Организация рабочего места на предприятии

Исходным пунктом любого предприятия является рабочее место, в гра­ницах которого происходит целенаправленная деятельность (то есть труд) конкретного работника. Рабочие места чрезвычайно разнообразны, поэтому их можно классифицировать по разным признакам:

по количеству занятых рабочие места могут быть индивидуальными или коллективными;

по степени специализации различают универсальные рабочие места, где выполняются разнообразные операции, и специализированные, где осуще­ствляется лишь одна операция;

по признаку фиксированности рабочие места можно поделить на ста­ционарные, подвижные и неопределенные;

по уровню механизации рабочие места делятся на ручные, где результат работы определяется лишь затратами физических и духовных сил самого ра­ботника; механизированные, где роль человека состоит в управлении оборудо­ванием, осуществляющим соответствующие операции; автоматизированные, на которых роль работника сводится к контролю за работой оборудования;

по количеству обслуживаемого оснащения рабочие места можно рас­сматривать как одностаночные и многостаночные;

по месту расположения рабочие места могут находиться в помещении, на воздухе, под землей или под водой, на высоте;



Глава 3


в зависимости от количества смен рабочие места могут быть одно­сменными и многосменными;

если на рабочих местах непосредственно осуществляется деятель­ность, направленная на достижение цели предприятия, они принадлежат к основным, в противоположном случаек вспомогательным;

по характеру трудовой деятельности различают места рабочих и слу­жащих.

Кроме этого, рабочие места могут относиться к разнообразным сферам деятельности: производству, управлению, снабжению, сбыту, научным ис­следованиям и т. д.

Несмотря на их многообразие, все рабочие места должны быть соответ­ствующим образом организованны. Менеджеру необходимо хорошо знать, что такое рабочее место, каковы его составляющие, каким образом его орга­низовать как для себя самого, так и для подчиненных.

Рабочее место — это такая структура, в которой сливаются воедино фор­мальные элементы организации и человеческие качества работника, образо­вывая систему "человек — работа".

В целом, работу характеризуют конкретные задачи, обязанности работни­ка и соответствующая сфера его ответственности. Для осуществления всех определенных при этом операций работнику нужны соответствующие зна­ния, навыки, способности. Рассмотрим проблему знаний, навыков и способно­стей с точки зрения организации рабочего места на предприятии.

Знания — информация, необходимая работнику, чтобы успешно выпол­нять задачи на данном рабочем месте.

Навыки — необходимый работнику уровень мастерства. Способности — личные возможности работника выполнять различные виды деятельности.

При таком подходе вырисовывается своеобразный каркас (модель) рабо­чего места, в зависимости от характеристик которого подбирается соответ­ствующий работник. Практика конструирования рабочих мест свидетельствует, что здесь не обойтись без информации о характере и уровне знаний, навыков и способностей, необходимых в каждом конкретном случае. Способ получе­ния такой информации — процедуры анализа видов работ. Во-первых, это информация о работе или о самом работнике. Во-вторых, это информация о конкретной работе или стандартизированная информация, используемая для оценки работ соответствующего класса. Если расположим эти четыре типа информации на двух взаимопересекающихся векторах, то определим четыри процедуры анализа:

— поэлементный анализ знаний, навыков и способностей работника, заня­того конкретной работой;

— анализ таких же, но стандартизированных элементов;

— анализ задач конкретного рабочего места;

— анализ стандартизированных задач (см. рис. 8).


Управленческий труд и менеджеры



Информация о работе Рис. 8. Методы анализа рабочего места

Информация здесь разделена на две категории: левая часть (секторы 1 и 2) — информация о психологических особенностях работника, правая часть (секторы 3 и 4) — об особенностях работы.

Информация для первого сектора собирается на основе экспертного опроса. Для этого подбирается группа экспертов, которым ставится задача подгото­вить список психологических факторов (знаний, навыков и способностей), не­обходимых работнику для успешного выполнения конкретного вида работы.

Информация второго сектора собирается на основе анализа специально подготовленного перечня профессионально важных характеристик идеаль­ного работника: эксперты просматривают этот перечень и определяют сте­пень важности знаний, навыков и способностей, которыми обладает данный работник, и которые необходимы для выполнения работы конкретного вида.

Информация третьего сектора собирается, подобно как и в первом секторе, на основе экспертного опроса. Процедура та же. Разница состоит в содержатель­ном плане, то есть в том, что в первом случае ведущим фактором выступает работник, а во втором — работа. Основное внимание здесь сосредотачивается на анализе и подготовке списка задач.

Относительно четвертого сектора, то здесь главное внимание сосредотачи­вается на подготовке списка задач.

Конструирование рабочего места представляет собой процесс определения задач, которые должны выполняться работником, носителем конкретных зна­ний, навыков и способностей.

Каждое рабочее место должно быть соответствующим образом оснащено, то есть, обеспечено необходимым оборудованием, инструментами и т. п. Си­стема мероприятий по оснащению рабочего места всем необходимым назы­вается его организацией. С точки зрения менеджмента, организация рабочего места — это процесс создания определенного комплекса организационно-тех­нических условий для высокопроизводительной и безопасной работы.

Образцовая организация рабочего места означает, что каждый предмет на­ходится на своем месте. Основу организации рабочего места составляет его планировка, то есть оптимальное размещение в пределах рабочего места средств и предметов труда, необходимых для выполнения работы.



Глава 3


Непродуманная планировка увеличивает затраты, так как время выполне­ния конкретной работы увеличивается.

Рабочее место и его оснащение — важный элемент условий работы. Усло­вия работы — это совокупность элементов производственной среды, которые влияют на здоровье и трудоспособность человека, удовлетворенность работой, а затем — и на ее результаты.

К любому рабочему месту на практике выдвигаются соответствующие тре­бования, которые могут быть частично выражены количественными показа­телями — нормами и нормативами, а некоторые поддаются лишь качествен­ному описанию.

Ряд требований, прежде всего в области санитарии, техники безопасности, правил эксплуатации оснащения и т. п., являются обязательными, и за нару­шение их руководитель может понести ответственность до уголовной вклю­чительно. Другие относятся пока что к желательным (эстетичность, эргоно-мичность и т. п.), но пренебрежение ими оказывает непосредственное влия­ние на производительность труда, а поэтому для предприятия они имеют важ­ное значение.

Под организацией управленческого труда понимают порядок, правила слу­жебного поведения в аппарате управления, направленные на выполнение пер­спективных и текущих задач руководителями, специалистами и другими ра­ботниками управления в соответствии с действующими должностными инст­рукциями и положениями о структуре подразделения. Организация труда в аппарате управления основывается на разработке комплекса регламентов, которые определяют: место и роль каждого структурного подразделения ап­парата управления и каждого работника в системе управления; порядок вза­имосвязей между ними; формы влияния на деятельность объекта управле­ния; способы контактов с внешней средой.

Организация управленческого труда как система — есть результ упорядо­ченной деятельности и неотъемлемая составная часть управления.

Требования к организации рабочих мест можно сгруппировать следую­щим образом: информационные, экономические, эргономические, гигиеничес­кие, эстетические, технические, организационные.

Информационные требования охватывают комплекс мероприятий по информационному обеспечению рабочего места: определение объемов и струк­туры информации рабочего места, которая обрабатывается на нем, создается и передается на другие рабочие места; проектирование информационных пото­ков, в систему которых включается рабочее место и др.; информация должна быть достаточной для выполнения служебных обязательств работников.

Экономические требования предполагают организацию рабочего места в аппарате управления, с минимальными затратами на его содержание, но достаточными для его нормального функционирования. Целесообразна так­же оценка рабочего места по критерию оптимальности, т. е. эффект от дея­тельности работника на рабочем месте должен превышать затраты на содер­жание этого рабочего места.


Эргономические требования связаны с созданием оптимальных усло­вий труда человека, которые делают его высокопроизводительным и надеж­ным, и вместе с тем обеспечивают человеку необходимые удобства и сохраня­ют его силы, здоровье и трудоспособность. Таким образом, все, что окружает работающего человека, создавая ему определенную рабочую среду, — мебель, помещение, оборудование, машины, механизмы и другие орудия труда — долж­ны отвечать требованиям эргономики (наука о функциональных возможно­стях человека в трудовых процессах) и быть максимально приспособленны­ми к человеку, к его физической, физиологической, эстетической природе.

Гигиенические требования предусматривают обеспечение норм: освеще­ния рабочих мест; воздухообмена; температурного режима; влажности; шума и других факторов рабочей среды, которые влияют на здоровье и трудоспо­собность человека.

Эстетические требования относятся к внешнему оформлению рабочей среды: внешний вид помещения и средств труда, их цветовая гамма, наличие цветов в интерьере и пр.

Технические требования предусматривают соблюдение норм необходи­мого пространства для выполнения определенной работы. Это площадь, на которой устанавливают необходимую мебель и оборудование, место самого работника, а также площадь проходов к столу, оборудованию, другому рабоче­му месту и т. п.

Действующие санитарные нормы устанавливают такие размеры рабочих мест для разных категорий управленческого аппарата, м2:

— руководитель предприятия — 25—55;

— заместитель руководителя — 12—35;

— руководитель большого структурного подразделения — 12—35;

— руководитель отдела, его заместитель, главный специалист — 8—24;

— специалист — 4—8;

— старший делопроизводитель — 5—7;

— заведующая машбюро, машинистка, младший делопроизводитель 3—4.

Однако эти нормы могут быть лишь ориентиром при организации и пла­нировании рабочих мест, поскольку они не учитывают всего многообразия условий труда работников различных профессий. Поэтому для определения общей площади рабочего места Побщ в каждом конкретном случае целесооб­разно использовать суммарный метод расчета, при котором учитывают пло­щадь трех составных частей рабочего места:

■'-'общ -'-'рп -'-'о -*-*пр»

где Прп — площадь, необходимая для работы и передвижения работников;

П0 — площадь, которую занимает оборудование;

Ппр — площадь для проходов.

При таком методе подсчета можно учесть также необходимую площадь для посетителей.


Согласно организационным требованиям необходимо определить сферу компетенции каждого работника на конкретном рабочем месте, его права, обязательства, подчиненность, вертикальные и горизонтальные связи с други­ми рабочими местами, формы и методы стимулирования эффективного тру­да. Эти вопросы решаются разработкой положений о структурных подразде­лениях аппарата управления и должностных инструкций работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: