Природа и особенности управленческого труда

Знания

Глава 3. Управленческий труд и менеджеры.......................................... 76

3.1. Природа и особенности управленческого труда........................ 76

3.2. Классификация управленческого персонала............................... 81

3.3. Организация рабочего места на предприятии............................. 85

3.4. Теоретические основы научной организации управленчес­кого труда 90

Контрольные вопросы................................................................. 97

Глава 3

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД И МЕНЕДЖЕРЫ

Природа и особенности управленческого труда

Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой — содержанием "простых" моментов процесса управленческого труда, т. е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд — разновидность умственного труда. Он хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, а поэтому и про­изводительным трудом.

С формальной точки зрения, управленческий труд — это то, что делают менеджеры. Еще А. Файоль создал общий образ менеджера как плановика, организатора, координатора, контролера. Для понимания природы управлен­ческого труда важное значение имеет ответ на вопрос: "Труд менеджера и управленческий труд — это одно и то же, или нет?"

Ответ на этот вопрос предусматривает учет таких факторов практической деятельности менеджера.

Во-первых, управленческий труд объединяет элементы менеджмента с эле­ментами специальности и профессии. Менеджеры почти всегда в процессе выполнения своих непосредственных обязанностей выполняют также неко­торые неуправленческие функции.

Во-вторых, существенные элементы управленческого труда предусматри­вают налаживание связей, управление человеческим поведением и приня­тие на себя ответственности за успешное выполнение работы.

В-третьих, природа управленческого труда весьма переменчива по продолжи­тельности, периодам и непредсказуема. Трудно, а иногда даже невозможно



Глава 3


Большинство менеджеров воспринимают участие в выполнении ритуаль­ных и официальных мероприятий, в обработке информации и т. п. как лич­ную обязанность. В особенности высшее руководство считает своим долгом делать то, что от них требует их положение, даже если такие действия иногда и бессмысленны.

Третий миф состоит в том, будто менеджеры нуждаются в систематизиро­ванной и обработанной информации. На самом деле менеджеры предпочита­ют вербальные источники информации или информацию, которую можно получить быстро, например, из телефонных разговоров и на совещаниях.

Четвертый миф, по мнению Г. Минцберга, может оказаться наиболее угро­жающим. Он состоит в том, что менеджмент все больше становится наукой и профессией. Но большая часть деятельности менеджера остается скрытой от внешнего взгляда. Очень часто интуиция и трезвое суждение имеют более близкое отношение к менеджменту, чем объективные данные, упрямые факты и точное научное знание. Хотя современные менеджеры достаточно компетентны во всех общепринятых вопросах управления, но путь, по которому они идут, принимая решения, "принципиально не отличим" от того, который использо­вался в прошлом (100 и более лет назад). Информация, в которой нуждаются менеджеры, особенно высшего уровня, различна по содержанию, но они добы­вают ее одним и тем же путем — из устного сообщения. Их решения каса­ются новейших технологий, но процедуры, используемые для их принятия, остаются такими же, как и у менеджеров XIX—XX вв. Даже наиболее совре­менный компьютер не оказывает, как выяснилось, никакого влияния на ме­тоды принятия решений первыми лицами предприятий, организаций.

Основная цель управления как такового — создание необходимых усло­вий (организационных, технических, социальных, психологических и т. д.) для реализации задач организации, "установление гармонии" между индиви­дуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление — это прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Трудовая деятельность людей в производстве как предмет управленческого труда может опосредовано выступать в виде информации в ее различных фор­мах. Информация — специфический объект приложения управленческого тру­да. В связи с этим последний имеет информационную природу. В нем сочета­ются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой информации, а обмен деятельностью между субъектом и объектом управле­ния, между самими субъектами управления носит информационный характер.

Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реали­зации совокупности управляющих воздействий. Управляющее воздействие на коллективы людей, на их трудовую деятельность — это и есть специфичес­кий продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.

В процессе управления его субъекты решают самые различные пробле­мы — организационного, экономического, технического, социально-психоло-



Управленческий труд и менеджеры



гического, правового характера. Это многообразие также является важной особенностью управленческого труда.

Управление — процесс многогранный, неоднозначный. Соответственно, анализ внешней и внутренней среды, принятие на этой основе управленчес­ких решений — процедура, зависящая от сложной и подвижной совокупно­сти факторов, постоянно создающей нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, занимающегося управленческой деятель­ностью, творческого к ней подхода. Решения, принимаемые управленцами, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личностных качеств, практического опыта, интуиции, здравого смысла. Когда при принятии управ­ленческих решений используется весь этот арсенал, тогда речь может идти об искусстве управления.

Средствами управленческого труда являются организационная и вычис­лительная техника, а уровень и полнота ее использования определяют куль­туру и эффективность управления. Охарактеризованные параметры и про­цесс управленческого труда системно показаны на рис. 3 и 4.

Увеличение масштабов промышленного производства объективно приве­ло к обособлению отдельных видов управленческого труда в самостоятель­ные сферы трудовой деятельности различных групп работников управления. Специализация в сфере управления способствовала повышению качества ра­боты аппарата управления крупных предприятий. В теории и практике ме­неджмента выделяют несколько видов разделения управленческого труда.

Функциональное разделение труда представляет собой выделение функ­ций, объективно необходимых для эффективного управления производством, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или под­разделениями аппарата управления.

Иерархическое — разделение комплексов работ по реализации функций и уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управлен­ческими работниками и формирование на этой основе полномочий послед­них.

Технологическое — дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.

Профессиональное управление связано с распределением управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой.

Квалификационное предполагает распределение работ по функциям управ­ления и закрепление их за управленческими работниками в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями последних.

Должностное отражает распределение управленческих работников в систе­ме управления организацией в соответствии с их компетенцией (компетен­ция — совокупность прав, обязанностей и ответственности управленческого работника по реализации какой-либо функции управления).

Ведущее место среди различных видов разделения управленческого труда занимает функциональное разделение, которое во многом определяет появле­ние других.



Глава 3


Рис. 4. Процесс управленческого труда в организации


Управленческий труд и менеджеры



3.2. Классификация управленческого персонала

Существующее разделение управленческого труда в организации служит основой классификации ее управленческого персонала. (Международная орга­низация труда рассматривает управленческий персонал как часть категории работников, в которую, кроме менеджеров, входят и другие специалисты-про­фессионалы. Основой для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и совместно обеспечивают запла­нированное развитие организации).

Наибольшее распространение получил подход, согласно которому управ­ленческий персонал в зависимости от функциональной роли в процессе управ­ления подразделяют на руководителей, специалистов, служащих (техничес­ких исполнителей).

Центральное место в управлении организацией занимает руководитель, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необходимыми полно­мочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организа­ции (предприятия) и несущий всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива. Следует отметить, что принципиаль­ных различий в труде руководителя, менеджера, администратора и начальни­ка нет. Менеджер — это руководитель, или управляющий, занимающий по­стоянную должность на контрактной основе и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы. Термин "менеджер" употребляется применительно: к организатору конкрет­ных видов работ в рамках отдельных подразделений или программ; к руко­водителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня, организующего работу на основе современных методов.

Специалисты — это работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня.

К специалистам относятся экономисты, бухгалтеры, финансисты, анали­тики, юристы и др. Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений: приказов и распоряжений руково­дителей, технико-технологических нормативов и организационных регламен­тов деятельности, четких квалификационных требований относительно специ­альных знаний. В их деятельности преобладают логические операции.

Служащие (технические исполнители) — работники, обслуживающие де­ятельность специалистов и руководителей, призваны выполнять информаци­онно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы. Это секретари, машинистки, младшие техники и др. Специфика их деятельности состоит в выполнении стандартных процедур и операций, которые преимущественно поддаются нормированию. В труде тех­нических работников доминируют логические и технические операции.

Примерные затраты рабочего времени на выполнение различных видов управленческого труда приведены в табл. 5.

6 — 5-1823



Глава 3


Таблица 5. Примерные затраты рабочего времени на выполнение различных видов управленческого труда

Вид операции, процедуры Затраты рабочего времени к общим затратам, %
руководителей специалистов служащих
Информационные      
Подготовка и принятие управленческих решений      
Организаторская работа    

В целом же все категории управленческих работников вносят свой вклад в разработку и реализацию управленческих решений, воздействующих на де­ятельность как отдельных работников, так и их коллективы.

В теории и практике управления различают линейных и функциональ­ных менеджеров. К линейным менеджерам относятся лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений (директора, начальники цехов, мастера, бригадиры). К функциональным менеджерам относят работников, ответственных за опре­деленную сферу управления и возглавляющих функциональные подразделе­ния, например, управляющий маркетингом, главный экономист, начальник отдела кадров и др. Линейные руководители осуществляют непосредствен­ное управление производством, функциональные помогают им выполнять функции управления производственными подразделениями. Линейные и функциональные органы управления образуют систему управления предпри­ятием, которая реализуется через организационную структуру управления, включающую взаимодействие и подчиненность элементов управления.

В соответствии с данной классификацией управленческого персонала, свя­зи на предприятии бывают таких видов:

— линейные, возникающие между подразделениями и руководителями разных уровней управления (директор — начальник цеха — бригадир);

— функциональные, при которых не существует административного под­чинения между руководителями, а связи осуществляются на разных уровнях управления в соответствии со своими функциями;

— межфункциональные — это связи по горизонтали, между подразделе­ниями одного уровня управления (цеха, участка, отдела и т. п.).

По месту в системе управления организацией выделяют руководителей трех уровней: высшего, низшего и среднего.

Управляющие высшего звена — это представители высшего уровня управ­ления, которые обладают наибольшей властью и несут ответственность за деятельность всей компании. Это директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют общие направления функ­ционирования и развития организации в целом или ее крупных составляю-


Управленческий труд и менеджеры



щих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации, разрабатывают долгосрочные планы, формируют политику и пред­ставляют компанию за ее пределами. Только они обладают полномочиями для приобретения другой компании, запуска новой производственной линии, найма дополнительных работников и т. п. В общем от руководителей высше­го звена зависят цели фирмы и способы их достижения. Их деятельность ха­рактеризуется масштабностью, сложностью, приоритетностью стратегической и перспективной направленности, наибольшей связью с внешней средой, разно­образием принимаемых решений, напряженным темпом. Хотя управляющие высшего звена в одинаковых корпорациях могут именоваться по-разному (первый вице-президент, исполнительный директор, председатель совета ди­ректоров и т. д.), выполняемые ими функции могут быть аналогичными.

Основные функции деятельности руководителей высшего уровня пред­ставлены рис. 5.

Рис. 5. Основные функции деятельности руководителя высшего звена организа­ции

Высшее руководство в первую очередь обязано: определять цель и долго­срочную стратегию развития фирмы; формировать организационную струк­туру; распределять стратегические ресурсы; управлять прибылью.

В обязанности управляющих среднего звена входит разработка планов по осуществлению общих задач, установленных на высшем уровне управления, и координация работы управляющих низшего звена. Средний уровень управ­ления включает в себя менеджеров предприятия, менеджеров отделов и служб, а также других подразделений (заведующий отделом, начальник цеха, дирек­тор филиала, управляющий по продукту, региону, проекту). Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы возглавляе­мого им подразделения. В ней преобладает решение тактических задач, зна­чительное место отводится взаимодействию руководителей среднего и низ­шего уровня (см. рис. 6).

6*



Глава 3


Руководитель высшего звена


Руководитель среднего звена


Руководитель среднего звена


Руководитель среднего звена


Ш

Руководитель низшего звена

Рис. 6. Руководитель среднего звена в системе управления организацией

Руководитель среднего звена: проводит в жизнь политику высшего руко­водства, исполняет его приказы, распоряжения; представляет интересы воз­главляемого коллектива перед вышестоящими руководителями, вносит предло­жения по улучшению его деятельности, а также организации в целом, по улучшению условий труда коллектива; направляет, координирует и контро­лирует деятельность руководителей низшего звена. Высшее руководство рас­сматривает среднее звено управления как формирование, сохраняющее внут­ренние правила бизнеса компании. Менеджерам среднего звена управления отводятся две ключевые роли, каждая из которых отвечает двум функциям, а именно: координации дефицитных ресурсов и последовательному проведе­нию внутренней политики. Обе функции зависят от доверия, оказываемого работникам низшего звена. Менеджеры высшего звена последовательно про­водят внутреннюю политику силами менеджеров среднего звена управления.

На низшем уровне управленческой иерархии сосредоточены управляю­щие низшего звена, или менеджеры-контролеры. Они отвечают за выполне­ние производственных заданий, за непосредственное использование выделен­ных ресурсов, контролируют работу исполнителей и претворяют в жизнь пла­ны, разработанные на более высоких уровнях управления. Этот уровень объ­единяет следующие должности: цеховой мастер, мастер участка, руководи­тель группы и заведующие подразделениями конторского типа. Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических задач и ха­рактеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, постоянным общением с непосредственными про­изводителями (работниками) (см. рис. 7).

Руководитель низшего звена: проводит в жизнь политику высшего руко­водства организации, исполняет приказы, распоряжения высшего и среднего руководства; представляет интересы непосредственных работников перед вышестоящими руководителями, вносит предложения по улучшению деятель­ности возглавляемого коллектива, условий труда подчиненных (предложе­ния могут касаться и деятельности организации в целом) управляет непо­средственно работниками.


Управленческий труд и менеджеры



Рис. 7. Руководитель низшего звена в системе управления организацией

В целом работники организации должны: принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции; ставить в известность вышестояще­го руководителя, если решения выходят за пределы их компетенции; откры­то высказывать свое мнение; искать возможности улучшения своей деятель­ности; информировать о ней своего руководителя; координировать свою дея­тельность с другими сотрудниками; повышать свою квалификацию и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: