Знания
Глава 3. Управленческий труд и менеджеры.......................................... 76
3.1. Природа и особенности управленческого труда........................ 76
3.2. Классификация управленческого персонала............................... 81
3.3. Организация рабочего места на предприятии............................. 85
3.4. Теоретические основы научной организации управленческого труда 90
Контрольные вопросы................................................................. 97
Глава 3
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД И МЕНЕДЖЕРЫ
Природа и особенности управленческого труда
Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой — содержанием "простых" моментов процесса управленческого труда, т. е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд — разновидность умственного труда. Он хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, а поэтому и производительным трудом.
С формальной точки зрения, управленческий труд — это то, что делают менеджеры. Еще А. Файоль создал общий образ менеджера как плановика, организатора, координатора, контролера. Для понимания природы управленческого труда важное значение имеет ответ на вопрос: "Труд менеджера и управленческий труд — это одно и то же, или нет?"
|
|
Ответ на этот вопрос предусматривает учет таких факторов практической деятельности менеджера.
Во-первых, управленческий труд объединяет элементы менеджмента с элементами специальности и профессии. Менеджеры почти всегда в процессе выполнения своих непосредственных обязанностей выполняют также некоторые неуправленческие функции.
Во-вторых, существенные элементы управленческого труда предусматривают налаживание связей, управление человеческим поведением и принятие на себя ответственности за успешное выполнение работы.
В-третьих, природа управленческого труда весьма переменчива по продолжительности, периодам и непредсказуема. Трудно, а иногда даже невозможно
Глава 3
Большинство менеджеров воспринимают участие в выполнении ритуальных и официальных мероприятий, в обработке информации и т. п. как личную обязанность. В особенности высшее руководство считает своим долгом делать то, что от них требует их положение, даже если такие действия иногда и бессмысленны.
Третий миф состоит в том, будто менеджеры нуждаются в систематизированной и обработанной информации. На самом деле менеджеры предпочитают вербальные источники информации или информацию, которую можно получить быстро, например, из телефонных разговоров и на совещаниях.
|
|
Четвертый миф, по мнению Г. Минцберга, может оказаться наиболее угрожающим. Он состоит в том, что менеджмент все больше становится наукой и профессией. Но большая часть деятельности менеджера остается скрытой от внешнего взгляда. Очень часто интуиция и трезвое суждение имеют более близкое отношение к менеджменту, чем объективные данные, упрямые факты и точное научное знание. Хотя современные менеджеры достаточно компетентны во всех общепринятых вопросах управления, но путь, по которому они идут, принимая решения, "принципиально не отличим" от того, который использовался в прошлом (100 и более лет назад). Информация, в которой нуждаются менеджеры, особенно высшего уровня, различна по содержанию, но они добывают ее одним и тем же путем — из устного сообщения. Их решения касаются новейших технологий, но процедуры, используемые для их принятия, остаются такими же, как и у менеджеров XIX—XX вв. Даже наиболее современный компьютер не оказывает, как выяснилось, никакого влияния на методы принятия решений первыми лицами предприятий, организаций.
Основная цель управления как такового — создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т. д.) для реализации задач организации, "установление гармонии" между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление — это прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.
Трудовая деятельность людей в производстве как предмет управленческого труда может опосредовано выступать в виде информации в ее различных формах. Информация — специфический объект приложения управленческого труда. В связи с этим последний имеет информационную природу. В нем сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой информации, а обмен деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер.
Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Управляющее воздействие на коллективы людей, на их трудовую деятельность — это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.
В процессе управления его субъекты решают самые различные проблемы — организационного, экономического, технического, социально-психоло-
Управленческий труд и менеджеры
гического, правового характера. Это многообразие также является важной особенностью управленческого труда.
Управление — процесс многогранный, неоднозначный. Соответственно, анализ внешней и внутренней среды, принятие на этой основе управленческих решений — процедура, зависящая от сложной и подвижной совокупности факторов, постоянно создающей нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, занимающегося управленческой деятельностью, творческого к ней подхода. Решения, принимаемые управленцами, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личностных качеств, практического опыта, интуиции, здравого смысла. Когда при принятии управленческих решений используется весь этот арсенал, тогда речь может идти об искусстве управления.
Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования определяют культуру и эффективность управления. Охарактеризованные параметры и процесс управленческого труда системно показаны на рис. 3 и 4.
|
|
Увеличение масштабов промышленного производства объективно привело к обособлению отдельных видов управленческого труда в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп работников управления. Специализация в сфере управления способствовала повышению качества работы аппарата управления крупных предприятий. В теории и практике менеджмента выделяют несколько видов разделения управленческого труда.
Функциональное разделение труда представляет собой выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления производством, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
Иерархическое — разделение комплексов работ по реализации функций и уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних.
Технологическое — дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.
Профессиональное управление связано с распределением управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой.
Квалификационное предполагает распределение работ по функциям управления и закрепление их за управленческими работниками в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями последних.
Должностное отражает распределение управленческих работников в системе управления организацией в соответствии с их компетенцией (компетенция — совокупность прав, обязанностей и ответственности управленческого работника по реализации какой-либо функции управления).
Ведущее место среди различных видов разделения управленческого труда занимает функциональное разделение, которое во многом определяет появление других.
Глава 3
Рис. 4. Процесс управленческого труда в организации
Управленческий труд и менеджеры
3.2. Классификация управленческого персонала
|
|
Существующее разделение управленческого труда в организации служит основой классификации ее управленческого персонала. (Международная организация труда рассматривает управленческий персонал как часть категории работников, в которую, кроме менеджеров, входят и другие специалисты-профессионалы. Основой для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и совместно обеспечивают запланированное развитие организации).
Наибольшее распространение получил подход, согласно которому управленческий персонал в зависимости от функциональной роли в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов, служащих (технических исполнителей).
Центральное место в управлении организацией занимает руководитель, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации (предприятия) и несущий всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива. Следует отметить, что принципиальных различий в труде руководителя, менеджера, администратора и начальника нет. Менеджер — это руководитель, или управляющий, занимающий постоянную должность на контрактной основе и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы. Термин "менеджер" употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программ; к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня, организующего работу на основе современных методов.
Специалисты — это работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня.
К специалистам относятся экономисты, бухгалтеры, финансисты, аналитики, юристы и др. Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений: приказов и распоряжений руководителей, технико-технологических нормативов и организационных регламентов деятельности, четких квалификационных требований относительно специальных знаний. В их деятельности преобладают логические операции.
Служащие (технические исполнители) — работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, призваны выполнять информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы. Это секретари, машинистки, младшие техники и др. Специфика их деятельности состоит в выполнении стандартных процедур и операций, которые преимущественно поддаются нормированию. В труде технических работников доминируют логические и технические операции.
Примерные затраты рабочего времени на выполнение различных видов управленческого труда приведены в табл. 5.
6 — 5-1823
Глава 3
Таблица 5. Примерные затраты рабочего времени на выполнение различных видов управленческого труда
Вид операции, процедуры | Затраты рабочего времени к общим затратам, % | ||
руководителей | специалистов | служащих | |
Информационные | |||
Подготовка и принятие управленческих решений | |||
Организаторская работа | — |
В целом же все категории управленческих работников вносят свой вклад в разработку и реализацию управленческих решений, воздействующих на деятельность как отдельных работников, так и их коллективы.
В теории и практике управления различают линейных и функциональных менеджеров. К линейным менеджерам относятся лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений (директора, начальники цехов, мастера, бригадиры). К функциональным менеджерам относят работников, ответственных за определенную сферу управления и возглавляющих функциональные подразделения, например, управляющий маркетингом, главный экономист, начальник отдела кадров и др. Линейные руководители осуществляют непосредственное управление производством, функциональные помогают им выполнять функции управления производственными подразделениями. Линейные и функциональные органы управления образуют систему управления предприятием, которая реализуется через организационную структуру управления, включающую взаимодействие и подчиненность элементов управления.
В соответствии с данной классификацией управленческого персонала, связи на предприятии бывают таких видов:
— линейные, возникающие между подразделениями и руководителями разных уровней управления (директор — начальник цеха — бригадир);
— функциональные, при которых не существует административного подчинения между руководителями, а связи осуществляются на разных уровнях управления в соответствии со своими функциями;
— межфункциональные — это связи по горизонтали, между подразделениями одного уровня управления (цеха, участка, отдела и т. п.).
По месту в системе управления организацией выделяют руководителей трех уровней: высшего, низшего и среднего.
Управляющие высшего звена — это представители высшего уровня управления, которые обладают наибольшей властью и несут ответственность за деятельность всей компании. Это директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют общие направления функционирования и развития организации в целом или ее крупных составляю-
Управленческий труд и менеджеры
щих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации, разрабатывают долгосрочные планы, формируют политику и представляют компанию за ее пределами. Только они обладают полномочиями для приобретения другой компании, запуска новой производственной линии, найма дополнительных работников и т. п. В общем от руководителей высшего звена зависят цели фирмы и способы их достижения. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, приоритетностью стратегической и перспективной направленности, наибольшей связью с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом. Хотя управляющие высшего звена в одинаковых корпорациях могут именоваться по-разному (первый вице-президент, исполнительный директор, председатель совета директоров и т. д.), выполняемые ими функции могут быть аналогичными.
Основные функции деятельности руководителей высшего уровня представлены рис. 5.
Рис. 5. Основные функции деятельности руководителя высшего звена организации
Высшее руководство в первую очередь обязано: определять цель и долгосрочную стратегию развития фирмы; формировать организационную структуру; распределять стратегические ресурсы; управлять прибылью.
В обязанности управляющих среднего звена входит разработка планов по осуществлению общих задач, установленных на высшем уровне управления, и координация работы управляющих низшего звена. Средний уровень управления включает в себя менеджеров предприятия, менеджеров отделов и служб, а также других подразделений (заведующий отделом, начальник цеха, директор филиала, управляющий по продукту, региону, проекту). Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. В ней преобладает решение тактических задач, значительное место отводится взаимодействию руководителей среднего и низшего уровня (см. рис. 6).
6*
Глава 3
Руководитель высшего звена
Руководитель среднего звена
Руководитель среднего звена
Руководитель среднего звена
Ш
Руководитель низшего звена
Рис. 6. Руководитель среднего звена в системе управления организацией
Руководитель среднего звена: проводит в жизнь политику высшего руководства, исполняет его приказы, распоряжения; представляет интересы возглавляемого коллектива перед вышестоящими руководителями, вносит предложения по улучшению его деятельности, а также организации в целом, по улучшению условий труда коллектива; направляет, координирует и контролирует деятельность руководителей низшего звена. Высшее руководство рассматривает среднее звено управления как формирование, сохраняющее внутренние правила бизнеса компании. Менеджерам среднего звена управления отводятся две ключевые роли, каждая из которых отвечает двум функциям, а именно: координации дефицитных ресурсов и последовательному проведению внутренней политики. Обе функции зависят от доверия, оказываемого работникам низшего звена. Менеджеры высшего звена последовательно проводят внутреннюю политику силами менеджеров среднего звена управления.
На низшем уровне управленческой иерархии сосредоточены управляющие низшего звена, или менеджеры-контролеры. Они отвечают за выполнение производственных заданий, за непосредственное использование выделенных ресурсов, контролируют работу исполнителей и претворяют в жизнь планы, разработанные на более высоких уровнях управления. Этот уровень объединяет следующие должности: цеховой мастер, мастер участка, руководитель группы и заведующие подразделениями конторского типа. Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических задач и характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками) (см. рис. 7).
Руководитель низшего звена: проводит в жизнь политику высшего руководства организации, исполняет приказы, распоряжения высшего и среднего руководства; представляет интересы непосредственных работников перед вышестоящими руководителями, вносит предложения по улучшению деятельности возглавляемого коллектива, условий труда подчиненных (предложения могут касаться и деятельности организации в целом) управляет непосредственно работниками.
Управленческий труд и менеджеры
Рис. 7. Руководитель низшего звена в системе управления организацией
В целом работники организации должны: принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции; ставить в известность вышестоящего руководителя, если решения выходят за пределы их компетенции; открыто высказывать свое мнение; искать возможности улучшения своей деятельности; информировать о ней своего руководителя; координировать свою деятельность с другими сотрудниками; повышать свою квалификацию и т. д.