Хорда – отрезок прямой, соединяющий две наиболее удаленные точки профиля А и В; длина хорды обычно обозначается буквой b.
Контур профиля принято задавать относительными координатами верхнего
и нижнего
обводов профиля в зависимости от относительной продольной координаты
:
.
Средняя линия – геометрическое место точек, равноотстоящих от верхнего и нижнего обводов по перпендикуляру к хорде. Координаты средней линии можно найти по формуле
в абсолютном или относительном виде.
Расстояние между верхней и нижней частями контура в каком-нибудь сечении, перпендикулярном хорде, называется абсолютной толщиной профиля (изменяется вдоль хорды) и обозначается с. Максимальную толщину обычный тонкий дозвуковой профиль имеет в сечении
= 0,2…0,4.
Относительная толщина профиля – отношение максимальной толщины к длине хорды
(
% в зависимости от назначения профиля).
Относительная вогнутость – отношение максимальной ординаты средней линии (стрелы прогиба) к длине хорды:
(обычно
).
Аэродинамические характеристики профилей обычно представляют с помощью коэффициентов сил и моментов:
– коэффициент подъемной силы;
– коэффициент силы лобового сопротивления;
– коэффициент момента, где М – момент аэродинамической силы R относительно оси OZа;
– скоростной напор невозмущенного набегающего потока; b – хорда профиля;
– плечо равнодействующей аэродинамической силы.
В аэродинамической практике часто используют такое понятие, как качество профиля
, которое показывает соотношение между подъемной силой и силой лобового сопротивления профиля, крыла или летательного аппарата в целом. Величина К может изменяться от долей единицы (для бескрылых ЛА при больших углах атаки) до значений порядка 40...60 (для безмоторных ЛА – планеров или для ЛА с ограниченными запасами топлива, предназначенными для выполнения полетов большой протяженности).
Аэродинамические характеристики различных профилей помещены в атласах профилей в виде таблиц или (и) графических зависимостей. На графиках (рис. 8.2) приведены примерные зависимости коэффициентов подъемной силы и силы лобового сопротивления для несимметричного профиля от угла атаки (рис. 8.2, а) и так называемая поляра первого рода – зависимость
(рис. 8.2, б).

а б
Рис. 8.2. Аэродинамические характеристики профиля:
а – несимметричный профиль; б – поляра первого рода
Остановимся более подробно на зависимостях
и
(рис. 8.2, б). При
профиль не создает подъемной силы. Увеличение угла атаки приводит к росту величины коэффициента подъемной силы. Зависимость
при углах атаки до значения
имеет линейный характер, пока на поверхности профиля сохраняется безотрывный характер течения. В аналитическом виде линейную зависимость
можно записать следующим образом:
, где
– коэффициент подъемной силы при нулевом угле атаки;
.
При больших углах атаки линейность изменения
нарушается в связи с появлением отрыва потока на верхней поверхности профиля. При
величина
достигает своего максимума, дальнейшее увеличение угла атаки приводит вначале к плавному снижению коэффициента подъемной силы (в связи с развитием отрыва потока и охватом им все большей части поверхности профиля), а затем практически к ее исчезновению (обрыв кривой
. В этот момент отрыв потока охватывает всю верхнюю поверхность профиля.
Поляра первого рода дает возможность получить данные о коэффициентах
и
при разных углах атаки и оценить их соотношение через качество профиля. Угол
наклона прямой, проведенной из начала координат через некоторую точку кривой, позволяет определить качество профиля при данном угле атаки:
. Наибольшую величину угол
(а следовательно и качество профиля
) имеет для касательной, проведенной к поляре первого рода из начала координат. Угол атаки, обеспечивающий полет ЛА с качеством
, называют наивыгоднейшим углом атаки. При
полет ЛА происходит с наименьшими затратами мощности, т. е. с минимальным расходом топлива.
Рассматривая аэродинамические характеристики профиля, мы имели дело как бы с крылом бесконечного размаха прямоугольной формы в плане. На самом деле крылья имеют конечную величину размаха и самую разную форму в плане. Это означает, что геометрические характеристики крыла оказывают серьезное влияние на его аэродинамические характеристики.
Одними из важных характеристик крыла являются его площадь
и размах
. Формы крыльев в плане у современных ЛА очень разнообразны (рис. 8.3). Форма крыла может быть достаточно точно определена, если известны ее основные геометрические параметры (рис. 8.4):
1. Стреловидность. Она определяется углами стреловидности передней
и задней
кромок крыла. У дозвуковых самолетов угол
не превышает
, у околозвуковых и сверхзвуковых самолетов стреловидность достигает
и более. У современных скоростных самолетов стреловидность переменна по размаху крыла.
2. Удлинение. Удлинение
представляет собой относительную величину размаха крыла. Удлинение крыла любой формы в плане может быть определено по формуле
,
где
– размах крыла, т. е. его поперечный размер вдоль оси OZ связанной системы координат;
– полная несущая поверхность крыла. Удлинение крыльев дозвуковых самолетов дальнего действия достигает 13, а для сверхзвуковых самолетов находится в пределах 5…1 и менее.
3. Сужение. Сужение крыла
представляет собой отношение корневой хорды
к концевой хорде
, т. е.
.
|
