главной заботой историка, – пишет он, – является воссоздание и объяснение прошлого ради самого прошлого или в свете его значения с точки зрения современности, то достигнутый им результат определяется прежде всего количеством и характером имеющихся источников. А значит, именно с них следует начинать описание работы историка». В России в силу особенностей источниковой базы русской истории источниковедение традиционно пользовалось особым вниманием, ещё более усилившемся в советское время, когда занятия им представлялись идеологически более безопасными, чем конкретно – историческая тематика. В наши дни проблема исторического источника и возможности его изучения оказались в центре споров о судьбах исторической науки вообще, но помещаемый в начале исследования обзор источников остаётся характерной чертой отечественной академической традиции.

Необходимо хорошо помнить, что основой для всех исторических построений являются исторические факты, о которых исследователь непосредственно узнает через исторический источник. Определение степени ценности документального источника есть определение ценности исторического памятника, который будет наиболее ценным, лишь только тогда, когда пройдет научную критику.

Первый этап источниковедческой критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает: установление времени и места составления памятника, авторства, условий написания и его подлинности, установление редакций, копий, списков. Данный этап критики требует от студента глубокого знания анализа текста, данных языка, географических и топографических сведений, наблюдения за почерком, знаками письма и материалов для письма (студент должен использовать знания по Интегративным Вспомогательным Историческим дисциплинам). Условно этот этап критики называется внешней критикой источника. Решив задачи внешней критики студент переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника, которая основана на изучении содержания документа и имеет цель:

1. Установление его достоверности, т.е. выяснение степени соответствия жизненных явлений и их отражение в данном источнике (в освещении интересующего нас вопроса).

2. Определение полноты данного источника и его научная ценность. Задачи внутренней критики письменных источников требует, прежде всего, учета социальной позиции автора, его национальной и культурной принадлежности. Следует помнить, что автор источника мог проигнорировать или же изменить одни факты и напротив особенно выделить те, в которых он был заинтересован. Определенное влияние на автора оказывала и историческая обстановка, в которой он жил и работал.

Задачи внешней и внутренней критики памятника нельзя рассматривать изолированно, напротив они тесно связаны между собой, поскольку служат одной цели – всестороннему изучению, анализу источника, как носителя определенной исторической информации. Студент должен уметь сопоставлять данный источник с другим носителем информации, что даст более объективную оценку письменному источнику.

Обращаем ваше внимание на то, что специфика курса предполагает большое количества иллюстративного материала, который выступает в качестве изобразительного источника. Рекомендуем использовать этот вид источников в своих исследованиях.

При значительном количестве источников их характеристика может быть выполнена в двух вариантах: как характеристика общих черт отдельных групп источников, либо как характеристика индивидуальных черт одного крупного памятника.

Источники и обязательная литература по каждой теме семинара должны быть прочитаны и сделаны соответствующие выписки каждым участником занятия. Выбор дополнительной литературы (список ее носит ориентировочный характер) предоставляются студентам после консультации с преподавателем.

Конкретные формы и характер проведения каждого занятия определяется руководителем группы с учетом степени сложности темы, уровня подготовки студентов, круга их интересов, индивидуальных особенностей.

Как правило, работа группы над темой начинается со вступительного слова преподавателя, в котором дается краткая характеристика проблемы, формируются конкретные вопросы, подлежащие разработке участниками занятий. По каждому из поставленных вопросов предлагаются конкретные методические указания по работе над источниками и литературой.

При подготовке к занятиям необходимо использовать Интернет-ресусы (не увлекаться).

Традиционно на семинарские занятия выносится обсуждения рефератов. Авторы сообщений выступают с информацией подготовленной (20-30 минут) по избранным вопросам: каждый реферат (сообщение) должен обсуждаться другими участниками занятия, после чего руководитель семинара делает разбор и подводит итоги.

Студент при подготовке реферата (доклада) должен обращать внимание не только на информативную сторону сообщения, но и на правильное научное оформление данной работы. При чтении рефератов желательно обходиться без конспектов и, во всяком случае, говорить, а не читать сообщение.

Требования к докладчикам и участникам обсуждения должны постепенно повышаться – это относится как к содержанию докладов (степень разработки источников и литературы, постановка вопросов и т.п.), так и технике их проведения (умение четко и ясно излагать основные положения, не отклоняясь от сути дела: умение укладываться в отпущенное время).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: