Практика устойчивого развития компаний в России

Вопросы устойчивого развития компаний получают все большее распространение в России. До недавнего времени традиционным в практике корпоративной социальной ответственности считались мероприятия, направленные на социальное страхование и обучение персонала, обеспечение безопасных условий труда и др.

В то же время, по данным исследования, проведенного агентством Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) по инициативе Объединенной компании РУСАЛ и при поддержке аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers (PwC) в России и Программы развития ООН (United Nations DevelopmentProgramme, UNDP), большая часть опрошенных россиян (53%) считают, что современный бизнес не является социально ответственным[20]. К социальной отчетности компаний население тоже относятся неоднозначно. Большинство респондентов полагают, что компании готовят отчеты в области социальной ответственности и устойчивого развития для создания благоприятного имиджа перед властными и бизнес-структурами (37 % опрошенных), осуществления рекламной кампании (30 %), информирования о своих социальных программах (18 %), улучшения отношения персонала к компании (12 %). Меньшинство респондентов оценило публикацию таких отчетов как попытку утаить истинное положение дел – скрыть экономические трудности, с которыми столкнулась компания (12 %), или отвлечь внимание от неблагоприятных последствий своей деятельности для здоровья людей и экологии (10 %). Исходя из данных социологических опросов, можно сделать вывод, что население России не достаточно понимает целесообразность публикации отчетов деятельности компаний в области устойчивого развития и социальной ответственности.

В настоящее время крупные российские компании начинают уделять внимание вопросам изменения климата и уменьшения выбросов парниковых газов и другим аспектами устойчивого развития. Сравнение приоритетов в области устойчивого развития российских и зарубежных компаний приведено на рисунке3.6.

Рис. 3.6. Приоритеты компаний в области устойчивого развития

в 2008-2011гг., % от числа опрошенных[21]

В исследовании, посвященном изучению подходов и приоритетов в области устойчивого развития крупных российских компаний, которое было проведено аудиторско-консалтинговой фирмой BDO в России, отмечаются различные приоритеты российских и зарубежных компаний в области устойчивого развития[22]. Если в мире вопросы изменения климата входят в число самых актуальных с точки зрения устойчивого развития, то в России этому пока не уделяется достаточного внимания. То же относится и к вопросу экономических преимуществ устойчивого развития: в отличие от российских компаний, зарубежные получают экономический эффект от своих усилий в этом направлении. Технологические прорывы позволяют одновременно повысить не только экономическую, но и социальную и экологическую эффективность операций, причем нередко в несколько раз.

Например, программа «Глобальная водная стратегия» (компания Coca-Cola), программа уменьшения выбросов углеводородов и использования ветряной энергии (NovoNordisk), программы для компаний малого и среднего бизнеса, которые разрабатывает IBM, форум женщин-лидеров под эгидой компании BestBuy нацелены на получение конкретного экономического результата в виде снижения затрат, увеличения выручки или снижения текучести кадров.

Российские компании рассматривают свою деятельность по устойчивому развитию преимущественно как риск-менеджмент, не ставя целью получение каких-либо экономических преимуществ, о чем говорят отчеты по устойчивому развитию компаний. По оценкам экспертов, постановка таких целей станет следующим этапом устойчивого развития в России в обозримом будущем.

Основными системами отчетности, которые компании используют при подготовке нефинансовых отчетов, являются Руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI) и Социальная хартия российского бизнеса. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) основным типом отчета, который используют российские компании, является отчет по триединому итогу, который включает данные по экономической, экологической и социальной результативности (табл. 3.2)[23].

Таблица 3.2. - Количество компаний, публикующих отчеты разных типов

Период публикации отчетов Тип отчета
Отчеты в области устойчивого развития или подготовленные по триединому итогу Социальные Экологические и социально-экологические Интегрированные
2006–2008 (отчетный период 2005–2007 гг.)        
2009–2011 (отчетный период 2007–2010 гг.)        

Очевидной тенденцией является увеличение количества отчетов, подготовленных по «триединому итогу», который позволяет описать деятельность компании во всем ее многообразии и показать взаимосвязи между стратегией развития бизнеса и участием компании в решении вопросов, которые волнуют общество. В то же время, снижается количество социальных и социально-экологических отчетов, с которых начиналось развитие процесса предоставления нефинансовой отчетности в России, и компании в большей степени готовы представлять обществу комплексные результаты своей деятельности.

К новым явлениям в российской практике отчетности относится появление годовых отчетов компаний атомной промышленности с элементами отчетности в области устойчивого развития. Сами компании называют такие отчеты интегрированными и представляют собой публичные отчеты, объединяющие годовые отчеты с элементами отчетности в области устойчивого развития, в которых существенно расширены представления социальных и экологических аспектов деятельности, а также сведений о взаимодействии с заинтересованными сторонами в процессе подготовки отчетов.

На ряде компаний разрабатываются и используются внутренние документы по устойчивому развитию (политики), в которых определены общие принципы и направления деятельности, принципы составления отчетности в области устойчивого развития.

Таким образом, термин «устойчивое развитие» начинает прочно входит в деятельность компаний и связан с удовлетворением потребностей населения без ущерба для будущих поколений удовлетворять их потребности.

Самостоятельная работа:

1. Как Вы считаете, готовы ли российские компании осуществлять свою деятельность с учетом принципов устойчивого развития? Готовы ли компании нести корпоративную ответственность за персонал, общество, окружающую среду? Если да, поясните, каким образом можно сочетать бизнес и уважение к людям, этику и конкуренцию, коммерческие и общественные ожидания.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключаются особенности концепции устойчивого развития компаний?

2. Каким образом применение концепции устойчивого развития позволят повысить эффективность деятельности компании?

3. С помощью каких показателей можно оценить уровень устойчивости компаний?

4. Назовите основные макрорегуляторы устойчивого развития компаний? В чем заключается их сущность?

5. Какие инструменты применятся современными компаниями для обеспечений устойчивого развития компаний?

Тесты:

1. Вид добровольного ведения бизнеса, который удовлетворяет экономическим, экологическим, социальным, этическим критериям – это:

А) корпоративное гражданство;

Б) корпоративная социальная ответственность;

В) устойчивое развитие;

Г) корпоративная социальная восприимчивость.

2. Какую компоненту не включает в себя модель тройной цели устойчивого развития для бизнеса («3P»)?

А) прибыль;

Б) предприимчивость;

В) люди;

Г) планета.

3. Какие показатели оценивают уровень устойчивого развития компании?

А) индекс уверенности потребителя (Consumer Confidence Index);

Б) индекс Фишера;

В) индекс Доу-Джонса;

Г) индекс промышленного производства.

4. Какие из макрорегуляторов образуют нормы, обычаи и ценности населения региона, страны, в которой оперируют компании?

А) общество;

Б) технологии;

В) природная среда;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: